#4 (72)
11 марта 2013

Внимание, выборы, или Ликбез для начинающих кандидатов

Светлана Савенок

Персона

Восьмого сентября мы снова пойдем на избирательные участки: на сей раз предстоит избрать новый состав Смоленской областной Думы. Ожесточенные предвыборные бои еще впереди, и мы, безусловно, не обойдем вниманием эту тему на страницах нашего издания. А пока потенциальные кандидаты и партии «дозревают» в принятии окончательных решений, с председателем избирательной комиссии Смоленской области Алексеем Степановым мы выявляем «подводные камни» предстоящей кампании… чтобы никто не споткнулся.

— Алексей Николаевич, прежде всего позвольте поздравить вас с единогласным избранием на пост председателя областной избирательной комиссии…

 — Спасибо!

— И, если позволите, сразу к делу, слишком много вопросов накопилось относительно предстоящих выборов. На прошедшем заседании областной Думы был принят целый ряд поправок в законы, касающиеся выборов. В чем суть этих изменений? Вопрос не праздный: насколько известно, далеко не все потенциальные участники предстоящей избирательной кампании (как кандидаты, так и руководители региональных отделений партий) перед тем, как «шагать», изучают правила игры.

 — Тогда давайте говорить об изменениях в закон «О выборах депутатов Смоленской областной Думы». Что касается закона о выборах губернатора — это больше технические изменения, нас это касается не в первую очередь, ведь даже если в регионе будут всенародные выборы губернатора, это произойдет лишь в 2017 году, соответственно, эта тема пока не столь актуальна. Так вот, основное изменение, которое было принято в закон о выборах депутатов Смоленской областной Думы, касалось изменения количества региональных групп, по которым политические партии будут формировать свои партийные списки.

— Можно суть, что называется, «на пальцах» разъяснить?

 — Когда партия выдвигает партийный список, она должна поделить его на региональные группы в соответствии с региональным законом. Региональные группы — это части территории, которые приравниваются к району, двум-трем районам и так далее. Раньше в законе количество таких региональных групп было равно двенадцати. Теперь их будет двадцать четыре. И они будут приравнены к одномандатным округам. То есть, грубо говоря, раньше два одномандатных округа включали в себя одну региональную группу, а сейчас один одномандатный округ — это одна региональная группа.

— Но там «вилка» предусмотрена: не менее двенадцати, не более двадцати четырех.

 — Да, каждая политическая партия сама может определять, какое количество кандидатов по региональным группам ей выдвигать, по скольким региональным группам. То есть они могут сделать и четырнадцать региональных групп, и шестнадцать, но никак не менее двенадцати и не более двадцати четырех.

— Как выгоднее партиям — двенадцать или двадцать четыре?

 — Вопрос дискуссионный. Для избирателей выгоднее, конечно, двадцать четыре группы, потому что кандидат-«списочник», который будет избран от региональной группы, будет работать на меньшей территории. Понятно, что для избирателей это лучше.

— Кстати, а что говорит практика относительно эффективности работы депутатов в округах: одномандатники наверняка работают активнее «списочников»? Они ведь персонифицированы для избирателей, а вот кандидат, который прошел по округу от партии — чаще всего его не знают даже… Не так?

 — Здесь мне сложно делать анализ, поскольку избирательные комиссии занимаются организацией подготовки выборов. Мы уже не отслеживаем, насколько активно такой депутат проявляет себя в период своих полномочий. Это вопрос к партиям.

— А в собственном округе (по месту проживания) вы кандидата-одномандатника наверняка знаете, а вот знаете ли того, который по партийному списку прошел в Думу?

 — Я-то знаю, конечно, в силу моей работы… (Улыбается) Хорошо. Отвечу на вопрос, который не относится к сфере моей компетенции. Опыт показывает, что есть часть депутатов, избранных по партийным спискам, которые достаточно активны, и их знают в округе иногда даже больше, чем депутата-одномандатника, а есть часть депутатов, которых не знают. Это все зависит от конкретного депутата.

— В связи с изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве, партийная палитра на предстоящих выборах расширится существенно. Сколько нынче партий у нас в регионе могут принять участие в нынешних выборах?

 — На данный момент в Смоленской области уже зарегистрированы тридцать два региональных отделения политических партий, еще три — в стадии регистрации (документы поданы). Таким образом, их практически уже тридцать пять. Ну и до выборов в Думу еще есть некоторое время, и вполне вероятно, что может получиться еще некоторое количество региональных отделений.

— Вот есть кандидат Пупкин. Для него как удобнее — идти самовыдвиженцем или от партии?

 — Конечно, тем, кто пойдет от партии (любой), им будет легче. Потому что таким кандидатам не нужно собирать подписи. Кстати, новелла в законодательстве, на которую я хочу обратить внимание. Если раньше при выдвижении своих списков кандидатов освобождались от сбора подписей только те партии, которые имели фракции в Госдуме, то теперь ВСЕ партии освобождены от сбора подписей. Сбор подписей у нас остался только для самовыдвиженцев.

