#4 (72)
11 марта 2013

«Весь мир — театр.
В нём люди все — актеры…»

Антон Савенок

Машина времени

В прошлом номере журнала мы рассказали вам о писателях, чьи жизни и судьбы так или иначе были связаны со Смоленском и Смоленщиной. Сегодня на очереди «работники артистического цеха» — режиссеры, актеры и актрисы. Не удивляйтесь, что в этом материале вы не встретите таких всенародно известных и горячо почитаемых великих русских артистов, как Анатолий Дмитриевич Папанов и Юрий Владимирович Никулин. Относясь к ним с глубочайшим пиететом мы, тем не менее, решили, что за последние годы они были совершенно не обделены заслуженным вниманием и критиков, и историков, и простых смолян. А вот рассказы о других тружениках сцены и экрана, думается, вызовут немалый читательский интерес

При подготовке использованы материалы электронного журнала «INFO Смоленск 2013» № 8, выпускаемого Главным управлением по подготовке к празднованию 1150-летия со дня основания города Смоленска

Владимир Высоцкий
[1938–1980]


Говорить и писать о Владимире Высоцком — дело неблагодарное. Любая мысль, любое слово с вероятностью в 99,9 процента станет повторением уже когда-либо сказанного и написанного. Десятки книг, сотни статей, фильмы, художественные и документальные — и это все о нем. «Непродажного его отоварили!« — жестоко, но искренне написал и спел Розенбаум. Как пик всего «околоВысоцкого» — последний фильм с мертвым лицом Сергея Безрукова…

Но сказать все равно хочется. Сказать про то, что никогда не довелось видеть его живьем, быть на его концертах. Про то, как в четырнадцать лет исписал две общих тетради его стихами, и как их читал весь класс, все друзья. Про страшное потрясение, наверное, первое в жизни, испытанное 25 июля 1980 года у приемника ВЭФ-201. Про слезы на глазах у таких же смоленских пацанов, моих друзей… Пусть все заветные слова останутся в душе. И я их обязательно скажу ему когда-нибудь.

Я не буду писать здесь о детстве и юности поэта и артиста, о Большом Каретном и Малой Грузинской, о Таганке и Любимове, о Гамлете и Жеглове. Вспомню лишь два небольших эпизода.

С нашим городом Владимира Высоцкого связывало крайне мало. Тем не менее, личность такого масштаба даже мимоходом оставляет глубокие следы в душе и памяти людей. Хотя тот факт, что дав за свою недолгую жизнь более тысячи концертов, Высоцкий ни разу не посетил наш город с творческим визитом, конечно, немного удручает. Но тут, как говорится, ничего не попишешь и ничего не исправишь.

Тем не менее, дважды Высоцкий бывал в Смоленске.

Первый раз — в 1965 году на съемках фильма «Я родом из детства». Это был первый художественный фильм, который снимался в Смоленске. Высоцкий играл в нем небольшую роль пришедшего с войны лейтенанта-танкиста Володи. Но, конечно, не этой ролью запомнился всем фильм. В людской памяти он навсегда оставил свой след несколькими песнями Владимира Семеновича, ставшими культовыми в его «военном творчестве»: «Братские могилы», «Звезды», «Штрафные батальоны», «Высота», «Холода»…

Кстати, режиссером-постановщиком «Я родом из детства» был Виктор Туров, также тесно связанный творчеством и всей жизнью с нашим городом.

Второй визит Высоцкого в Смоленск был гораздо более интригующим. Он точно датирован документально — 13 сентября 1970 года.

В этот день Владимир Высоцкий и Марина Влади по дороге в Москву заехали в Смоленск передохнуть от долгой дороги (Высоцкий встречал Марину, ехавшую из Парижа на своей машине, в Бресте).

Автомобиль был оставлен ими около гостиницы «Россия» (позже — «Центральная»). Сами же они зашли в ресторан перекусить. Выйдя через некоторое время из ресторана, Высоцкий и Влади обнаружили, что их машину… обворовали. Пропали шуба, пальто и более сорока музыкальных дисков. Нетрудно представить, что сказал в эту минуту Владимир Семенович, кого он помянул и чего пожелал.

