У потребления нет границ
Владимир Беликов
Человек в футляре
За прошедший год городская ткань Смоленска пережила немало потрясений. Подводя своеобразный итог, как это принято делать в начале года в крупных корпорациях, я прихожу к выводу, что самыми значимыми объектами городской инфраструктуры в Смоленске-2011 стали торговые центры. Прежде всего имею ввиду бренды с префиксом «гипер», представляющие буквально всё, кроме, разве что, архитектурной ценности. За минувший год этот формат торговли повлиял на нашу жизнь больше, чем новое пожарное депо, новый детский сад и вялотекущее жилое домостроение вместе взятые.
Несколько огорчает лишь покорная зачерствелость местной розницы, которая за прошедшие десятилетия рыночной экономики так и не сумела вырасти из ларёчного формата, где
Чтобы наглядно представить себе, как развивается торговля в Смоленске, хочу предложить читателю сравнить две фотографии. Первая сделана в 1886 году, целый век с четвертью тому назад. Вторую я снял в январе 2012, на одном из смоленских рынков, похожих друг на друга словно братья-близнецы. Удивительное сходство этих снимков красноречиво свидетельствует о ширине исторического шага, технологическом размахе и масштабах развития. Напомню, что речь идёт не о льноводстве или машиностроении, а о торговле, которая всё это время оставалась делом отнюдь не наукоёмким, но стабильно прибыльным. Увы, но таковы наши собственные достижения.
В том же 1886 году в соседней Калужской области
Если рассматривать фотографии подробно, то можно обнаружить даже некоторый регресс. Например, на фото 1886 года между торговыми рядами устроен лоток ливнестока с чугунными решётками. А в 2012 году посетители рынка месят грязь ногами. Над старыми торговыми рядами был расположен солидный карниз, защищающий покупателей из
Так, открывший свои двери за несколько дней до Нового года гипермаркет немецкой сети «МЕТРО Кэш энд Кэрри» явил смолянам ассортимент с лихвой перекрывающий даже заботливое многообразие родного «Центрума». Внутри МЕТРО понимаешь, что именно такова формула идеального городского гипермаркета: чистый и светлый образ, эргономичный, утилитарный характер плюс «скромное обаяние буржуазии» без лишнего провинциального пафоса.
Основателем МЕТРО является немецкий профессор Отто Байсхайм. Именно он и придумал полвека тому назад формат «cash&carry» (заплати и уноси) применить к мелкооптовой торговле. Кроме смоленского магазина у МЕТРО Групп в России работает более 60 подобных объектов. Всего же сеть розничных гипермаркетов состоит из более 600 торговых центров в тридцати странах мира. Сейчас Отто Байсхайму 87 лет, его состояние оценивается свыше 5 миллиардов евро и это одна из самых загадочных фигур в мире бизнеса. За всю свою жизнь он не дал ни одного интервью и практически ни разу не появился на публике. О нем известно немного. Например, что в годы второй мировой войны он служил в составе элитного подразделения войск СС —
Что же готовит год грядущий, мы узнаем в самое ближайшее время. В 2012 году в Смоленске будут построены первые