— Грубо говоря, тридцать пять партий у нас в регионе есть. И если кто-то из, скажем, единоросов не попадет в список от «Единой России», перед ним открываются радужные перспективы. Раньше он шел самовыдвиженцем, рисковал… Теперь ему не надо самовыдвигаться — собрать подписи много и «чисто» практически невозможно. И как раз на подписях «зарубить» неугодного кандидата легче всего. А теперь у такого кандидата «в запасе» есть еще три с лишним десятка партий, от которых он может выдвинуться. Не приведет ли этот рост количества партий к тому, что самовыдвиженцев на выборах просто не будет? Потому что людей-то политически активных немного, а партий огромное количество. И региональным отделениям выгодно, чтобы от них шли такие люди.

 — Конечно, я думаю, что в процентном соотношении количество самовыдвиженцев будет гораздо меньше. Как вы и сказали. Это будет связано со сбором подписей, что, в принципе, достаточно тяжело делать. Там требования серьезные, конечно, проще будет выдвигаться от каких-то политических партий (в соответствии со своими интересами).

— Это была наша первая практическая рекомендация потенциальному кандидату… А от чего еще вам бы хотелось (как главе регионального избиркома) предостеречь потенциальных кандидатов?

 — Во-первых, хотелось бы предостеречь от стремления к расходованию средств помимо избирательных фондов. От этого я хотел бы предостеречь. Нужно иметь в виду, что борьба за мандаты в областную Думу, очевидно, предстоит чрезвычайно конкурентная, и кандидаты будут друг за другом следить очень жестко (это не федеральные выборы). В подобных ситуациях возникает большой поток обращений и жалоб друг на друга. И если факт будет доказан, то кандидату вполне могут отказать в регистрации, либо отменить ее. Поэтому из вот таких рекомендаций самая серьезная — это контроль за средствами избирательного фонда.

— А какой избирательный фонд у кандидата-одномандатника?

 — Три миллиона рублей. Не обязательно наполнить и израсходовать всю сумму, но больше нельзя.

— Кстати, мы помним, что по поводу изготовления тех же агитматериалов кандидатов были и провокации. Якобы от кандидата выходит некая агитационная продукция без выходных данных, не оплаченная из фонда… Такое же тоже может быть? И будет, наверняка. Будут и другие провокации. Уже известно, что некоторым округам готовятся такие «кандидаты-провокаторы», заряженные на устранение «сильных» кандидатур.

 — Такое может быть. Мы всегда очень серьезно проверяем эти факты. Поверьте, по каждому случаю идет серьезная проверка, и она основывается на выводах правоохранительных органов. Когда такие материалы или жалобы к нам поступают, мы их направляем правоохранителям, чтобы они проводили следственные мероприятия, и на основе этого давали нам заключение или информацию с доказательной базой, чтобы мы знали что делать.

— Теперь поговорим о сроках и этапах избирательной кампании. Когда старт?

 — Решение о назначении выборов принимает Смоленская областная Дума. По закону она может это сделать с 30 мая по 9 июня. То есть в эти сроки у нас будут назначены выборы.

— Допустим, это случится 1 июня (или на майском заседании Думы). Решение принято, дальше что?

 — Дальше начинается период выдвижения кандидатов. Срок выдвижения — тридцать дней со следующего дня после опубликования решения о назначении выборов. За это время партии должны провести свои конференции, на них выдвинуть списки, собрать все документы и представить пакет в избирком. Потом открыть специальный избирательный счет. Потом десять дней избиркому дается на проверку документов и происходит регистрация.

— Прошли этот период. Дальше агитация…

 — Агитационная кампания начинается с момента выдвижения кандидата. То есть общего срока нет. Выборы назначили, и как только кандидат приносит документы, он может начинать агитацию. Есть одно ограничение — агитация в СМИ. Как и ранее, она начинается за двадцать восемь суток до дня голосования и завершается за сутки до дня выборов.

— В праздничные и выходные дни агитация в СМИ разрешена?

 — Да, запретов нет. И мы сталкивались на прошедших федеральных выборах с ситуацией, когда почему-то до сих пор у представителей СМИ есть убежденность, что в выходные и праздники нельзя… Наверное, путают, дело в том, что у нас есть такая норма, согласно которой государственные СМИ обязаны предоставлять бесплатную печатную площадь или эфирное время. И вот когда эта площадь (время) рассчитывается, как правило, в расчет не берутся выходные и праздничные дни. Но это не значит, что агитацию в них нельзя проводить — там можно размещать ПЛАТНУЮ агитацию. Просто выходные вычитаются из того объема времени, которые надо предоставить бесплатно.