Тем не менее, смоленская милиция в тот день была явно на высоте: уже через час вор был пойман, а похищенные вещи возвращены артистам. В благодарность за отличную работу Марина Влади подарила смоленскому следователю Петру Стукальскому свою фотографию с дарственным автографом. Владимир Высоцкий тоже расписался на фотографии. Позже смоленские милиционеры, вспоминая об этом трагикомичном эпизоде, утверждали, что фамилия «звездного» воришки не вошла в анналы истории. Некоторые современники тех памятных событий авторитетно заявляли, что «скачок» совершил некий Михаил Ивченков — некрупный местный воришка, вроде бы даже удостоившийся чести схлопотать по «физии» от «самого Высоцкого».

Как знать, может именно этот эпизод и стал причиной того, что больше наш город Высоцкий решил не посещать. Так, на всякий случай, от греха подальше…

Тем не менее, всего одна строфа из его стихотворения-песни увековечила имя Смоленска больше, чем многотомные труды историков и амбициозные потуги политиков.

«А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк, // Горящие русские хаты. // Горящий Смоленск и горящий рейхстаг. // Горящее сердце солдата…»

Спасибо вам за эти строки, Владимир Семенович, от всех смолян — искреннее спасибо!

Алексей Герман
[1938–2013]


21 февраля 2013 года Алексей Герман-старший покинул этот мир… К смерти таких людей невозможно привыкнуть. Каждая такая потеря (а их год от года все больше) оставляет шрам на сердце, пустоту в душе и слезы на глазах. Кто-то по телевизору сказал: «Ушел последний из великих…» Сразу подумалось: «Как же последний?! Ведь это же очень обидно услышать Рязанову, Захарову, двум Михалковым, в конце концов!" А потом пришло осознание, что они как раз-таки и не обидятся, поскольку понимают всю правоту этих горьких слов.

Уходят великие, уходят талантливые. Безвозвратно уходит наше старшее поколение. Со спокойной ли душой покидают этот мир те, кто столько сделал для того, чтобы он стал лучше, чище, добрее? Кто остается, кто приходит им на смену?

«Малый человек и на горЕ мал; исполин велик и в яме!« — сказал когда-то Ломоносов.

Много их сейчас, тех, кто на горе.

Алексей Юрьевич Герман родился 20 июля 1938 года в Ленинграде в семье писателя Юрия Павловича Германа и Татьяны Александровны Риттенберг.

Окончив школу, Герман поступает на режиссерский факультет Ленинградского театрального института им. Островского в мастерскую Александра Музиля.

Свою первую в жизни профессиональную постановку двадцатидвухлетний Алексей Герман (в ту пору еще просто Герман, без приставки «старший») осуществил в декабре 1960 года на сцене смоленского драматического театра.

Вот как вспоминал Герман свою первую, «смоленскую» постановку.

«Я собирался ставить там пьесу Вадима Коростылева „Верю в тебя“, но они в последний момент чего-то испугались, и я взялся за детскую сказку. Она называлась „Мал, да удал“. Я очень старался. Почти полностью это дело переписал и поставил, употребив туда всю свою фантазию. Массу всего напридумывал. Мы с художником разрисовали занавес светящимися красками, и потом у нас самих светились зубы, потому что нельзя было долго работать с этой краской — вредно. На сцене горели какие-то костры, я умудрился двух артистов поставить на специальные подставки, пустить через них электрический провод, и когда они скрещивали мечи, то летели искры. В столичных театрах мне ничего подобного и близко не позволили бы. Такое было возможно только в Смоленске и только с молодыми артистами, истосковавшимися в провинции.

Мне и теперь кажется, что я тогда сделал неплохой спектакль. Огромный зал смоленской драмы был битком…»

Двадцать дней без войны Кто знает, может быть, именно этот удачный дебют со сказкой «Мал, да удал» придал Герману уверенности в своих силах, послужил отправной точкой для всех его будущих великих работ. Этого мы, увы, никогда не узнаем. Но очень хочется в это верить. Верить в то, что наш город оставил и в судьбе, и в творчестве Мастера свой скромный след. Что, снимая свои «Двадцать дней без войны» с нашим великим земляком Юрием Никулиным в главной роли, режиссер и актер чувствовали невольное родство душ, основанное на любви к нашему городу, к Смоленщине.

