Инициатива, она штука такая — или реализуется, или захлебнется. Может еще быть наказуема, но это не наш случай. Так вот, чтобы инициатива захлебнулась, много ума не надо. Достаточно просто оставить ее без внимания, как шаловливого ребенка на берегу бурной реки. А вот для того, чтобы инициатива (любая) реализовалась, необходим мотор. Движитель. Паровоз. Короче, тот, кто бы придуманное толкал, продвигал, тянул за собой.
У международного конкурса «Молодое искусство. Смоленск-Хаген» с российско-смоленской стороны локомотив был заслуженный, уважаемый и креативный. Алексей Довгань. Те, кто наблюдал за воплощением идеи конкурса со стороны, естественно, не знают внутренних структурных и организационных перипетий. Но символом этого арт-проекта для смолян и для жителей Хагена, думаю, тоже стал именно Довгань. Его увлеченность и азарт, лившиеся с экранов и страниц, не могли не передаться всем причастным и, прежде всего, непосредственным участникам акции. Одну из основных целей конкурса Алексей Довгань определил как возможность молодых художников показать себя и свои идеи. Причем потенциально возможность эта предоставлялась сразу на международном уровне.
Уже от критериев отбора (был ли он вообще?) веяло ощущением полной свободы. Как жанровой — можно было представить на конкурс живопись, графику, коллажи, скульптуру, фотографии, гобелены и произведения во всяких разных других жанрах, направлениях и техниках, так и представительской — совсем не обязательно было формально-документально относить себя к творческим профессиям. Единственным ограничивающим участие условием был возраст художников. От восемнадцати до двадцати пяти лет. Приглашение поучаствовать было сделано максимально открытым. Есть в этом что-то европейское — минимум рамок, максимум широты.
С точки зрения пессимистов проект этот имел мало шансов осуществиться в первоначально задуманном виде. Уж очень многое было запланировано и обещано. Узкими местами могли показаться и синхронность проведения выставок в Смоленске и Хагене, и обменные визиты участников, предусматривающие, в частности для смоленских победителей, широчайшую культурную программу не только в Германии, но и в соседних странах. Все это требовало бесконечных стыковок, связок, координаций на разных уровнях.
Даже те, кто занимался проектами значительно менее масштабными, знают, чего стоит успешно прошедшее мероприятие такого рода. Но все получилось. Все, кто по-настоящему хотел показаться, показались, а желающих было немало — более двух сотен работ было представлено только в Смоленске. И наши победители познакомились, как и было обещано, с европейской культурой живьем, а хагенцы посетили древний русский город на Днепре. Наверное, только Довгань знает, что где не срослось, и что он изменит в следующий раз. А следующий раз будет точно. Не может не быть. Потому что в одном из интервью Алексей определил свое жизненное кредо, как «быть не бедным, но беспечным человеком». А у беспечных, умных, талантливых и неравнодушных все обычно получается. Разве нет?