#5 (73)
25 марта 2013

Математика Каманина

Сергей Козырев

Трибуна депутата



Медики обгонят по уровню дохода педагогов: по словам председателя комитета Смоленской областной Думы по социальной политике, главного врача СОКБ Евгения Каманина, главная экономическая задача этого года в сфере смоленского здравоохранения — повышение средней зарплаты врачам до 27,5 тысяч рублей

Это возможно в том случае, если мы со своей стороны — стороны медучреждения — будем работать интенсивнее, а ФОМС повысит тарифы на зарплату, поскольку финансирование, например, СОКБ ведется за счет средств этого фонда, — рассуждает Евгений Каманин. — В противном случае я прогнозирую определенные сложности».

— Евгений Иванович, в течение двух последних лет одним из главных вопросов сферы смоленского здравоохранения являлась реализация программы модернизации. Сегодня разговоры на эту тему немного поутихли, однако первый вопрос касается ее итогов.

 — Программа модернизации была рассчитана на 2011–2012 годы, и, бесспорно, она дала большой толчок развитию здравоохранения. Инвестиций подобного масштаба смоленская медицина не получала, пожалуй, никогда: с учетом федерального и регионального бюджетов — около четырех миллиардов (!) рублей. Сегодня, два года спустя, можно констатировать, что по всем ключевым направлениям программы модернизации — укреплению материально-технической базы медучреждений, повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи, информатизации системы здравоохранения — положительных сдвигов намного больше, чем недостатков. СОКБ, например, выполнила все задания (и по ремонтам, и по оборудованию) на сто процентов; за счет программы модернизации мы получили более четырехсот пятидесяти единиц нового медоборудования. Сегодня у нас работают два новых компьютерных томографа, 2010 и 2011 годов выпуска, аппарат МРТ 2012 года выпуска. И если ранее больным приходилось отправляться в Москву или Санкт-Петербург и платить там большие деньги за обследования, то сегодня они могут сделать это на базе СОКБ, причем совершенно бесплатно и без очереди: компьютерный томограф работает круглосуточно.

— Можно оценить итоги этой программы со стороны пациента?

 — Можно, например, исходя из статистических данных. Они также позитивны: по основным показателям оказания медицинской помощи Смоленская область имеет положительные сдвиги. Пусть пока не столь высокие, как хотелось бы, но все же по сравнению с коллегами по ЦФО мы выглядим достаточно неплохо. Речь о таких показателях, как младенческая смертность (в 2010 году она составляла 8,2 ребенка на тысячу малышей, родившихся живыми, ныне — 6,3 ребенка), смертность трудоспособного населения (в 2010 году она составляла 863 человека на 100 тысяч населения, ныне — 820 человек), смертность от травм (в 2010 году она составляла 285 человек на 100 тысяч населения, ныне — 191 человек), выживаемость пациентов, страдающих инфарктом миокарда (по сравнению с 2010 годом повысилась с 51 процента до 66 процентов).

— Год тому назад вы констатировали, что система оплаты труда медработников требует корректировки, в ней не должно быть уравниловки.

 — Я и сегодня могу повторить, что хирург, который оперирует день и ночь, переживая за каждого больного, и терапевт, который ведет прием в поликлинике, не должны получать одинаковую заработную плату. Действительно, по сравнению с перечисленными направлениями программы модернизации повышение зарплаты медработникам учитывалось в меньшей степени. Мы пытались решить эту задачу путем внедрения стандартов медобслуживания, однако их было введено немногим более двадцати при необходимых пятидесяти (и более). И если год тому назад первые лица государства говорили о том, что повышение зарплаты врачам, аналогичное повышению достатка педагогов, должно произойти лишь к 2018 году, то сегодня, с учетом задачи президента Путина, нам необходимо уже в текущем году довести среднюю зарплату врачам до 27,5 тысячи рублей, среднему медперсоналу — до 16,8 тысячи рублей, младшему — до 10,28 тысячи рублей. В СОКБ, допустим, по итогам прошлого года средняя зарплата врача составила 21,7 тысячи рублей, среднего медперсонала — 14 тысяч рублей, младшего — 8 тысяч рублей. Как видите, экономическая задача на ближайшее время мне, главному врачу, вполне ясна. За счет чего повышать зарплату? Это возможно в том случае, если мы со своей стороны — стороны медучреждения — будем работать интенсивнее, а ФОМС повысит тариф на зарплату, поскольку финансирование, например, СОКБ ведется за счет средств этого фонда. В противном случае я прогнозирую определенные сложности.