«Мой друг Иван Лапшин» За свою долгую кинематографическую жизнь Алексей Герман снял всего семь фильмов. Но, может быть, за исключением первых «проб пера» (фильмы «Рабочий поселок» и «Седьмой спутник») все его картины по праву вошли в золотой фонд не только советской и российской, но и мировой кинематографии: «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину» и, наконец, последний, самый трудный и, наверное, самый дорогой для режиссера фильм «История арканарской резни», которому позже было возвращено название романа, по которому он снимался: «Трудно быть богом».

Про последнюю работу режиссера следует сказать особо.

«История арканарской резни» Подобно Михаилу Булгакову, Герман работал над главным делом всей своей жизни целых двенадцать лет, и так же не дожил до выхода своего творения в большой свет. Съемки были чрезвычайно трудными. Часто возникали творческие конфликты режиссера и актеров. В процессе работы лента несколько раз меняла название, пока, наконец, не было окончательно утверждено наименование «История арканарской резни», которое, впрочем, в итоге опять изменилось на первоначальное.

Работа над фильмом из-за проблем с финансированием несколько раз надолго останавливалась, потом возобновлялась вновь.

Герман все-таки доснял картину, завершил главное дело своей жизни и… ушел, предоставив нам, зрителям, решать «Трудно быть богом?»

Людмила Касаткина
[1925–2012]


Из интервью газете «Рабочий путь» (сентябрь 2010 года): «…Я родилась в селе под Вязьмой. Но стала понимать, что такое родина, когда в четырехлетнем возрасте вместе с семьей переехала в Москву. Бабушка ждала свою Люсю каждое лето, и мама привозила меня на каникулы в Володарское. Я купалась в пруду, полном пиявок — они впивались в меня, сосали кровь… Я с криком выбегала на берег, и мальчишки с девчонками отрывали от тела этих кровососов. И это было здорово, потому что это была родина.

В селе жило много стариков с бородками. Они говорили: „Детка, вот газетка. Почитай нам. Ты быстро читаешь“, и я читала им эти газеты. Если во мне есть что-то хорошее, это потому что я общалась с людьми на Смоленщине. Если я хотела пить, то стучалась в первый попавшийся дом: „Дайте мне, пожалуйста, воды“. И женщина выносила проходящему ребенку на порог не воду, а стакан молока. Это проявление доброты. На Смоленщине живет абсолютное большинство очень добрых людей. Вот это доброта и отличает мою родину».

Среди всех наших именитых земляков Людмила Ивановна Касаткина — одна из очень немногих, до последних дней жизни сохранивших тесную связь со своей малой родиной, со Смоленщиной. Удивительно цельный человек, очень красивая женщина с очень неженским характером, яркий и многогранный талант — все это Касаткина.

Себя Касаткина называла однолюбкой: один муж, один сын, один театр.

Действительно, в родной театр Советской Армии она пришла в далеком 1947 году, сразу после окончания ГИТИСа, и оставалась в нем до последних дней своей жизни. С мужем, режиссером Сергеем Колосовым, прожила больше шестидесяти (!) лет. И театр, и муж щедро платили Касаткиной за столь редкую по любым меркам верность и преданность.

«Укротительница тигров» Свои лучшие кинороли Людмила Касаткина сыграла именно в фильмах своего мужа (хотя оглушительный успех пришел к молодой актрисе гораздо раньше — после прекрасных лирических комедий «Укротительница тигров» и «Медовый месяц» с блистательным Павлом Кадочниковым в партнерах).

В 1960 году Сергей Колосов взялся поставить на телевидении шекспировскую пьесу «Укрощение строптивой». На роль Катарины пригласил Касаткину, которая играла эту героиню на сцене ЦАТСА. Это была первая совместная работа мужа и жены. За нее Людмиле Ивановне на втором Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло был присужден первый приз &‐ «Золотая нимфа».

