Независимое общественно-политическое издание
#10 (56)
13 июня 2012

Никита Белых:

«Общие проблемы
и так понятны.
Поэтому просто
пожелаю
Алексею
Владимировичу
успеха
в работе.»

Светлана Савенок,
Максим Кузьмин

Власть



Комментируя назначение Алексея Островского на должность губернатора Смоленской области, многие политологи проводили аналогию между «смоленским» и «кировским» назначениями (мол, уже был подобный прецедент — Никита Белых). На наш же взгляд, это две совершенно разные истории. Объединяет их лишь то, что и тот и другой заручились доверием президента, не будучи единоросами (на момент назначения Белых состоял в СПС, Островский — в ЛДПР). Причём, ни тот, ни другой после вступления в должность не «побежали» в партию власти.

Именно эти — общие — моменты мы и обсудили с губернатором Кировской области Никитой Белых.

— Никита Юрьевич, трактовали ли в своё время эксперты ваше назначение на пост губернатора как некий предмет «политического торга» с администрацией президента?

— Естественно, мнения высказывались разные. Что-то я отслеживал, что-то нет. Но для меня в первую очередь была важна реакция людей, которых я знаю и уважаю. И могу сказать, что большинство из них узнало о том, что я буду губернатором Кировской области, не из СМИ — я встречался и рассказывал, почему я поступил так, а не иначе. И абсолютно точно решение о моей работе в Кировской области не имело отношения к решению о прекращении деятельности партии СПС. Как говорится, post hoc ergo propter hoc — «после этого, следовательно, вследствие этого».

По сути, мне было сказано: «Вот ты много критиковал, говорил, как надо работать, как не надо. А сам готов взять на себя ответственность и попробовать реально поруководить регионом?». Отказаться значило не принять вызов, признать своё поражение и неправоту своих идей. Поэтому я согласился на эту работу.

— Как вы лично восприняли «оказанное вам высокое доверие»? Не было ощущения, что уже изначально, «по определению», вы не вписываетесь в формат существовавшей на тот момент «вертикали власти»?

— Повторюсь, воспринял как вызов, вызов самому себе. Получится у меня сделать то, о чем я говорил, или нет? Я искренне верил в те идеи, которые отстаивал, когда занимался политикой, и поэтому вызов принял.

Что касается вписывания в вертикаль: мне сложно судить о самом себе. Пусть другие делают выводы. Я пришёл честно работать и честно делать своё дело в соответствии с теми принципами, которые я отстаивал. И, мне кажется, мне удаётся работать в соответствии с этими принципами в плане открытости, готовности к диалогу, желанию слышать общество и так далее. И я считаю это абсолютно нормальным и необходимым в работе власти.

— Наверняка у вас было какое-то своё представление о том, как должен функционировать орган исполнительной власти региона, как, в каком формате должен работать губернатор. Преподнесла ли реальность сюрпризы? Были ли чем-то удивлены («Так вот, оказывается, как это на самом деле работает…»)? Что вызвало удивление? Что оказалось проще, чем вам представлялось, что сложнее?

— Понимаете, до Кировской области я работал вице-губернатором в Пермском крае. Конечно, там у меня был свой участок работы, своя сфера ответственности, но я, в общем, понимал механику и принципы работы органов власти. Чем-то принципиально новым меня было сложно удивить. Другое дело, что я пришёл в разгар кризиса, самое тяжёлое время. И нам пришлось одновременно и принимать огромное количество тактических решений, чтобы удержать экономику, и заниматься переписыванием стратегии. Потому что действовавший вариант никак не учитывал реалий кризиса, а нам надо было точно понимать, что и как мы хотим получить. Это, конечно, было сложно, но мы справились.

Что меня удивило, и что я в какой-то мере переосмыслил? Это отношения власти и общества. Раньше я полагал, что большинство проблем во власти. Теперь эти проблемы я вижу и понимаю ещё лучше. Но одновременно вынужден говорить и о том, что проблем хватает и в обществе, что общество пассивно, безынициативно. И это тоже является очень серьёзной проблемой для развития страны.

— По вашему опыту, у «несистемных» губернаторов (в данном случае — неединоросов) есть дополнительные сложности? Ведь региональные парламенты и практически все элиты в большинстве — члены ЕР. Как вы выстраивали отношения с партиями на территории региона?

— Не знаю про дополнительные сложности, потому что никогда не был членом партии «Единая Россия», и, соответственно, не был губернатором-единоросом. Не могу сравнивать. Я постарался сразу начать выстраивать со всеми нормальные, равноудалённые отношения, основанные на понятных и прозрачных принципах. В работе губернатора, на самом деле, не так много каких-то политических вопросов. Большинство тем хозяйственные, управленческие. И когда по ним принимается решение, неважна политическая принадлежность. Важна оценка рисков, целесообразность, эффективность и так далее. Когда я, например, выступаю перед депутатами, у меня стоит задача убедить все фракции, а не только «Единую Россию». И я оперирую не партийными интересами и принципами, а интересами жителей региона. Я, в общем, считаю это необходимым — губернатор должен работать со всеми политическими силами, потому что они представляют жителей региона.

— И Кировская, и Смоленская области — дотационные регионы, имеющие свои системные проблемы (наверняка, похожие). Может ли губернатор при ныне сложившейся практике решить подобного рода проблемы, если этот губернатор — не фигура уровня, к примеру, Шойгу, Полтавченко и т. д.?

— У нас очень централизованная система власти, и реальных полномочий у губернаторов не так много. Лозунг «губернатор ответственен за всё, что происходит в его регионе» по сути, может быть, и правильный, но слабо подтверждён в реальности. Поэтому главам регионов действительно сложно «сворачивать горы». Плюс, к сожалению, и в плане распределения бюджетных средств, в плане попадания в программы очень многое решается на уровне личных отношений, а не в каком-то системном, прозрачном ключе. Поэтому совершить чудо за короткий период практически невозможно. Я честно говорю, что Кировская область была и ещё длительный период времени будет дотационной. Другое дело, что уровень дотационности мы снижаем, где-то с 50% до 40%. При этом искренне считаю, что передача дополнительных полномочий на уровень субъекта может заметно укрепить и повысить эффективность работы глав регионов.

— На наш взгляд, есть ведь определённое сходство между «кировским» и «смоленским» назначениями. Можете, исходя из собственного опыта, что-то посоветовать или от чего-то предостеречь Алексея Островского?

— Не думаю, что правильно давать какие-то советы, предостерегать и так далее. Общие проблемы и так понятны. Поэтому просто пожелаю Алексею Владимировичу успеха в работе.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/056/02