Книги и мысли Вадима Баевского
Юрий Семченков
Мастерская
Беседа с доктором филологических наук профессором Вадимом Баевским — наслаждение высшего порядка и большая удача. Слушать Баевского легко и увлекательно. Его рассказ течет подобно водам дельты широкой реки — расходясь на множество
— Вадим Соломонович, часто задаю этот вопрос людям творческим: что мотивирует писать стихи, если знаешь, что до тебя это делали, скажем, Пушкин и Пастернак?
— Я думаю, что есть люди, в которых это заложено от природы. Причем не обязательно это гении, не обязательно даже высокоодаренные. Есть люди, которых тянет слагать стихи, и начинается это нередко в детстве.
— Вы сами начали писать в совсем раннем возрасте. Стихи военных лет, которые встречаются в ваших воспоминаниях, это первые ваши стихи?
— Это то, что сохранилось в моей памяти, потому что то, что было на бумаге, пропало, конечно. Из тех стихов, что сохранились, это самые ранние. Я начал лет в
— А потом, когда уже пришло ваше глубочайшее знание поэзии, вы ведь не отказались от собственного творчества и до сих пор сочиняете стихи?
— Я стал осторожнее. Я знаю, что был Пушкин, был Пастернак, и я не могу себе позволить то, что позволял в детстве.
— Мне кажется, чем глубже знаешь предмет, в нашем случае — поэзию, тем труднее самому
— Может быть, этим и объясняется смелость многих графоманов.
— Откровенного графомана лучше остановить или пусть пишет, какими бы ужасными ни были его стихи?
— У меня на этот счет есть твердое мнение. Я не говорю, что это правильно, но мне кажется, тут вмешиваться не нужно вообще. В большинстве случаев люди стремятся вмешаться в жизнь и сознание ближнего. Я никогда не стремлюсь к этому, думаю, что это может только вред принести.
— Сказанное касается не только поэзии?
— Это касается вообще жизни. То, что я сейчас сказал, по моим представлениям относится к жизни. Поэтому пусть пишут, они же вреда никому не приносят этим.
— В своих книгах вы пишите, что ваша наука в
— Мне удобнее всего об этом рассказать на примере. В советское время изучение стихосложения не только не поощрялось, а пресекалось, считалось
— Это ведь была самая обыкновенная районная школа. Оттуда было в пять раз труднее пробиться к коллегам.
— Да, но я ее сам выбрал. Когда я кончал педагогический институт в Киеве, было у нас распределение. В 1951 году еще был большой дефицит школьных учителей, и я решил выбрать самый отдаленный, самый глухой угол Украины.
— Это был романтический порыв?
— Романтический, но осознанный. Скажем,
— Вы пишете, что встретились со своей будущей женой в восемь лет и этим ответили сразу на три вопроса: «бывает ли любовь с первого взгляда?», «бывает ли любовь в восемь лет?» и «бывает ли любовь на всю жизнь?»
— Это поразительно. Я сам удивляюсь, но многое в жизни делалось не потому, что я так хотел, а потому что так меня вело. В восемь лет я, конечно, не думал, что так все удастся.
— Но когда вы почувствовали, что эти отношения на всю жизнь?
— В первом классе и почувствовал. Я, конечно, не знал тогда, в чем брак состоит, но я твердо решил, что буду ее защищать всю жизнь. Так и случилось. И не только в переносном смысле. На Центральном поселке, где мы жили, мне приходилось всегда выходить на улицу со складным ножом в кармане.
— А ваши студенты знают про то, что профессор Вадим Соломонович Баевский ходил с ножом в кармане?
— Я об этом написал
— Думаю, многие будут удивлены, сопоставив эти два образа.
— Больше всего я сам удивляюсь, хотя… Вообще, что я такое был? Началась война, отец недавно был арестован и освобожден, у него жизнь была искалечена. Он создал новую семью, ушел от нас с мамой. Моя мама была врачом, ее мобилизовали. Я помню разговор, слышал, как мама
— А вы говорите, что удивляетесь, откуда были ваши поступки, например, когда вы пропустили очередь на распределении. Это же не так просто.
— Сейчас я подумал об этом в разговоре с вами. Конечно,
— Вадим Соломонович, я читал и про Ашхабад, и про удар по голове обломком ржавой трубы, и как президент Рузвельт вас спасал от голодной смерти.