После этого последовали чрезвычайно интересные совместные работы актрисы и режиссера в фильмах «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Операция «Трест», «Помни имя свое», «Свеаборг», «Диалог».

«Помни имя своё» Картина «Помни имя свое» стоит особняком в ряду замечательных киноролей Касаткиной. Для этой роли она похудела на двенадцать килограммов и из-за этого, а также из-за чрезвычайно высокого эмоционального накала съемочного процесса, часто теряла сознание прямо на съемочной площадке… За роль в кинокартине была удостоена звания народной артистки СССР и заслуженного деятеля культуры Польши.

Всего Людмила Касаткина снялась в двенадцати фильмах Сергея Колосова. Более чем за сорок лет совместной работы они научились понимать друг друга с полуслова. И практически каждая из их совместных работ становилась событием. При этом режиссер не боялся использовать талант своей жены зачастую совершенно в противоположных ролях. Благодаря мужу Людмила Касаткина сыграла на экране очень разные, яркие женские характеры, совершенно непохожие женские судьбы.

В 90-е годы Людмила Касаткина, как и большинство ее коллег по искусству, практически не снималась в кино. И здесь на помощь актрисе пришел родной ЦАТСА, где ее по-новому открыл режиссер Александр Бурдонский. Актриса сыграла в трех его постановках: «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» (в последнем спектакле актриса играет роль английской королевы Елизаветы).

Буквально до своих последних дней Людмила Касаткина поддерживала тесную творческую и общественную связь с родной Смоленщиной. Она руководила набранным ею курсом в Смоленском государственном институте искусств в течение четырех лет и приезжала в Смоленск для вручения дипломов своим студентам-выпускникам, принимала участие в кинофестивале «Золотой Феникс», была членом федерального организационного комитета по подготовке к празднованию 1150-летия со дня основания Смоленска…

Ушла из жизни великая русская актриса 22 февраля 2012 года, лишь на одиннадцать дней пережив своего любимого мужа.

Дина Корзун
[1971


В искусстве всегда ценились и ценятся «штучные» личности. Человек даже изначально совершенно незаурядный, чье творчество поставлено на поток, очень быстро выхолащивает свой талант, скатывается к штампам и конъюнктуре. Есть, конечно, абсолютные гении калибра Пушкина или Моцарта, но их для человечества Богом отмерено так мало…

В нашем кинематографе были и есть «штучные» режиссеры — Тарковский, Сокуров, Герман, «штучные» сценаристы — Шпаликов, Горин, «штучные» актеры —

Даль, Солоницын, Кайдановский, Меньшиков, Цыганов, «штучные» актрисы — Фрейндлих, Самойлова, Быстрицкая, Хаматова. К этой же категории я смело отнесу и Дину Корзун. Нашу землячку Дину Корзун.

Дина Александровна Корзун родилась 13 апреля 1971 года в Смоленске. Жили они с мамой — инженером по технике безопасности на чулочной фабрике — в огромной коммунальной квартире на окраине Смоленска. Соседи в большинстве своем были служащими и рабочими той же фабрики.

«Мама меня водила на балет шесть лет, и это поправило мою осанку: я же всегда была высокая и сутулилась. Мы жили в одной комнате в коммуналке, а рисовала я и днем, и ночью. И хотя мама не могла спать при включенном свете, она никогда не запрещала мне рисовать и терпела мои занятия. Вообще она всегда меня хвалила и предлагала пробовать что-то новое. Это она первая задумалась о том, что мне должно понравиться в театре…»

Окончив школу, Дина без труда поступила на художественно-графический факультет смоленского пединститута, где поначалу ей очень нравилось учиться, а потом она перестала ощущать новизну в своих занятиях живописью, перестала понимать, зачем ей все это нужно. Перспектива просидеть всю жизнь за мольбертом наводила на нее ужас.