— Утверждение бюджета ФОМСа — прерогатива депутатского корпуса областной Думы?

 — Совершенно верно. Закон о бюджете территориального фонда обязательного медстрахования мы всегда рассматриваем скурпулезно, ведь сегодня большинство медучреждений зарабатывает средства именно из этого фонда. Хочешь заработать побольше — будь любезен, минимизируй пред- и постоперационное пребывание пациента в стационаре, чтобы оборот твоих койко-мест был максимальным. Однако такая математика не вполне годится, если речь идет о здоровье и жизни людей. Нормативы и стандарты жестко регламентируют длительность пребывания пациента по каждому из заболеваний. Но одно и то же заболевание у разных людей протекает индивидуально, по- разному. И мы порой ориентируемся не на нормативные сроки, а на конкретную ситуацию. Если, допустим, пациент прибыл из отдаленного района, где просто нет должных условий постоперационной реабилитации, конечно, оставляем его на некоторое время сверх положенного нормативом, а как иначе? Ведь мы — врачи — несем полную ответственность за последствия проведенных нами операций.

Все это приводит к тому, что иногда зарабатываем меньше того, чем могли бы при неукоснительном исполнении нормативов… Тем не менее имеющихся средств более-менее хватает, а что касается упомянутого повышения заработной платы в 2013 году, то, повторюсь, пока не будут увеличены тарифы, будут сложности. Ранее бюджет ФОМСа составлял 5,5 миллиарда рублей, на этот год его расходы утверждены в размере 6,2 миллиарда рублей. Рост бюджета фонда стал возможен в том числе за счет улучшения сбора налоговых поступлений и дотаций федерального ФОМСа.

— При общем бюджетном финансировании смоленского здравоохранения в размере…

 — Около восьми миллиардов рублей. Шесть миллиардов — доля ФОМСа, еще порядка двух миллиардов — средства регионального бюджета, которые, по моему глубокому убеждению, нужно использовать в первую очередь на укрепление материально-технической базы медучреждений, их содержание и текущий ремонт.

— Смоленская областная Дума приняла несколько монетарных решений по кадровой проблеме смоленской медицины. Ощущаете ли вы их результат?

 — Откровенно говоря, пока желаемого результата не вижу. Почти сорок (!) процентов выпускников медакадемии не работают по своей специальности: либо устраиваются в коммерческие медицинские структуры, либо отправляются в Москву и Московскую область. Поэтому большинство медучреждений Смоленской области в той или иной степени испытывает кадровый дефицит.

Вы верно отметили, Смоленская областная Дума принимала несколько решений по кадровому вопросу. К примеру, мы пытались и пытаемся максимально заинтересовать студентов, окончивших медакадемию, чтобы они не уезжали сразу же в другой, более перспективный регион. В начале 2012 года Дума приняла и направила обращение к главам смоленских муниципалитетов, в котором предлагала активизировать работу с будущими врачами, обучающимися в СГМА, и самостоятельно перед выпуском потока отбирать молодых специалистов, необходимых для нужд своего района. В качестве материальной мотивации местные бюджеты могли в течение двух лет обучения таких выпускников в ординатуре выплачивать ежемесячную стипендию в размере двух-трех тысяч рублей, заключив при этом договор, обязывающий их отработать в медучреждениях данного района не менее трех лет. В некоторой степени такой вариант заменяет советскую систему распределения, но я, кстати, убежден, что с ее отменой мы в свое время очень поторопились. Я, например, окончив медакадемию, отработал семь лет по распределению на Урале, и в этом вижу только плюсы. Для начинающего врача поработать в районе, набраться опыта — это очень здорово.

