«Это нужно живым»
Юбилей
26 марта 2013 года исполняется сто лет со дня рождения Бориса Николаевича Муравчика
Возможно, эту «юбилейную» публикацию следовало предварить текстом, преисполненным пафосными нотками в стиле «никто не забыт, ничто не забыто»… Но захотелось сказать прямо то, о чем вслух говорить не принято. Отдаем отчет в том, что не всем чиновникам придется по душе наша прямота, но давайте уже признаем: господа, у нас большие проблемы! И не только потому, что «нынешнее племя» руководителей «уже не то». А потому что мы с легкостью предаем забвению «героев вчерашних дней». Да, мы свято чтим память о ратных подвигах смолян, отдаем дань уважения ветеранам и скорбим о погибших в страшные годы Великой Отечественной. Но после развала СССР мы
Борис Николаевич Муравчик родился в Черниговской области. Окончил техникум путей сообщения, начал трудовую деятельность помощником машиниста паровоза. В 1939 году вступил в ряды КПСС. Участник войны. После окончания Великой Отечественной войны окончил сначала Московский электромеханический институт железнодорожного транспорта, затем Московскую академию железнодорожного транспорта. В 1961 году возглавил
Откровенно говоря, о судьбе и жизненном пути Бориса Муравчика мы узнали от его соратников, людей, свято хранящих память о нем. А их становится все меньше… и если мы и дальше будем так же пренебрежительно относиться к героям времени больших трудовых свершений, однажды наступит день, когда могила Бориса Муравчика — человека, сделавшего для развития города Смоленска столько, что «новой плеяде» руководителей и не снилось — окажется одной из неприметных, «забытых» могил Братского кладбища.
Очень хочется верить, что хотя бы материалы, вышедшие в прессе к столетию со дня рождения этого без преувеличения «человека с большой буквы», не останутся без внимания депутатов Смоленского городского Совета, и память о нем будет увековечена. В конечном итоге «это нужно не мертвым, это нужно живым».
Борис Муравчик — фронтовик, первый секретарь Смоленского горкома КПСС в 1961–1973 годах; руководитель, при котором Смоленск получил мощнейший толчок в развитии. Он умер в 1998 году, в возрасте 85 лет, прожив яркую, наполненную событиями жизнь. Люди старшего поколения, которым посчастливилось работать с Муравчиком, вспоминают о нем со словами самой искренней благодарности. Мы их слушали, удивляясь разнице масштабов задач, стоящих перед руководством города тогда и сегодня… И ведь решали же! Да, время было другое. Но и люди другие.
Алексей Орлов
председатель Смоленского облисполкома (1987—1991 гг. )
— Я очень хорошо знал Бориса Николаевича, работал с ним. Это было время глобальных перемен в
Конечно, личность такого руководителя, как Борис Николаевич Муравчик, сыграла в развитии города далеко не последнюю роль. Муравчик — высокообразованный человек, интеллигент, прошедший прекрасную школу практической хозяйственной работы. Всегда спокойный, выдержанный, с хорошим чувством собственного достоинства, он обладал большой силой убеждения, умением не только выслушать человека, но и строго спросить при необходимости. Его авторитет среди руководителей города и трудящихся был очень высок. Его рассуждения всегда были просты и чрезвычайно доходчивы. Он не давил на нас своим авторитетом, но при общении его мысли, его воля передавались нам так, будто это были наши мысли, наша воля.
Я начал с ним работать еще в 1965 году. Был инструктором отдела строительства и городского хозяйства, потом заведующим отделом. Позже, когда я работал первым заместителем председателя, председателем Смоленского горисполкома, постоянно учился у Бориса Николаевича. Это хорошая жизненная школа. Он сам писал доклады для выступления на пленумах, собраниях, выступал очень ярко, владел ораторским мастерством. Его слова не расходились с делами, очень уважительно относился к людям. Личность! И еще хочу отметить: никакие изменения положения не изменяли его натуры. Один раз определившись, он укреплял в себе это сознание и таким оставался. Руководителя такого масштаба, руководителя, оставившего после себя столько хорошего для Смоленска и его жителей, я не знаю. И всегда с теплотой и благодарностью я вспоминаю о Борисе Николаевиче.
Василий Воровченко
заместитель председателя Смоленского облисполкома (1987—1991 гг. )
— Я хорошо знал Бориса Николаевича, так как мне посчастливилось работать под его руководством в Смоленском горкоме КПСС. Человек с большой буквы, он воспитал плеяду отличных руководителей, добросовестных, самостоятельных. Всего в жизни добился сам. Начинал свой путь с помощника машиниста паровоза, прошел все производственные ступеньки до заместителя начальника управления Западной железной дороги. Когда управление этой железной дороги упразднили, Борис Николаевич перешел на партийную работу и возглавил
Был делегатом нескольких партийных съездов, орденоносцем. Но в нем не было ни капли зазнайства, напыщенности. Когда меня спрашивают, а что при нем было построено, я отвечаю, что практически вся промышленность, все заводы в Смоленске строились (некоторые были заложены) при нем. Это было начало массового застраивания Поповки: один за другим вступали в строй заводы. Именно при Муравчике Смоленск превратился в промышленный центр. Это был человек созидания! Он умел очень четко определять цели, ставить задачи и добиваться их исполнения. И по всей строгости спрашивал с тех, кто, дав слово, не держал его. Это был кристально честный, интеллигентный человек, он никогда не позволял себе повысить голос на подчиненного, всегда обращался на «вы». Он шел по жизни с высокой моралью. И потом, на всем своем жизненном пути я старался поступать так, как поступил бы он. Борис Николаевич всегда был тем «маячком», на который я всегда равнялся.
Конечно же, мы все, кто работал под его руководством, относились к нему с искренним уважением. О своих подчиненных, об их проблемах Борис Николаевич знал все, никогда не забывал спросить о здоровье детей. Он хотел сделать Смоленск красивым, ухоженным, удобным для жизни людей, и это ему удалось. Редкого ума, редкой человечности был Борис Николаевич. Он жил и работал для блага людей. И оставил после себя огромный след — заводы, жилые кварталы, детские сады, школы. До сих пор люди работают на этих предприятиях, живут в этих домах. Далеко не всем удается прожить такую яркую жизнь и оставить после себя такой след.