«Не то что я хотела быть художником, просто это было логично, и мама на это меня настраивала. Я всю жизнь рисовала и рисую с большой страстью — это, наверное, от папы. Потом я начала ходить в школу, вернее сначала в изостудию при Дворце пионеров, а потом поступила в художественную школу, где училась и скульптуре, и композиции, и графике. А потом поступила на художественно-графический факультет. Но там мне как-то не понравилось, потому что это был вуз и надо было очень серьезно ко всему относиться, включая начертательную геометрию и историю КПСС. Это отбило всю охоту, и я как-то очень быстро потеряла интерес к учебе…»

Творческий кризис совпал с началом набора на актерский факультет при смоленском музыкальном училище. К удивлению родственников, Дина сдала все экзамены… Тем не менее, вскоре она переехала в Москву, где ее ожидало сразу несколько важных событий в жизни: рождение сына Тимура и поступление в школу-студию МХАТ.

После окончания вуза Дину Корзун приняли в труппу МХАТа, в котором она сыграла несколько ярких и запоминающихся ролей, но в 2000 году его покинула.

В кино Дина начала сниматься с 1994 года. Ее дебютом стала роль в притче Маргариты Подъяпольской — короткометражном фильме «Она внутри стен».

Однако до 1998 года никаких значительных ролей в кинокарьере не было. Настоящую известность актрисе принесла роль глухой девушки по имени Яя в фильме Валерия Тодоровского «Страна глухих» (1998 год).

Дина Корзун рассказывала: «Сыграть эту роль было нелегко. Меня консультировал сурдопереводчик, пришлось побывать в колледже и интернате для глухих детей. Хотелось понять, как живет, чувствует и мыслит моя героиня, избежать приблизительности в игре. Судьба у нее нелегкая: она воспитывалась в интернате, в Москве работает танцовщицей стриптиза. Яя — так зовут девушку — не верит людям, боится окружающего мира. Мне кажется, что ее история — очень московская».

Роль Дина исполнила необыкновенно достоверно. Глухие, глядя на актрису на съемочной площадке, говорили, что у нее «глухие глаза». Потрясающая игра принесла ей премию «Ника» и премию московских кинокритиков.

Можно довольно много говорить о творческой деятельности Дины Корзун. Но есть в ее жизни еще одно дело, за которое она заслужила любовь и искреннюю благодарность людей. Достаточно продолжительное время актриса активно занимается благотворительностью. Уже будучи замужем за бельгийским режиссером, актером и композитором Луи Франком, Дина вдруг неожиданно решила уехать волонтером в Непал. На целых два месяца. Там она работала в детском доме: играла с непальскими малышами, учила их английскому и математике и была им самым настоящим другом.

Когда Дина вернулась в Москву, она встретилась со своей подругой Чулпан Хаматовой. «Мы пили чай. Я рассказывала о своей поездке. А Чулпан мне — о маленьких пациентах врачей-онкогематологов, которых можно вылечить и спасти, но нет возможностей. Она узнала об этой проблеме после того, как ее попросили быть ведущей одного небольшого благотворительного концерта…»

В итоге Дина Корзун вместе с Чулпан Хаматовой стали учредителями благотворительного фонда «Подари жизнь», помогающего детям с онкогематологическими и иными смертельно опасными заболеваниями.

В настоящее время фонд Дины и Чулпан «Подари жизнь» активно проводит акции, концерты, аукционы, за счет средств которых были спасены сотни маленьких жизней…

Когда то, много лет тому назад два великих русских писателя — Достоевский и Тургенев — практически одними словами сказали следующее. Когда Господь призовет людей на Страшный суд и спросит их «Что вы, поняли ли вы вашу жизнь на земле и что о ней заключили?» — люди могут молча подать ему «Дон Кихота».

Думаю, что не ошибусь, сказав, что смоляне в подобной ситуации могут сказать Всевышнему: «У нас есть Дина Корзун».

Фаина Раневская
[1896–1984]


Удивительная женщина, великая актриса, неиссякаемая кладезь искрометных афоризмов, и в то же время одинокий и далеко не всегда счастливый по жизни человек.

В последнее время о Раневской очень много сказано и написано. Ее перу, ее слову приписано огромнейшее множество высказываний, никогда ею не произносимых. Сам образ этой великой женщины оброс множеством небылиц, опережающих по популярности анекдоты про Чапая и Штирлица. Целый пласт современных российских протестных настроений (не буду вдаваться в подробности, каких именно) взял на вооружение приписываемую Фаине Георгиевне фразу: «Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».