В одних районах местные власти шли нам навстречу, в других — не очень. Тем не менее, каждый глава муниципалитета понимает, что несет ответственность за состояние здоровья жителей и должен как-то заинтересовать молодых специалистов: жильем, субсидией на оплату ЖКУ, выделением средств на покупку дров (там, где используется печное отопление) или чем-то еще.

Другое, гораздо более серьезное с материальной точки зрения решение Смоленская областная Дума приняла в части оказания помощи молодым специалистам, отправляющимся работать в области медицины на село — они получают из регионального бюджета так называемые «подъемные».

Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2013 год выделено около 49 миллионов рублей на реализацию областного закона «О мере социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа или городах на территории Смоленской области».

— Ваш комитет — комитет областной Думы по социальной политике — вообще является одним из самых «плодовитых» в законотворческом процессе.

 — Действительно, по статистике 2012 года из всех законов, принятых Смоленской областной Думой, тридцать шесть процентов — законы социального комитета. Чуть ли не половина, понимаете? Что, в общем то, очевидно, ведь в поле нашего зрения не только медицина, но и образование, и дети, и инвалиды… Некоторые ключевые законы повторяются (такие как, например, ежегодный закон о бюджете), и каждый год перед их принятием мы должны доказать необходимость выделения такого-то объема финансов на такие-то нужды социальной сферы. Несмотря на дефицит бюджета, на госдолг, мы последовательно отстаиваем свою позицию, поскольку население Смоленской области в принципе не должны волновать проблемы вроде бюджетного дефицита или большого размера государственного долга. Мы, депутаты, должны искать и находить возможности своевременного и полного финансирования социальной сферы региона. Что и делаем: бюджет Смоленской области является социально-ориентированным, около семидесяти процентов его расходов направляется именно на социальные нужды.

— Евгений Иванович, вы около полугода возглавляете смоленское городское отделение «Единой России», а с конца 2012 года — и ее фракцию в областной Думе. Сегодня политические партии выходят на очередной марафон, который завершится осенью избранием пятого созыва Думы. Какие процессы происходят в «Единой России», с чем она намерена обратиться к избирателю в ходе выборной кампании?

 — Вы задаете мне очень сложный вопрос. Вы сами знаете, что в целом в России, и в определенной степени в Смоленской области, авторитет «Единой России» не так высок, как этого хотелось бы. По многим причинам. Во-первых, видимо, руководство партии не всегда уделяет достаточного внимания такой работе: обратите внимание, сколько негатива в отношении «Единой России», связанного с работой тех или иных федеральных министерств и ведомств. У людей возникает некоторый элемент сомнения в том, насколько правильно, корректно ведет себя «Единая Россия». Это нужно честно и открыто признать.

Другое дело, на уровне региона нужно повышать партийный авторитет, это бесспорно. Мы должны начать работать иначе, привлечь внимание смоленских избирателей к массиву позитивных решений, претворенных в жизнь силами «Единой России».

Взять хотя бы совместную работу с нашим социальным комитетом, которая, повторюсь, вовсе не ограничивается вопросами здравоохранения. На протяжении нескольких лет мы активно занимались решением проблем образования, установления минимального размера потребительской корзины и уровня прожиточного минимума; решали вопросы о повышении стипендий студентам, о выделении школам средств на бесплатные учебники и школьное питание; уменьшили на пять лет стаж, необходимый для получения статуса ветерана труда; приняли закон о мере социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей, внесли изменения в закон «Об областном государственном единовременном пособии при рождении ребенка», увеличивающие возможный срок обращения за назначением областного государственного единовременного пособия при рождении ребенка с шести месяцев до одного года.

И каждое такое решение — это дополнительные бюджетные ассигнования в помощь тем или иным смолянам. Такая вот математика.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/073/07