Внимание, выборы, или Ликбез для начинающих кандидатов
Светлана Савенок
Персона
Восьмого сентября мы снова пойдем на избирательные участки: на сей раз предстоит избрать новый состав Смоленской областной Думы. Ожесточенные предвыборные бои еще впереди, и мы, безусловно, не обойдем вниманием эту тему на страницах нашего издания. А пока потенциальные кандидаты и партии «дозревают» в принятии окончательных решений, с председателем избирательной комиссии Смоленской области Алексеем Степановым мы выявляем «подводные камни» предстоящей кампании… чтобы никто не споткнулся.
— Алексей Николаевич, прежде всего позвольте поздравить вас с единогласным избранием на пост председателя областной избирательной комиссии…
— Спасибо!
— И, если позволите, сразу к делу, слишком много вопросов накопилось относительно предстоящих выборов. На прошедшем заседании областной Думы был принят целый ряд поправок в законы, касающиеся выборов. В чем суть этих изменений? Вопрос не праздный: насколько известно, далеко не все потенциальные участники предстоящей избирательной кампании (как кандидаты, так и руководители региональных отделений партий) перед тем, как «шагать», изучают правила игры.
— Тогда давайте говорить об изменениях в закон «О выборах депутатов Смоленской областной Думы». Что касается закона о выборах губернатора — это больше технические изменения, нас это касается не в первую очередь, ведь даже если в регионе будут всенародные выборы губернатора, это произойдет лишь в 2017 году, соответственно, эта тема пока не столь актуальна. Так вот, основное изменение, которое было принято в закон о выборах депутатов Смоленской областной Думы, касалось изменения количества региональных групп, по которым политические партии будут формировать свои партийные списки.
— Можно суть, что называется, «на пальцах» разъяснить?
— Когда партия выдвигает партийный список, она должна поделить его на региональные группы в соответствии с региональным законом. Региональные группы — это части территории, которые приравниваются к району,
— Но там «вилка» предусмотрена: не менее двенадцати, не более двадцати четырех.
— Да, каждая политическая партия сама может определять, какое количество кандидатов по региональным группам ей выдвигать, по скольким региональным группам. То есть они могут сделать и четырнадцать региональных групп, и шестнадцать, но никак не менее двенадцати и не более двадцати четырех.
— Как выгоднее партиям — двенадцать или двадцать четыре?
— Вопрос дискуссионный. Для избирателей выгоднее, конечно, двадцать четыре группы, потому что кандидат-«списочник», который будет избран от региональной группы, будет работать на меньшей территории. Понятно, что для избирателей это лучше.
— Кстати, а что говорит практика относительно эффективности работы депутатов в округах: одномандатники наверняка работают активнее «списочников»? Они ведь персонифицированы для избирателей, а вот кандидат, который прошел по округу от партии — чаще всего его не знают даже… Не так?
— Здесь мне сложно делать анализ, поскольку избирательные комиссии занимаются организацией подготовки выборов. Мы уже не отслеживаем, насколько активно такой депутат проявляет себя в период своих полномочий. Это вопрос к партиям.
— А в собственном округе (по месту проживания) вы
—
— В связи с изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве, партийная палитра на предстоящих выборах расширится существенно. Сколько нынче партий у нас в регионе могут принять участие в нынешних выборах?
— На данный момент в Смоленской области уже зарегистрированы тридцать два региональных отделения политических партий, еще три — в стадии регистрации (документы поданы). Таким образом, их практически уже тридцать пять. Ну и до выборов в Думу еще есть некоторое время, и вполне вероятно, что может получиться еще некоторое количество региональных отделений.
— Вот есть кандидат Пупкин. Для него как удобнее — идти самовыдвиженцем или от партии?
— Конечно, тем, кто пойдет от партии (любой), им будет легче. Потому что таким кандидатам не нужно собирать подписи. Кстати, новелла в законодательстве, на которую я хочу обратить внимание. Если раньше при выдвижении своих списков кандидатов освобождались от сбора подписей только те партии, которые имели фракции в Госдуме, то теперь ВСЕ партии освобождены от сбора подписей. Сбор подписей у нас остался только для самовыдвиженцев.
— Грубо говоря, тридцать пять партий у нас в регионе есть. И если
— Конечно, я думаю, что в процентном соотношении количество самовыдвиженцев будет гораздо меньше. Как вы и сказали. Это будет связано со сбором подписей, что, в принципе, достаточно тяжело делать. Там требования серьезные, конечно, проще будет выдвигаться от
— Это была наша первая практическая рекомендация потенциальному кандидату… А от чего еще вам бы хотелось (как главе регионального избиркома) предостеречь потенциальных кандидатов?
—
— А какой избирательный фонд у
— Три миллиона рублей. Не обязательно наполнить и израсходовать всю сумму, но больше нельзя.
— Кстати, мы помним, что по поводу изготовления тех же агитматериалов кандидатов были и провокации. Якобы от кандидата выходит некая агитационная продукция без выходных данных, не оплаченная из фонда… Такое же тоже может быть? И будет, наверняка. Будут и другие провокации. Уже известно, что некоторым округам готовятся такие
— Такое может быть. Мы всегда очень серьезно проверяем эти факты. Поверьте, по каждому случаю идет серьезная проверка, и она основывается на выводах правоохранительных органов. Когда такие материалы или жалобы к нам поступают, мы их направляем правоохранителям, чтобы они проводили следственные мероприятия, и на основе этого давали нам заключение или информацию с доказательной базой, чтобы мы знали что делать.