Со Смоленском Фаину Раневскую связывает очень недолгий совместный период. Тем не менее, думаю, наш город может совершенно искренне гордиться, что когда то, много лет назад Раневская ходила по его улицам и играла на его театральной сцене.

Фаина Георгиевна Раневская (урожденная Фаина Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. Увлечение кино и театром пришло еще в детстве. Настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на чеховском спектакле «Вишневый сад» на сцене МХАТа. Кстати, псевдоним «Раневская» был взят ею именно из этой пьесы.

В 1915 году Раневская уехала в Москву. Именно в эти годы она знакомится с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, Василием Качаловым.

В Москве Фаина Георгиевна окончила частную театральную школу, после которой работала актрисой в театрах Подмосковья, Крыма, Ростова-на-Дону, Архангельска и других городов.

Зимний сезон 1926 года Раневская и ее лучшая в те годы подруга актриса Павла Вульф работали в Гомеле, а в 1927 году перебрались в Смоленск, где при их участии была поставлена пьеса молодого драматурга Константина Тренева «Любовь Яровая». Павла Вульф играла в ней главную героиню — Любовь Яровую, за которую получила звание заслуженной артистки РСФСР, а Фаина Раневская исполнила роль спекулянтки Дуньки.

Кстати, с Константином Треневым, тогда еще простым школьным учителем, пишущим на досуге пьесы, Фаина Раневская и Павла Вульф познакомились еще в бытность свою в Симферополе. Они заметили среди зрителей молодого человека, не пропускавшего буквально ни одного спектакля. Раневская в шутку сказала Павле Леонтьевне, что странный субъект, скорее всего, влюбился в кого-то из них.

Во время работы актрис в Смоленске Константин Тренев неоднократно приезжал в город, чтобы воочию понаблюдать за репетиционной работой Раневской и Вульф.

Впоследствии Фаина Георгиевна вспоминала, что когда после смоленского сезона они с Вульф встретились с Треневым в Москве, все их разговоры были почти исключительно о «Любови Яровой». О чем бы они ни заговаривали, разговор все равно возвращался к пьесе. Актрисы наперебой рассказывали, как решалась та или другая сцена в их театре, как и посредством каких приемов раскрывались образы пьесы. Константин Тренев был искренне тронут их увлеченностью. Он радовался, что его замысел не только не был нарушен, но и правильно истолкован Раневской и Вульф. Он был настолько воодушевлен прекрасной игрой актрисы, что даже внес в пьесу некоторые «изменения от Раневской».

Однажды Юрий Завадский закричал из зала Раневской:
 — Фаина! Вы своими выходками сожрали весь мой замысел!
-То­то у меня чувство, будто я г.на наелась! — достаточно громко пробурчала Раневская.
 — Вон из театра! — крикнул Завадский.
Раневская, подойдя к авансцене, ответила ему: «Вон из искусства!»

В Смоленске Фаина Раневская также играла в пьесе Алексея Толстого «Чудеса в решете». В наши дни пьесу эту мало кто помнит, несмотря на то, что она представляет собой очень смешную комедию. Главная героиня получает от своей матери лотерейный билет, на который пал огромный выигрыш. В сцене, где некий нэпман, желающий завладеть билетом, приглашает героиню в ресторан, она приходит туда не одна, а с подругой — девицей легкого поведения по имени Марго. Как раз роль Марго и исполняла Раневская. Роль ей удалась, что, впрочем, не удивительно. В роли Марго актриса танцевала, пела, играла на гитаре. Специально для нее Раневская сама сочинила романс под названием «Разорватое сердце».

После Смоленска Фаина Раневская еще некоторое время играла в провинциальных театрах в Сталинграде и Баку, после чего окончательно перебралась в Москву.

В кинематографе Раневская дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка», после чего снималась в таких всенародно любимых фильмах, как «Подкидыш», «Мечта», «Свадьба», «Весна», «Золушка».

«Золушка» Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).

В 1961 году Раневской было присвоено звание народной артистки СССР. Помимо этого, ей трижды присуждалась Сталинская премия СССР; была актриса награждена и орденами: Знак Почета, Трудового Красного Знамени (дважды), Ленина.

