Трудности второго срока
Прогнозы года
Фатеев, Глушенков, Прохоров, Маслов — никому из смоленских губернаторов не удалось перейти рубикон второго срока полномочий. Способен ли переломить эту тенденцию губернатор Антуфьев, чьи полномочия завершаются в декабре текущего года?
В настоящее время по уровню популярности у населения смоленский губернатор располагается
Пан…
Прежде всего, стоит напомнить, что легковесные языки начали «уходить» Сергея Антуфьева практически сразу с момента его вступления в должность. Причём география таких «уходов» была довольно широка: от Абхазии до Белоруссии. Однако он благополучно сохранял свой пост, несмотря на периодические внутриэлитные конфликты и местные внутрипартийные скандалы в отделении «Единой России». Критические оценки вызывали и отдельные кадровые назначения, но это, честно сказать, естественно. (На то и руководитель, чтобы принимать решения в пределах полномочий сообразно собственным логикам, а не по итогам референдума.) Катастрофических провалов, прежде всего в социальной сфере, администрация Сергея Антуфьева не совершала; как результат — в серьёзных акциях протеста с требованиями отставки «неугодного главы» жители Смоленской области не замечены.
Последнее — чрезвычайно важное обстоятельство в нынешней ситуации, когда риски продолжения массовых протестных выступлений в крупных российских городах все ещё велики. Так что Антуфьев скорее всего получит «зеленый свет» к своему второму губернаторскому сроку. И этому мало что может помешать: как в случае состязания с конкурентами на выборах (чьи позиции будут априори существенно слабее), так и в ситуации наделения главы региона полномочиями по прежней схеме (через действующую до марта 2013 года Смоленскую областную Думу нынешнего созыва с контрольным пакетом «Единой России»).
…или пропал
У «Единой России» за три месяца до выборов в Государственную Думу рейтинг тоже был весьма солидный. И куда что подевалось? Губернатору же здесь стократ сложнее, потому что в глазах избирателей именно он за все отвечает. Развернуть против него контркампанию при наличии финансовых и организационных ресурсов дело нехитрое. А желающих низвергнуть Антуфьева (обладающих при этом всеми вышеназванными ресурсами) в регионе немало. Прибавив к этому возможных претендентов на смоленский «престол», которые (в случае возвращения губернаторских выборов) могут возникнуть и за пределами субъекта, получим весьма внушительную команду «ниспровергателей». При таком раскладе даже имеющийся (далеко не блестящий!) рейтинг легко не просто растерять — он может вообще обнулиться. Шансы у Антуфьева остаются лишь в том случае, если выборы состоятся в максимально короткие сроки, к примеру, в октябре нынешнего года.
Но и здесь о безоговорочной победе говорить не приходится. Консервация нынешней схемы назначения глав регионов также ничего не гарантирует действующему смоленскому губернатору. Учитывая, что и по рейтингу и, особенно — по критерию управляемости политической ситуацией в области — он далеко не в передовиках. И федеральному центру куда удобнее будет удовлетворить очевидный запрос на перемены, чем с риском потери собственного авторитета настаивать на продлении полномочий Антуфьева.
P.S.
Как бы то ни было, трудности второго срока смоленскому губернатору придётся преодолевать самому, поэтому очень многое будет зависеть от личного желания Антуфьева «вгрызться зубами» в губернаторское кресло. Его предшественники в этом смысле оказались беззубы.