#5 (296)
20 Мая 2024

Сокрытый чертог русского искусства

Екатерина Сидоренко

Культура

Как деревня под Смоленском стала кузней ремёсел и творчества. Рассказываем, почему бывшее имение княгини Тенишевой не уступает современным арт–кластерам.

В Международный день памятников и исторических мест я отправилась в одну из самых прогрессивных на рубеже 19–20 веков смоленскую деревню — Талашкино, чтобы в очередной раз взглянуть, чем сегодня может удивить это место и почему идеи меценатки Марии Тенишевой актуальны и по сей день.

История Смоленской земли для многих, кто не связан с ней корнями, известна лишь из военных сводок разных столетий. Будь то столкновения с поляками, французами или немцами — на каждой ратной странице истории нашей страны можно увидеть упоминание о Смоленщине.

И только на нахзаце этой книги о боевой славе «щита земли Русской» будут следовать упоминания о знаменитых земляках. Чаще всего на слуху у всех только «адреса» именитых жителей: «Хмелита» Грибоедова, Высокое Шереметевых и Новоспасское Глинки. По большей части эти места представляют собой комплексы из домов и пристроек для жизни самих хозяев и прислуги.

И, конечно, на первый взгляд чего–то необычного от таких исторических мест ждать не стоит. Но это только на первый, брошенный мимоходом взгляд.

А если посмотреть поближе, то можно в Смоленской области разглядеть и настоящую жемчужину. Точнее, если говорить современным языком, настоящий арт–кластер, который появился благодаря княгине Марии Тенишевой.

Историко–архитектурный комплекс «Теремок» сегодня располагается на месте бывшей усадьбы Тенишевых в Талашкино. На рубеже 19–20 веков он стал колыбелью науки и искусства, объединившей крестьян и интеллигенцию. Пытливый ум Марии Клавдиевны и молчаливая поддержка мужа — князя Вячеслава Тенишева — позволили реализовать амбициозный и опережающий время просветительский проект. Для крестьянских детей на тогда ещё хуторе Флёново была открыта сельскохозяйственная школа, которая на безвозмездной основе готовила будущих аграриев. При этом образование ребята получали одно из лучших в стране — например, только русского языка у учеников было по 17 часов в неделю. Добавьте к урокам и работу на собственных пасеках, огородах, швейных мастерских и даже метеорологической станции.

«Мы больны, мы очень тяжко больны! Наша якобы молодая нация, не дойдя еще до зари своего рассвета, успела уже подгнить у самого корня и, как ветхий организм, разлагается! Страшно! Больно до слез, обидно…» — княгиня Тенишева глубоко переживала за будущее своей страны и пыталась своими силами построить основы для прогрессивного общества, которое будет питать чувства глубокой привязанности к своей стране и культуре через деятельное созидание.

Для того, чтобы образование было всесторонним, ученики школы были окружены творчеством: для них построили театр, учителя по музыке выписывались из лучших оркестров России. Интересно, что с лёгкой руки княгини воспитанники школы стали обучаться игре на балалайке, а в 1900 году выступили на Всемирной выставке в Париже. Для этого события Мария Клавдиевна поручила расписать инструменты оркестра — росписью занялись Малютин, Врубель, Коровин и сама Тенишева. Появление «узорчатого оркестра» имело большой успех, а балалайки потом пытались выкупить за большие деньги, но княгиня не продала ни одной. Сейчас в «Теремке» находятся несколько уже отреставрированных балалаек из того оркестра, остальные хранятся в фондах Исторического музея в Москве и Смоленского государственного музея–заповедника.

В экспозиции музея же находятся шедевры русского малого зодчества, внутренние документы самой школы, учебники 19 века, позволяющие сравнить быт и учебу крестьянских детей с современностью. Венцом коллекции является эмалевый портал, ставший частью диссертации Марии Тенишевой, который украшает вход в главный зал «Теремка».

Говоря современным языком, смоленское Талашкино (в самом своём расцвете) стало одним из первых арт–кластеров: княгине Тенишевой удалось объединить научную, творческую, прикладную и благотворительную деятельность. Здесь творили и искали вдохновение великие деятели искусства (например, Стравинский и Шаляпин здесь приступили к работе над «Весной священной», а Малютин придумал проект самого терема). Рядом с ними готовили кадров для сельскохозяйственной отрасли, что соответствовало потребности государства в таковых — сейчас похожую ситуацию можно наблюдать с расцветом среднего профессионального образования и целевиками. Многие воплощённые в жизнь идеи княгини являются актуальными до сих пор.

Сегодня талашкинский терем и входящие в состав музея объекта — популярные места для посещения школьными группами, студентами из регионов России и соседней Белоруссии. Для комфорта гостей и сохранения экспозиции не так давно здесь была проведена реконструкция: в самом «Теремке» обработали бревна, укрепили фундамент, заменили оконные переплеты, поменяли кровлю, сделали новые сливы. Ранее обновили и знаменитую мозайку Николая Рериха «Спас Нерукотворный», воссоздали кирпичную кладку и отмостку, а в дальнейшем планируют восстановить росписи по фотографиям самой княгини и живописцем. Примечательно, что музей–комплекс не застыл как обособленная единица, а органично вплетается в культурную жизнь смолян: например, в последнее время в Храме Святого Духа проводятся концерты классической и народной музыки с приглашёнными коллективами или артистами областной филармонии, а экскурсии в гончарную мастерскую, кузню, школу входят в программу «Пушкинская карта».

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/296/04