Ушла из жизни Раневская 19 июля 1984 года.

В 1992 году редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») она была включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века…

А вот лично мой любимый «афоризм от Раневской» следующий: «Я ведь еще помню порядочных людей… Боже, какая я старая». Ни на грамм не сомневаюсь, что именно так она когда-то и сказала.

Илья Фрэз
[1909–1994]


Вы заметили, что сейчас в нашей стране никто не снимает детского кино? С точки зрения «правильности» и «выгодности» ведения соответствующего бизнеса все логично и объяснимо. И беда здесь не только в том, что режиссеры разучились снимать добротные фильмы, рассчитанные на возраст «до 12» или «до 16», но и в том, что зрители наши юные отвыкли такие фильмы смотреть. Отучила их от этого циничная, жестокая и грубая реальность. И сейчас уже очень трудно будет сделать так, чтобы в детство наших детей и внуков пришли новые Роу, Птушко, Быков. А пока, вернись они в наше время, совсем неуютно им было бы здесь и сейчас.

Илье Фрэзу тоже было бы очень неуютно.

Известный детский кинорежиссер Илья Фрэз родился 2 сентября 1909 года в городе Рославле Смоленской губернии. Его родители были далеки от искусства (отец служил в лесничестве, мать занималась домашним хозяйством), однако театральным увлечениям детей они не препятствовали. Старший сын стал актером ивритской студии «Габима», дочь (ученица Айседоры Дункан) участвовала в представлениях, организуемых знаменитой танцовщицей.

Когда Илье исполнилось двенадцать лет, умерла мать. Вскоре трагически погиб старший брат. Отец, обремененный семейными заботами, женился второй раз. К счастью, его вторая жена оказалась, по воспоминаниям Ильи Фрэза, добрейшей души человеком.

По примеру старших в 1926 году Илья уехал в Москву, поступать в Госкиношколу. Однако его не приняли, так как от поступающих требовалась почти цирковая подготовка.

Илья уезжает в Ленинград к дяде. Там он временно устраивается на завод слесарем. Однако мысли о занятии творческой деятельностью не оставляют его, и в 1928 году он поступает в Ленинградский техникум сценических искусств (позднее — Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского).

В 1931 году Илья Фрэз начал работать на киностудии «Ленфильм» у Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Первым фильмом, в работе над которым он принимал участие, стал фильм «Одна». Но «высшую школу обучения», как вспоминал Фрэз позднее, он прошел, работая с Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом над трилогией о Максиме (1934–1938 годы).

В 1943 году Илья Фрэз перешел работать на киностудию «Союздетфильм». И с этого времени полностью посвятил себя детскому и юношескому кино. Его первые режиссерские работы — фильмы «Слон и веревочка» и «Первоклассница». Эти кинокартины мгновенно стали сверхпопулярными среди советских детей. А по показу «Первоклассницы» можно было почти со стопроцентной уверенностью определить, что на дворе 1-е сентября.

Следующим киношедевром Ильи Фрэза стала дилогия «Васек Трубачев и его товарищи» и «Отряд Трубачева сражается». Наряду с «неуловимыми мстителями» в героев фильмов Фрэза играли во дворах все советские мальчишки школьного возраста, что является самым ярким доказательством режиссерского таланта.

О том, что Илья Фрэз никогда не снимал ширпотреба, а производил исключительно «штучный товар», свидетельствует тот факт, что его картины выходили в свет не чаще одного раза в два-три года. Столь тщательная, кропотливая работа над каждым своим творением позволяла художнику снимать фильмы, каждый раз становящиеся настоящим событием в мире советского кинематографа.

За период с 1967 по 1975 годы режиссер снял «всего» четыре фильма. Зато каких!

«Я вас любил» с замечательным Виктором Переваловым, «Приключения желтого чемоданчика» с великими Татьяной Пельтцер и Евгением Лебедевым, «Чудак из пятого «Б» с той же Пельтцер и Евгением Весником и «Это мы не проходили» (Борис Токарев, Андрей Ростоцкий).

Кстати, за фильм «Чудак из пятого «Б» режиссер был удостоен Государственной премии СССР.

