#22 (68)
24 декабря 2012

«Бюджет следующего года будет жестче, но честнее»

Город

Светлана Савенок

Это интервью с главой администрации Смоленска Николаем Алашеевым изначально задумывалось как «итоговое». Но в ходе разговора стало очевидно: в уходящем году город столкнулся с таким массивом системных проблем, что вместить на «три дежурных полосы» предновогоднего номера нашего журнала подробности о том, как удалось распутать этот «проблемный клубок», просто нереально. Поэтому буквально в двух строках сразу отметим очевидные вещи, которые вместе с нами не могли не заметить и читатели. В 2012 году наметилась явная тенденция к ликвидации одной из самых острых для Смоленска проблем — проблемы точечной застройки. Прекратилась, наконец, затяжная война города и области по «земельному вопросу». Конфликт город-область, к которому мы за последние годы успели даже как-то привыкнуть, теперь исчерпан вовсе. И, как следствие, многие проблемы, которые раньше казались неразрешимыми, вдруг начали находить свое решение. Сам Николай Алашеев видит в этом безусловную заслугу губернатора Алексея Островского, который изначально не стал открещиваться от происходящего в областном центре и кивать на то, что «область не может вмешиваться в дела муниципалитета», а в буквальном смысле «протянул руку помощи» администрации в решении многих городских вопросов.

Вряд ли стоит описывать, чего стоило администрации Алашеева недопущение застройки транспортной развязки на Колхозной площади, которая уже «была делом решенным». Вряд ли вообще стоит приводить весь перечень объектов и памятников, которыми прежние руководители пытались «утыкать» наш город… Да много сомнительных решений было принято в смутные времена «пересменки» городских глав…

В этой публикации мы ограничились лишь тем вопросами, которые в уходящем году вызвали наиболее острую реакцию у жителей Смоленска.

— Николай Николаевич, что для вас как для главы администрации было в этом году самым сложным?

 — В целом было непросто. Я не могу сейчас даже выделить что-то одно. Как можно сравнивать, что было труднее решить: изыскать средства на квартиры детям-сиротам, или решить застарелую проблему, связанную с долгами перед ресурсоснабжающими организациями, соответственно — проблемы, связанные с вхождением в отопительный сезон. Я не могу сравнивать, какой вопрос было решить труднее, какой из них важнее… Да все вопросы важные! Вспомните, как остро стояла проблема уборки и утилизации мусора…

— Ну да, «мусорная война», мы об этом писали.

 — При этом пик проблем пришелся на лето! Но в конечном счете нам все-таки удалось разорвать отношения с недобросовестным контрагентом и прекратить практику, когда представители коммерческой организации, которая занималась уборкой и утилизацией мусора, условно говоря, могли прийти к главе администрации и сказать: «А нам опять надо повысить тариф! Иначе ничего не получится». Разве ультимативный формат взаимоотношений коммерческой структуры с властью допустим? Нет, конечно! И не из-за того, что «Алашееву хотелось показать свое могущество на посту главы администрации». Просто я понимал, что если будем постоянно повышать тариф и качество уборки мусора при этом будет оставаться неудовлетворительным, мне будет стыдно смотреть в глаза жителям города. До какого состояния эта компания довела полигон, который все лето «дымил», даже вспоминать не хочется. А ведь отвечает за то, чтобы город не «утонул в мусоре», администрация города — населению по большому счету неинтересно, что за структура работает в этой сфере, ее не должны волновать коммерческие «хотелки». Людям надо, чтобы мусор вывозился вовремя, и чтобы не было высоких тарифов.

