Политическая азбука 2011– 2012
Итоги ушедшего года и прогнозы на будущий в буквах и картинках
События года
Аресты высокопоставленных чиновников. Осенью 2011 года Смоленск окончательно попрощался сразу с двумя бывшими главами города. В то время как Константин Лазарев был конвоирован в Москву для предъявления обвинения, Эдуарда Качановского уже отправляли по этапу в сафоновскую колонию. Поэтому так принципиально важно в 2012 году «перебить» тюремный вкус этой прекрасной буквы. Например, уже обещанным Аэропортом на базе аэродрома Северный.
Бордюры, которые ремонтировали целый год. И, что самое неудобное — сразу во всём городе. Почему ликвидировать решили бордюры, а не чёрные дыры вперемешку с асфальтом, заменяющие нам дороги, с точки здравого смысла непонятно. Вместо них поставили
Выборы в областную Думу — 2013. Несмотря на то, что до
Горсовет. Несмотря на ералаш, творившийся в минувшем году, депутаты Смоленского городского Совета тонус не подрастеряли. Чтобы удобнее было сражаться за народное счастье, они одним махом увеличили расходы на обеспечение деятельности себя, любимых, на 70 процентов — почти вдвое! Теперь функционирование народного представительного органа будет обходиться народу в 63 с хвостиком миллиона рублей: столько денег будет потрачено на содержание аппарата горсовета и главы Смоленска. Впрочем, вырастет не только финансирование, но и количество сотрудников. Раньше в аппарате работало меньше двух десятков человек, а будет полсотни.
Долг муниципальный. В этом году долг городской казны вырастет с 1,2 миллиардов (в 2010 году) до 3,17 миллиардов рублей. Больше, чем в два с половиной раза. А уж перспективы и вовсе завораживающие: согласно документу, в 2015 год город шагнёт с 4-миллиардным дефицитом. И кто сказал, что в Смоленске ничего не производят? Вон как мы долги делать умеем!
Единая Россия. Без сомнения, в прошедшем году — самая обсуждаемая (и осуждаемая) партия страны и нашей богоспасаемой области. Всяко много про неё говорили и говорят. А у широкой публики тем временем медленно начинаются спазмы равнодушия — от избытка политических дебатов. И от нападок оппозиции, и от неуклюжих партийных контрударов. Правильно сказал сторож автобазы № 2 дядя Миша: «По мне, хоть „Единой чебурашкой“ назови — главное, чтобы в стране порядок был, и людям жить давали». Если же серьёзно, то главная повестка для ЕР в наступившем году — начать меняться, стать из отлитого в бронзе монумента действительно политической партией. Осилят ли?
Живой Путин и Живой Медведев, которых мы увидели в этом году. Президент Медведев порадовал своей способностью передвигаться по незнакомому городу на автомобиле, премьер Путин — обнажённым торсом. Президент Медведев вдохновил местные власти на ремонты детских садов, премьер Путин — на увеличение зарплат педагогов. Так что первые лица государства в этом году оставили ощутимый след в жизни региона:
Захват власти. «Попыткой некой группы лиц при поддержке Смоленского городского Совета захвата власти в городе» назвал тогдашний и.о. главы горадминистрации Сергей Маслаков события октября 2011. Арест Константина Лазарева разворошил и без того неспокойное депутатское гнездо, вызвав к жизни бурление политических субстанций. А удивляться нечему: все процессы полностью соответствовали второму закону термодинамики: «Процесс, при котором работа переходит в теплоту без
Избрание главы администрации Смоленска. Событие было словно специально отнесено к новогодним праздникам и недаром расценивалось как подарок горожанам. К счастью или сожалению, на момент голосования все конкурентоспособные кандидаты выбыли из борьбы по собственному желанию. Безоговорочную победу одержал Николай Алашеев. По аналогии вспоминается, как всего полгода назад делегаты городского политсовета ЕР проголосовали против включения в руководящий партийный орган «предводителя» горсоветовской фракции Николая Алашеева. Но тогда это был совсем другой человек.