— Еще немаловажный момент, касающийся агитации, вернее, критики оппонентов. Есть такое мнение, что в СМИ нельзя критиковать, а на встречах — можно.

 — Не во всех СМИ нельзя. Такое ограничение действует только для телевидения и радио. Не допускается оскорбительных высказываний или действий, формирующих отрицательный образ оппонента. По факту сюда может попасть любое высказывание, поэтому здесь кандидатам нужно быть осторожней. В печатных СМИ это не запрещено. Однако тут надо помнить о запрете на разжигание межнациональной розни и экстремизма — на это действует жесткий запрет. Иногда у нас возникают ситуации, когда кандидаты предлагают рассмотреть агитматериалы, в которых могут быть усмотрены признаки разжигания социальной, межнациональной розни, но их мы отправляем в прокуратуру и те органы, которые занимаются рассмотрением подобных материалов.

— А у нас в последнее время было такое?

 — На федеральных выборах был такой случай с одной из партий, когда было очень много жалоб. Заявители усмотрели признаки разжигания национальной розни в одной из партийных газет, и такие обращения были и в центризбирком, все они были направлены в прокуратуру, там проводились дальнейшие действия.

— Вот еще интересный вопрос — об административном ресурсе через избирательные комиссии. За последние, скажем, десять лет, сколько было фактов уголовной ответственности членов избиркома?

 — У нас подобный случай был один — по итогам дополнительных выборов 2006 года в областную Думу.

— Там за фальсификацию члены избиркома получили реальные сроки?

 — Условные, но кто-то без права занимать определенные должности. То есть понесли уголовную ответственность.

— А сейчас, как вам кажется, возможны вбросы?

 — Тут надо разделять. Первое — это позиция членов избиркома разного уровня, в выборах участвует большое количество комиссий. На выборах в облдуму будет четыре вида комиссий: участковая, территориальная, окружная, областная. И второе — это попытки фальсификации со стороны политтехнологов тех же кандидатов — процесс, в котором избирательные комиссии не принимают участия (по типу «карусели», например).

Так вот, что касается вбросов и фальсификаций со стороны избиркомов, на моей практике с 2006 года фальсификаций не было, и мы не сталкивались с этим. Думаю, что в этом плане сомневаться нам не приходится — будет все проведено достаточно честно, открыто. Тем более, что сейчас в комиссии входят представители политических партий. В каждой участковой комиссии, как правило, от четырех партий в обязательном порядке, плюс, наверняка, попадут представители других партий, в зависимости от того, куда они подадут документы. Поэтому по линии участковых комиссий, думаю, система будет выстроена без нарушений. А вот что будет происходить с технологами, прогнозировать трудно. Приедут они сюда — откуда, с какими технологиями… Но, как правило, примеры таких нарушений на больших областных выборах из других регионов есть. Возят эти технологии, мы начинаем о них узнавать постфактум, начинаем тогда разбираться… Но здесь я бы обратился больше к нашим избирателям. Ведь без их участия, без их вовлечения в технологические авантюры эти технологии применить невозможно. По любому у них должен быть избиратель, который продаст свой голос… или что-то еще. Избиратели должны понимать: они избирают ту власть, с которой им жить. Власть, которая определит уровень их жизни на будущее. А когда наши избиратели готовы продать свой голос, либо поучаствовать в незаконных схемах… Как мы можем говорить, что власть, которая стала у руля с помощью таких технологий, будет отстаивать интересы людей? Конечно нет, она будет отстаивать свои интересы.

— Кто может стать кандидатом в депутаты областной Думы?

 — Это гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, который достиг возраста 21 года. Обращаю внимание: если на выборах местного органа самоуправления можно выдвигаться гражданам с 18 лет, то здесь с 21 года. Это что касается возрастного ограничения. Далее — понятно, что не могут выдвигаться люди недееспособные, те, которые находятся в местах заключения. И, конечно, если человек был осужден по статьям за экстремизм или особо тяжкие преступления, он тоже не имеет права участвовать в выборах.

— Допустим, Эдуарда Качановского выпускают по УДО. У него статья не тяжкая. Он гипотетически может принять участие?

 — Надо смотреть, я не видел решения суда. Зависит от того, какой там приговор. Вообще, в выборах могут участвовать люди, которые имеют неснятую (непогашенную) судимость, но они должны это обязательно указать при выдвижении, соответственно эта информация будет потом размещена в обязательных материалах избиркома и т. д. То есть они допускаются к участию в выборах. Нам в избирательную комиссию информацию по таким фактам предоставляет УМВД.

— Алексей Николаевич, я думаю, в ходе избирательной кампании мы еще не раз встретимся, чтобы информировать и кандидатов, и избирателей, а сейчас пожелаем всем нам максимально честных и прозрачных выборов.

 — Спасибо большое. И приходите на выборы! Не оставайтесь в стороне!

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/072/02