— Кстати, если не ошибаюсь, как раз в 2012 год город вошел, уже потеряв контроль над процессами вывоза и утилизации мусора…

 — Абсолютно. Мы могли бы, конечно, развести руками, мол, нет у администрации рычагов… Но чем бы это все закончилось?! Поэтому решение было только одно — избавиться от недобросовестного контрагента, с которым администрация была связана длительными договорными отношениями, и который, кстати, распоряжался на тот момент полигоном по вывозу ТБО. Было непросто, но мы это сделали. И на сегодняшний день функции по уборке мусора и полигон возвращены городу. Решение этой проблемы потребовало определенного времени и средств, но мы смогли ее решить. Не скажу, что проблема решена на «отлично», пока «удовлетворительно», но когда мы докупим еще пять мусоровозов, проблема будет снята окончательно. Эта проблема, кстати, не единственная, в решении которой надо было ставить все с «головы на ноги». После моего избрания на должность главы администрации я поставил задачу провести инвентаризацию муниципальной собственности, чтобы понять, насколько правильно расходуются бюджетные деньги, выяснилось, что нет даже реестра муниципальных дорог, возник вопрос: а по какому принципу город тратил средства на тот же ремонт? Как это можно было делать без паспортизации? Когда без понимания о состоянии дорог, их принадлежности, выделялись бюджетные деньги на инфраструктуру? Я уже не говорю о том, что пришлось возвращать многие объекты, находившиеся в неправомерном использовании коммерческими структурами, в городскую казну. Один из примеров — «Французское кафе» в центре города. На очереди и другие подобные объекты, аренда которых проходит мимо городского бюджета в то время, как город вынужден считать каждую копейку. Я увидел, что волюнтаристским (другого слова не подберу) путем передавалось имущество из одного МУПА в другой, не задумываясь, что это могло привести к банкротству того или иного муниципального предприятия. И эта проблема с мусором ведь произрастает из той политики, которая проводилась. То же могу сказать и о процессе бюджетирования, который основывался на каком-то субъективном видении о необходимости одного в ущерб другому. Сегодня эти процессы осуществляются на основе долгосрочных программ, что исключает субъективную составляющую в вопросах расходования бюджетных средств, это первое. Второе — такой подход делает бюджетные процессы более прозрачными.

— Николай Николаевич, каждый год вхождение в отопительный сезон напоминало игру в рулетку, чаще, все-таки, это было запоздалое подключение. Исключением стал год в канун выборов мэра. Прошлый год — снова катастрофа. Вот, просто интересно: а вы лично волновались перед началом «вашего» первого отопительного сезона? Взаимоотношения с «Квадрой» из-за долгов еще летом ведь очень непростыми были. Где-то публиковались и вовсе неутешительные прогнозы, мол, отопительный сезон в Смоленске будет сорван…

 — Я не волновался. Я работал. И знаете, та работа, которая была проведена администрацией города при поддержке областной администрации, она, что называется, не на виду была. И, наверное, это правильно — людей не должны волновать трудности, с которыми сталкивается власть, решая тот или иной вопрос. Для населения важен результат — своевременная подача тепла на социальные объекты и в жилые дома. Так вот, в этом году социальные объекты (детские сады, больницы, школы) были подключены к теплу в рекордно короткие сроки: большая часть в течение трех суток, а в целом социальный массив — пяти суток. Для подключения жилого фонда потребовалось десять дней. Если сравнить с 2011-м годом, тогда мы подключались к теплу около полутора месяцев.

— Хотите сказать, что нынче авралов вообще не было?

 — Не было. Не могу сказать, что мы осуществили подачу тепла легко и без проблем. Администрации пришлось брать контроль над теми домами, которые в результате действий отдельных недобросовестных управляющих компаний оказались не готовы к отопительному сезону, но мы их не оставили с проблемой один на один и успешно прошли и это испытание. Кстати, одновременно на повестку дня был поставлен вопрос борьбы с недобросовестными управляющими компаниями…

— Речь о тех шестистах «брошенных» домах, которые вмиг остались вообще без услуг управляющих компаний после того, как так называемые «ОООшки» от них отказались?