Йод, которым неоднократно и безжалостно поливали старые раны сначала подполковника, потом полковника, а потом и вовсе капитана Данилюка. С погон главы Смоленска Александра Данилюка на глазах у изумлённой публики целый год падали звезды. Нанёс ли скандал с неуставным присвоением званий репутации главы города серьёзный ущерб? Нет. Йод иссяк, а Данилюк остался. Пусть даже капитаном.
Коммунисты. Патриархи российской политической системы доказали: старый конь борозды не портит. Протестное голосование «против ЕР» вывело смоленских коммунистов в лидеры на выборах в Госдуму в областном центре — Смоленске. Казалось бы — вот он, успех, дело Ленина живёт и побеждает… Только дело, наверное, больше в стечении обстоятельств и старом добром бренде, нежели в силе местного отделения КПРФ. А как иначе объяснить странную позицию на выборах главы администрации Смоленска? Справедливороссы, признав популярность коммунистов, предложили партийное блокирование и поддержку кандидата от КПРФ. Карты в руки, прикуп известен. И ведь был шанс взять телефон, телеграф и почтамт и пальнуть из «Авроры». Но не нашли коммунисты в своей среде достойного конкурентоспособного кандидата и отказались. В итоге очко ушло в пользу зала.
Любовь, с которой принято покидать смоленскую землю. Например, именно с ней покинул нас Владимир Слепнев, занимавший пост главного федерального инспектора по Смоленской области. Своё прощальное письмо, опубликованное в СМИ, он закончил фразой «С любовью и уважением к православной Смоленщине». Кроме того, в 2011 году со смоленской землёй попрощался Сергей Белоконев, прежде представлявший Смоленщину в Госдуме. Любовного письма на память не оставил.
Митинги протеста. Эхо Болотной площади и проспекта Сахарова прокатилось мимо Смоленска. Несколько десятков несогласных в медицинских масках и надписями на них: «У меня украли голос» — вот и всё, что увидела площадь Ленина туманным декабрьским вечером. Видимо, выигрыш коммунистов в городе всех успокоил: у нас всё честно и без фальсификаций. И протестовать вроде бы не против чего.
Новая набережная и новая художественная галерея. Хотя ударных строек в одном областном центре немало, особое место в сердце губернатора Сергея Антуфьева занимает набережная Днепра… В
Отопительный сезон. Есть занимательная теория: Смоленск населяют люди, которые в прошлой жизни жили в жарких странах и там основательно за
Подземный переход на площади Победы и Праймериз. Оба эти события очень хочется припечатать фразой «Много шума из ничего и в никуда». Но на самом деле это не так. Праймериз-2011 действительно вывел на политическую арену новых людей, а подземный переход на площади Победы, конечно, мог бы быть более функциональным или хотя бы менее долгосрочным проектом. Зато, глядя на него, была рождена прекрасная фраза губернатора Сергея Антуфьева: «Мы на площади Победы подземный переход раскопали, год не можем закопать… Мы не умеем работать под землей…».