— Я это сейчас и имею в виду, такие, знаете, кульминационные моменты моей жизни военных лет. А недавно писал небольшой автобиографический очерк и посчитал — мои работы переведены на шестнадцать языков.
— В вашем анализе стихотворения Пастернака «В больнице» тридцать два наименования используемой литературы…
— Половина этой работы была сделана в больнице после инфаркта. Мне принесли компьютер туда мои девочки.
— Вы, похоже, заставили их это сделать, не могли бездельничать, наверное.
— Ну конечно, но они меня понимают. Я так и не пришел к ответу на ваш вопрос, нас отвлекают побочные темы. Так вот, я оказался в такой глуши, но продолжал там работать. Я еще и логику преподавал, это мое образование было. Я окончил факультет русского языка, русской литературы и логики. Так нас готовили.
— Наше современное представление, что логика — это
— Правильно, и это мне никогда не помешало. В конце концов, через одиннадцать лет мы с женой решили выбираться из Чистякова, нам
— Хотя не знали ничего об этом городе?
— Я знал только одно — что здесь живет замечательный поэт Рыленков.
— Первым лауреатом премии имени которого вы стали.
— Думал ли я тогда, понимаете? Еще одно маленькое отступление. Я дочку воспитывал на русской литературе. Мы с ней читали каждый вечер, если у меня были силы. Субботние и воскресные вечера — не исключение. И вот выходит в свет книга «Родные поэты» для детей младшего школьного возраста. Дочке пять лет. Я покупаю эту книгу и начинаю ей читать. Она уже немного знала русские стихи, и из всех поэтов, которых я ей прочитал, больше всего ей Рыленков понравился. У него есть такое стихотворение, которое начинается: «Все в тающей дымке: холмы, перелески…». Это на всю жизнь стало ее любимым стихотворением. В то время сам я знал только несколько стихотворений Рыленкова, как любого другого поэта, но мы выбрали Смоленск не
—
— Да, ничего тогда в жизни не понимал.
— А не было бы этого, с первого взгляда безрассудного хода, и судьба, может быть, повернулась бы
— Вы абсолютно правы. Потому что дальше было так: три месяца прошло, я ничего не получаю из «Вопросов языкознания». Я поехал в Москву, пришел в редакцию и спрашиваю, в чем дело. Там такая симпатичная молодая дама говорит, что у них темпы академические, что мою статью прочитал Виктор Владимирович. А это сам Виноградов, глава всей советской лингвистической школы. Я ахнул, я же не знал, что он редактор. Она продолжает, говорит, что теперь послали Виктору Максимовичу. А это Жирмунский — второй номер в ранге наших ученых, академик. Я думаю, куда я сунулся? И направляюсь к выходу. Она говорит: «Подождите, вы знакомы уже с Гаспаровым Михаилом Леоновичем?" А я первый раз слышу его фамилию. «Молодой, но очень талантливый аспирант, он изучает теорию стиха и собирает силы стиховедов. Позвоните ему, не пожалеете». Я позвонил и не пожалел. Мы с ним сорок лет дружили до его смерти. Нас сначала трое было — он, я и Руднев Петр Александрович, потом появился и четвертый — Вячеслав Александрович Сапогов и после этого еще несколько человек по одному присоединились. Я недавно опубликовал письма Гаспарова ко мне. Там в одном из писем он пишет: «Когда приедете в Москву, я вам покажу мои новые работы». Вот так мы общались. Это ответ на ваш вопрос о коммуникациях.
— Вы чувствовали в тот момент, что вы по сути начинаете эту науку в стране, что перед вами открытое поле?
— Мы это чувствовали, но чувствовали и ответственность и были счастливы совершенно.
— У вас за спиной ведь не было глубокой теории в этой области?
— Были наметки, но мы рисковали, рыскали в разные стороны. И тут я должен сказать, что был впереди всех в поисках новых методик. Гаспаров как раз предпочитал старые, надежные, идущие от Андрея Белого, от того же Колмогорова пути. Мы получили мощную поддержку от Леонида Ивановича Тимофеева,
— Благоразумно?
— В кавычках, потому что он ни за что не стал бы
— В те годы?
— Моя первая работа по компьютерам опубликована в 1970 году.