Губернатор Алексей Островский передаёт главе администрации Смоленска Николаю Алашееву благодарность Президента РФ В. В. Путина
[18 сентября 2012 года. Смоленск]

 — Если быть точным, о шестистах пятидесяти домах. Я не могу сейчас позволить себе квалифицировать действия этих ООО, содержится ли в них недобросовестное исполнение функций, или признаки более серьезного состава преступления, оценит следствие. Но основания полагать, что были допущены серьезные нарушения, есть, поскольку те деньги, которые были собраны с собственников жилья за ремонт и обслуживание, перечислялись компаниям, которые-де-факто не могли эти услуги оказать в объеме, предусмотренном законодательством.

— Если уж мы затронули тему ЖКХ, стоит отметить, что за прошедший год в этом направлении произошли изменения в отношениях администрации и управляющих компаний.

 — Да, изменился формат общения власти и управляющих компаний. Если раньше администрация «разводила руками», ссылаясь на «недобросовестность» управляющих компаний, то теперь мы их жестко контролируем. В том числе, усилился контроль со стороны администрации за начислением платежей. Вы знаете, что после вступления в силу постановления правительства № 354…

— Об ОДН? [общедомовые нужды — ред.]

 — Совершенно верно. Вы знаете, какую волну возмущения вызвали квитанции об оплате ОДН сразу после вступления постановления в силу. При том, что, в целом, определенная логика в этом правительственном документе есть. Но на практике выяснилось, что жильцы многоквартирных домов не могут организовать…

— Не «не могут»! Они просто не хотят этого делать (могу по своему дому судить)!

 — Наверное, вы правы, пока они не готовы, поэтому функции контроля, как правило, делегируют управляющей компании. А вот некоторые управляющие компании, пользуясь отсутствием контроля, как раз и выставляют счета, абсолютно не аргументируя свои расчеты. На первых порах так и было. Соответственно, администрация быстро сделала выводы из этой ситуации: мы собрали все управляющие компании, определили «проблемные» дома — те, где в квитанциях произошло ощутимое увеличение оплаты за потребленные ресурсы — и раз и навсегда расставили точки над «и», создав специальные комиссии, которые работают сегодня по многим управляющим компаниям в плане правомерности начислений. И в ходе тщательных проверок выяснилось, что в ряде случаев неправомерно начислялись к оплате расходы на содержание, к примеру, чердачных помещений, помещений для технических нужд и так далее. На сегодняшний день могу сказать совершенно четко: в платежках, которые начинают поступать в декабре, по этим проблемным домам уже должен быть произведен перерасчет. Беспорядка в расчетах с собственниками мы не допустим. Администрация будет контролировать этот вопрос самым жестким образом и обеспечит должную мотивацию управляющих компаний.

— Николай Николаевич, не смотря на предновогоднее настроение, позволю себе не очень приятный, наверное, вопрос. Бюджет 2012 года исполнен на пятьдесят с «хвостиком» процентов… Это же провал!

 — Хороший вопрос! Отвечу так. Есть та статистика, которую вы привели, и эти цифры освоения действительно выглядят не лучшим образом. А если разобраться по сути, картина получается следующая. Выпадающие доходы по НДФЛ составили около 300 миллионов…

— Выпадающие доходы по налогам, насколько известно, проблема не только города, в областном бюджете та же история из-за завышенных ожиданий в бюджете 2012 года.

 — Да, такова была бюджетная политика уходящего года. Второй момент: неосвоенные средства, которые были запланированы на строительство объектов 1150-летия города Смоленска…

&‐ С освоением «юбилейных» денег все давно понятно: начиная от формирования плана юбилейных мероприятий и объектов, до конкурсов, в результате которых мы получили «Ресурс» и тому подобное. Понятно, что началась и развивалась эта история при другой власти — не только городской, но и областной. Мы об этом много писали, не стоит повторяться. Не будем портить предновогоднее настроение ни себе, ни нашим читателям… Лучше — о более приятном празднике…

 — Поговорим, но хотел бы завершить тему исполнения бюджета. В середине декабря были подведены итоги по экономическому развитию регионов ЦФО. Так вот, муниципальный заказ администрации города Смоленска по итогу был признан лучшим по ЦФО. Поверьте, подобного рода оценка работы городской администрации дорогого стоит. Что же касается бюджета следующего года, то с учетом нынешних ошибок при формировании бюджета на 2012-й год (я не хочу персонифицировать тех, кто это делал) — тех самых «завышенных ожиданий», о которых мы говорили выше — мы заложили более реальные цифры. Да, этот бюджет будет жестче, но он будет честнее. Хватит заниматься самообманом.