Ремонт дорог. Спасибо, отремонтировали. Не все и не в срок, но уже
Тысяча сто пятидесятилетие Смоленска. Сложная буквенно-цифровая конструкция быстро прижилась, и теперь под её знаком проходит добрая половина общественно-культурных событий. Не за горами юбилейный год, когда даже вывоз мусора с помоек будет приурочен к
Урны в форме пушек, которые установили в центре Смоленска. Проблем оказалось сразу несколько. Первая — финансовая. Двадцать мусорных вёдер в таком художественном исполнении стоили полмиллиона рублей. Вторая — нравственная. Разве можно кидать мусор в символ города-героя? Вот и нам кажется, что нельзя. Нравственная пропасть сродни финансовой — в неё тоже можно падать бесконечно. Да, и вот ещё идея. Если уж совсем наплевать на исторические символы. К юбилею можно ещё один вид урн забабахать — в виде птицы Феникса. Помните знаменитые советские урны-пингвинчики? Вот фениксы пусть поработают на благо родного города: принимают пивные банки и окурки. Грустно всё это…
Форум смоленский (он же forum.smolensk.ws). В минувшем году подтвердил звание самой главной дискуссионной площадки региона. Страсти накануне выборов в разделе «Политика» зашкаливали все известные пределы. Особенно занимательно было следить за постами ряда известных финансистов, политиков и депутатов: форум для них стал
Хрень
Центр имени Тенишевых и травматологический центр. Оба этих объекта можно отнести к «ударным стройкам — 2011». Благодаря каждому из них жизнь в Смоленске должна очень сильно измениться. Преобразования не за горами. Строительство травматологического центра должно завершиться уже в этом году, культурный центр в соответствии с планом будет построен к
Часы на крепостной стене, отсчитывающие время до юбилея. Милая игрушка хоть и стоит несуразные полмиллиона рублей, зато теперь вакансия главных часов города, можно сказать, закрыта. А среди школьников младших классов тем временем начали ходить байки: когда часы досчитают до нуля, будет взрыв и из стены вылезет призрак. Интересно, чей?
Шурик. Именно такое ласковое прозвище получила груда костей мамонта. То есть это сначала была груда костей. Но в итоге инженерно-исторических работ наш город обзавёлся собственным реликтовым млекопитающим: в историческом музее в 2011 году появился скелет мамонта. Не каждый город, меж тем, может таким похвастаться! Без лишних эмоций сотрудники музея назвали скелет Шуриком. Шурик не смолянин. Он ехал из Сибири в Германию, но задержался на смоленской границе, так как перевозили мамонта незаконно. Останки мёртвого животного узаконили, прописали в Смоленске, и теперь все дети области знают, как выглядели доисторические слоники. Осталось настоящим живым слоном обзавестись.
Ща включим!» — смысл рефрена коммунальных и городских чиновников, произносимый каждый раз по поводу систематических отключений горячей воды, коих в минувшем году было великое множество. Покровка, например, почти полгода гремела тазиками. Вода, правда, от этих слов включаться не торопилась, зато у населения появлялась надежда и луч света в тёмном царстве.
Ъ. Андрей «Ъ» Колесников, самый известный обозреватель газеты «КоммерсантЪ», посетил Смоленск вместе с премьером Путиным и вписал наш город в современную историю. А ещё, по его собственному признанию, катался в Лопатинском саду на катамаране. Жаль, что у Путина рука в Смоленске заболела — он мог бы на лодочке рядом поплавать. За весла взяться. Правда, галер у нас нет. Но лодочки очень даже ничего.
Ы. На «ы» в 2011 году в Смоленской области ничего не начиналось, зато очень многое заканчивалось. Например, некоторые существительные множественного числа… А хороших существительных множественного числа было много: трубы, подъезды, тротуары, фасады. Многое из этого именно в прошлом году удалось обновить.
Ь. По аналогии с предыдущей буквой, мы нашли массу слов, произнесённых в
Экономика и экология региона. Понятия очень и очень взаимосвязанные. Например, в прошлом году биологи отметили увеличение популяции лис и грызунов. А всё оттого, что сельхозугодья сокращаются, люди спиваются, трактора ржавеют, а природа наступает. Будем надеяться, что в этом году лис и грызунов у нас в области станет меньше, а рабочих мест — больше.
Юрий Никулин и Юрий Гагарин. Памятник великому артисту, уроженцу Демидова, открыли в октябре на его малой родине. А двумя месяцами позже — и
Яровой клин. Именно его, судя по прошлогодним высказываниям губернатора Сергея Антуфьева, нужно увеличить районам Смоленщины в первую очередь. Мы не совсем знаем, что это такое. Но уверены — если увеличить, то всем нам будет счастье.