«Вам и не снилось» Очередным пиком творчества Ильи Фрэза (и, может быть, самым ярким) стала удивительная, трогательная и трагичная кинокартина «Вам и не снилось», снятая в 1980 году и ставшая по опросу журнала «Советский экран» лучшим отечественным фильмом 1981 года. Пронзительная история чистой юношеской любви Романа и Кати буквально потрясла зрителя. А исполнившие главные роли Никита Михайловский и Татьяна Аксюта навсегда стали любимыми для миллионов советских юношей и девушек.

В 1989 году Илье Фрэзу было присвоено звание Народного артиста СССР. Ушел из жизни великий режиссер 22 июня 1994 года.

Сергей Шевкуненко
[1959–1995]


«Сергей Юрьевич Шевкуненко (20 ноября 1959, Москва — 11 февраля 1995, Москва) — советский киноактер, экс-лидер Мосфильмовской организованной преступной группировки».

Такую парадоксальную, невеселую справку дает Википедия.

Да-да, тот самый Сережа Шевкуненко, героем которого, Мишей Поляковым, из культовых фильмов нашего детства «Кортик» и «Бронзовая птица» буквально бредили все мальчишки 70-х и 80-х годов. Да и сейчас эти картины, снятые по повестям Анатолия Рыбакова, вызывают не меньший интерес у их детей (а иногда уже и внуков).

Как же вышло так, что жизнь отважного, принципиального и крайне положительного на экране подростка не просто покатилось под откос, а трагически сорвалась в пропасть?..

В 1973 году на студии «Беларусьфильм» режиссер Николай Калинин приступил к телевизионной экранизации повести Анатолия Рыбакова «Кортик». На роль главного героя — Миши Полякова — был утвержден Сергей Шевкуненко, который выглядел убедительнее всех своих соперников. Сам Анатолий Рыбаков выразил желание, чтобы именно он был утвержден на главную роль.

«Кортик» был тепло принят юной аудиторией, и на волне этого успеха силами все того же съемочного коллектива буквально через год было снято трехсерийное продолжение — «Бронзовая птица». После выхода фильмов на экран за Шевкуненко прочно утвердилось мнение как о талантливом юном актере, и предложения сниматься в других картинах посыпались на него со всех сторон. Но в 1976 году красивая сказка про юного героя закончилась. За пьяную драку Сергей угодил за решетку.

Выйдя через год на свободу, он по протекции матери устроился работать осветителем на «Мосфильм». В этом качестве принимал участие в съемках нескольких картин, втайне мечтая когда-нибудь продолжить свою актерскую карьеру. Однако наша советская реальность была такова, что ни один режиссер так и не посмел пригласить бывшего зека в качестве актера на съемочную площадку. Даже в эпизод.

А в 1978 году Шевкуненко окончательно перечеркнул все надежды близких и друзей на свое счастливое возвращение в нормальную жизнь. За совершенный грабеж (взломал студийный буфет и принес собутыльникам закуски на несколько десятков рублей) он был осужден на четыре года тюрьмы.

В итоге почти все следующее десятилетие он провел за решеткой, значительно «поднявшись» при этом в воровской иерархии. В 1988 году Шевкуненко вышел из тюрьмы в очередной раз. К этому времени он уже был инвалидом II группы (у него был обнаружен туберкулез). В Москву его не пустили, и ему пришлось податься в Смоленск, где проживали его родственники. Здесь Сергей почти год провел в больнице, лечившись от туберкулеза. Выйдя из больницы, женился. Однако семейная жизнь длилась недолго — 2 декабря 1989 года его опять арестовали.

К сожалению, такая «веселая» жизнь очень часто заканчивается трагедией, что произошло и с Сергеем Шевкуненко.

11 февраля 1995 года Сергей Шевкуненко и его мать Полина Васильевна были расстреляны так и не пойманным киллером в своей квартире на улице Пудовкина в Москве.

Смоленску нечем гордиться в истории своего невольного «родства» с Сергеем Шевкуненко. Думаю, что и в памяти последнего этот город тоже вряд ли занял какое-то особое место.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/072/05