— Теперь поговорим о сроках и этапах избирательной кампании. Когда старт?
— Решение о назначении выборов принимает Смоленская областная Дума. По закону она может это сделать с 30 мая по 9 июня. То есть в эти сроки у нас будут назначены выборы.
— Допустим, это случится 1 июня (или на майском заседании Думы). Решение принято, дальше что?
— Дальше начинается период выдвижения кандидатов. Срок выдвижения — тридцать дней со следующего дня после опубликования решения о назначении выборов. За это время партии должны провести свои конференции, на них выдвинуть списки, собрать все документы и представить пакет в избирком. Потом открыть специальный избирательный счет. Потом десять дней избиркому дается на проверку документов и происходит регистрация.
— Прошли этот период. Дальше агитация…
— Агитационная кампания начинается с момента выдвижения кандидата. То есть общего срока нет. Выборы назначили, и как только кандидат приносит документы, он может начинать агитацию. Есть одно ограничение — агитация в СМИ. Как и ранее, она начинается за двадцать восемь суток до дня голосования и завершается за сутки до дня выборов.
— В праздничные и выходные дни агитация в СМИ разрешена?
— Да, запретов нет. И мы сталкивались на прошедших федеральных выборах с ситуацией, когда
— Еще немаловажный момент, касающийся агитации, вернее, критики оппонентов. Есть такое мнение, что в СМИ нельзя критиковать, а на встречах — можно.
— Не во всех СМИ нельзя. Такое ограничение действует только для телевидения и радио. Не допускается оскорбительных высказываний или действий, формирующих отрицательный образ оппонента. По факту сюда может попасть любое высказывание, поэтому здесь кандидатам нужно быть осторожней. В печатных СМИ это не запрещено. Однако тут надо помнить о запрете на разжигание межнациональной розни и экстремизма — на это действует жесткий запрет. Иногда у нас возникают ситуации, когда кандидаты предлагают рассмотреть агитматериалы, в которых могут быть усмотрены признаки разжигания социальной, межнациональной розни, но их мы отправляем в прокуратуру и те органы, которые занимаются рассмотрением подобных материалов.
— А у нас в последнее время было такое?
— На федеральных выборах был такой случай с одной из партий, когда было очень много жалоб. Заявители усмотрели признаки разжигания национальной розни в одной из партийных газет, и такие обращения были и в центризбирком, все они были направлены в прокуратуру, там проводились дальнейшие действия.
— Вот еще интересный вопрос — об административном ресурсе через избирательные комиссии. За последние, скажем, десять лет, сколько было фактов уголовной ответственности членов избиркома?
— У нас подобный случай был один — по итогам дополнительных выборов 2006 года в областную Думу.
— Там за фальсификацию члены избиркома получили реальные сроки?
— Условные, но
— А сейчас, как вам кажется, возможны вбросы?
— Тут надо разделять. Первое — это позиция членов избиркома разного уровня, в выборах участвует большое количество комиссий. На выборах в облдуму будет четыре вида комиссий: участковая, территориальная, окружная, областная. И второе — это попытки фальсификации со стороны политтехнологов тех же кандидатов — процесс, в котором избирательные комиссии не принимают участия (по типу «карусели», например).
Так вот, что касается вбросов и фальсификаций со стороны избиркомов, на моей практике с 2006 года фальсификаций не было, и мы не сталкивались с этим. Думаю, что в этом плане сомневаться нам не приходится — будет все проведено достаточно честно, открыто. Тем более, что сейчас в комиссии входят представители политических партий. В каждой участковой комиссии, как правило, от четырех партий в обязательном порядке, плюс, наверняка, попадут представители других партий, в зависимости от того, куда они подадут документы. Поэтому по линии участковых комиссий, думаю, система будет выстроена без нарушений. А вот что будет происходить с технологами, прогнозировать трудно. Приедут они сюда — откуда, с какими технологиями… Но, как правило, примеры таких нарушений на больших областных выборах из других регионов есть. Возят эти технологии, мы начинаем о них узнавать постфактум, начинаем тогда разбираться… Но здесь я бы обратился больше к нашим избирателям. Ведь без их участия, без их вовлечения в технологические авантюры эти технологии применить невозможно. По любому у них должен быть избиратель, который продаст свой голос… или
— Кто может стать кандидатом в депутаты областной Думы?
— Это гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, который достиг возраста 21 года. Обращаю внимание: если на выборах местного органа самоуправления можно выдвигаться гражданам с 18 лет, то здесь с 21 года. Это что касается возрастного ограничения. Далее — понятно, что не могут выдвигаться люди недееспособные, те, которые находятся в местах заключения. И, конечно, если человек был осужден по статьям за экстремизм или особо тяжкие преступления, он тоже не имеет права участвовать в выборах.
— Допустим, Эдуарда Качановского выпускают по УДО. У него статья не тяжкая. Он гипотетически может принять участие?
— Надо смотреть, я не видел решения суда. Зависит от того, какой там приговор. Вообще, в выборах могут участвовать люди, которые имеют неснятую (непогашенную) судимость, но они должны это обязательно указать при выдвижении, соответственно эта информация будет потом размещена в обязательных материалах избиркома
— Алексей Николаевич, я думаю, в ходе избирательной кампании мы еще не раз встретимся, чтобы информировать и кандидатов, и избирателей, а сейчас пожелаем всем нам максимально честных и прозрачных выборов.
— Спасибо большое. И приходите на выборы! Не оставайтесь в стороне!