— Что сейчас на ваш взгляд происходит с чтением, с книгами?
— Я считаю, что книги среднего уровня сейчас в хорошем наличии, на разные вкусы, по разным интересам.
— Что такое средний уровень?
— Это не научные книги, но и не чисто развлекательные. Я не думаю, что в отношении общества к книгам назрела или назревает катастрофа. Знаю людей, которые зарабатывают немного, но они пользуются электронными книгами, извлекают из интернета тексты и читают. Это же прекрасно.
— Можно ли составить список книг, которые должен прочесть каждый? Вы никогда для себя не задумывались о таком перечне?
— Нет. Эта идея нашего президента…
— Сотня обязательных книг для школы.
— Я считаю ее совершенно безнадежной. Думаю, что сколько людей, столько и списков книг должно быть.
— И мы не выберем даже
— Скажем, Библия, но вы же не этого ждете. У меня был период, когда я увлекался теорией стиха. Я тогда знал литературу о теории стиха лучше всех в мире. Общался с разными людьми и видел, что я знаю лучше их. У меня был период, когда я историей увлекался, не скажу, что лучше всех, но прилично знал. Был период, когда я философией увлекался.
— Это были порывы души или вынужденные отклонения от генеральной линии, вызванные научными интересами?
— Я вам расскажу. Как раз философия — это удачный пример. В 1947 году я поступил в Киевский педагогический институт. Настроен я был совершенно антисоветски. В 1937 году арестовали моего отца, ни за что ни про что, пошла кувырком вся наша семья, у меня была такая страшная война, мы об этом уже вспоминали. За что мне было их любить? Я их ненавидел. Ведь в это же время, когда я подыхал с голоду, рядом были люди не Бог весть на какой социальной высоте стоявшие, которые в специальных магазинах получали специальное снабжение. Я ненавидел этот строй. А тут у нас на первом курсе история ВКП(б). Причем я полистал учебник и увидел, что это все туфта. Я решил держаться подальше. На первом семестре, как и теперь, — античная литература. У нас был прекрасный преподаватель, доцент Наум Львович Сахарный, специалист по Гомеру с прекрасным знанием классических языков и античной философии. Я прибился к нему.
— Подальше от ВКП(б), поближе к древним грекам?
— Да, именно так. Сознательно. Потом в Киеве впервые после войны задумали провести научную студенческую конференцию. Пригласили студентов всех украинских вузов, Сахарный выдвинул меня. У меня уже была работа по Эсхилу. И на этой конференции я, второкурсник, с моим докладом занял первое место, а там были кроме меня сплошь
— Вы исследовали поэзию только любимых поэтов, или можно заниматься научными работой, изучая и нелюбимых авторов?
—
— В творчестве вообще не может быть критерия
— В том то и дело.
— Как вы думаете, насколько широким осталось в поэзии поле для научных исследований?
— Я считаю, что оно безгранично. Если бы мне Господь дал вторую жизнь, я бы знал, чем занять ее.
— У Гаспарова есть выражение «Не надо читать в душе у автора», как вы считаете, это означает, что мы не можем до конца знать, что автор хотел выразить, или
— Мне это очень близко, потому что это и мое убеждение. Мы нередко об этом говорили. Дело в том, что мы филологи. Филолог работает с текстом. Мы можем изучать творчество поэта или прозаика, но в границах того, что он написал. Как только мы выходим за эти границы, мы перестаем быть филологами и становимся такими же людьми, как все другие. Никому нельзя запретить (возвращаемся к тому, с чего мы начали) высказывать свое мнение о поэте, о содержании того, что написано, но никто не может настаивать, что он прав, а другие неправы. Доказать это невозможно.
— Какой критерий должен быть у преподавания литературы в школе? На выходе, что мы хотим получить — начитанность,
— Я бы сказал начитанность. Я высоко ценю труд учителей, которые иногда (это очень редко, к сожалению, бывает у нас в современной школе) говорят детям: «А сейчас кто хочет — идет домой, а остальным я прочитаю рассказ „Муму“, его написал Иван Сергеевич Тургенев».
— Спасибо большое, Вадим Соломонович…
— Постойте, а придумать эпиграф к нашей встрече?
— Вы считаете, должен быть эпиграф?
— Обязательно. Василий Осипович Ключевский