— Понятно, новый губернатор — новые тенденции. А вот если сравнивать, вам, ведь, пришлось работать главой администрации города при Сергее Антуфьеве, теперь вот — при Алексее Островском. Если сравнивать, в первом случае для муниципалитетов была «вольница»… Нынче губернатор Островский довольно часто критикует городскую власть, иногда весьма жестко…

 — Действительно, поток критики со стороны главы субъекта увеличился. Но скажу совершенно откровенно: у меня эта критика совершенно не вызывает «отторжения», «неприятия» и тому подобного…

Во-первых, она конструктивна, во-вторых — и это главное — я, как глава администрации, слышу не голословную критику со стороны губернатора, эта критика подкрепляется конкретной помощью в решении сложнейших проблем. И скажу совершенно точно: с тем беспределом, который творился в сфере деятельности недобросовестных управляющих компаний, город один не справился бы.

То же могу сказать и по закупке дополнительной уборочной техники, которая городу остро необходима, без помощи со стороны области мы ее приобрести не сможем… Много вопросов, по которым мы ощущаем реальную поддержку и видим конкретную помощь.

— Николай Николаевич, о работе и проблемах — довольно! Будут ли у вас новогодние каникулы, если да, то как долго и где Новый год планируете встречать?

 — Каникулы будут, конечно. Но очень короткие. Что касается Нового года, для меня это семейный праздник. Поэтому буду встречать с семьей. И, пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей города с наступающими праздниками — Новым годом и Рождеством! Пусть все невзгоды и недоразумения уйдут в прошлое. Счастья, здоровья и мира вашему дому, дорогие смоляне!

Дмитрий Новиков*: «В следующем году льготы будут сохранены, а зарплаты увеличены»

— Бюджет города — это главный финансовый документ, согласно которому будет жить Смоленск. И каждый депутат, чиновник должен полностью осознавать эту ответственность. То, что депутаты горсовета на прошедшей сессии приняли проект бюджета в первом чтении, говорит о понимании, насколько для города важен этот документ. Уверен, что на предстоящей сессии горсовета мои коллеги примут консолидированную позицию, и бюджет города Смоленска на 2013 год будет принят единогласно.

Важно, что бюджет города Смоленска сохраняет свою социальную направленность. В частности, сохраняется бесплатное питание для школьников, льготы ветеранам, предусмотрены надбавки работникам бюджетной сферы. Это как раз те категории граждан, которым необходима государственная поддержка. Расходная часть бюджета хоть незначительно, но выше по сравнению с доходной — менее, чем на 10 процентов. Это совсем незначительный разрыв, при том, что на расходную часть ложится большая социальная нагрузка — только 33 процента бюджета составляет фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы, для отдельных категорий предусмотрен рост заработной платы. А в целом расходы на социально-культурную сферу составляют почти 60 процентов.

Социально-ориентированный бюджет не может быть простым по определению. Важно, что в сегодняшней непростой ситуации изыскиваются средства и на сохранение льгот, и на увеличение заработной платы отдельным категориям граждан, и на участие в целевых программах — это прямое доказательство ответственного отношения власти к жизни смолян.

Один из способов повышения доходной части бюджета — увеличение налоговых поступлений. В связи с этим в дальнейшем при формировании бюджета надо более взвешенно подходить к формированию налоговой базы. Необходимо пересмотреть существующие коэффициенты и предложить предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории города, выгодные налоговые ставки в части ЕНВД. Это позволит не только увеличить поступления в казну, но и создаст привлекательные условия для развития местного бизнеса.

* депутат Смоленского городского Совета

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/068/14