«Личное дело» губернатора Островского
Светлана Савенок
Главная тема
Факты, с которыми не поспоришь, или Маркер для оценки «годности» главы региона.
1 сентября стартовал не только новый учебный год, но и новый политический сезон. Для губернатора Смоленской области Алексея Островского нынешний сентябрь де–факто можно считать стартом губернаторских выборов.
Поэтому, открывая политический на площадках наших СМИ (на этом сайте и в журнале «О чем говорит Смоленск»), мы посчитали логичным «прощупать» губернатора Островского на результат.
«Пощупать руками»
Когда в регионе происходит то или иное позитивное событие, записные критики губернатора Островского (из серии — в подъезде лампочка перегорела, виноват Островский) включают рефрен: «Неужели Островский начал работать? А чего семь лет ждал? А вообще, что конкретно полезного он сделал для области? Дайте «пощупать» результат!»
Вот и мы решили «пощупать». Не теоретическими и бесконечно далекими от народа методами определения оценки эффективности губернаторов (которые регулярно меняются из–за слабой своей эффективности, кстати), а простым, «народным» способом — «пощупать».
К примеру, появился в Смоленске на месте заброшенной территории красавец–парк «Соловьиная роща» — нате, «щупайте»! Без копейки бюджетных вложений построили! Или кто–то будет спорить, что появление нового парка отдыха областном центре — заслуга Островского? Факты — вещь упрямая.
Вот, в центральном парке Смоленска появилось современное «Колесо обозрения» — щупайте! Вот, дома вдоль проспекта Гагарина перестало трясти, как во время землетрясения, когда там проезжают трамваи (новые рельсы по современным технологиям уложили) — щупайте! Остов «неприкаянной» и недостроенной «башни Шитова» в центре города на глазах превращается в пятизвездочную гостиницу…
Это лишь несколько примеров навскидку и только из города Смоленска. На самом деле, в регионе изменилось многое. И жители районов тоже смогли «пощупать» изменения в муниципалитетах. Не случайно ведь на Дне города в Ярцеве губернатора Островского на стадионе жители встретили аплодисментами и словами благодарности. Это дорогого стоит. На «пустом месте» такого не бывает точно.
Стоит отметить, что именно при губернаторе Островском в регионе был принят целый ряд законов, делающих Смоленщину привлекательной для бизнеса. Это оценили не только федеральные эксперты, но и инвесторы.
Вообще, тема привлечения инвестиций с самого начала губернаторства была и будет для Алексея Островского приоритетной всегда, потому что инвестиции — это поступления в бюджет, соответственно — исполнение социальных обязательств. То есть, инвестиции не ради инвестиций, в основе лежит социальная сфера — уровень жизни и комфорт смолян.
Мерило «годности» для губернатора
Именно поэтому открывает наш проект тема, на первый взгляд, не первостепенная в качестве мерила «хорош» губернатор или «плох». Но, как нам представляется, именно она является одним из главных маркеров для оценки «годности» главы региона.
Речь идет об отношении к жителям, их чаяниям, нуждам и надеждам. О том, насколько успешно умеет губернатор выстраивать диалог с обществом и работать с населением. Особенно важно это качество для первого лица в свете прямых выборов глав регионов.
Есть еще один важный момент: это качество либо есть, либо нет. Нельзя «притвориться» лишь на время выборной кампании, что интересы жителей действительно стоят во главе угла. С этим пониманием надо жить и работать.
И вряд ли кто будет спорить, что Алексей Островский кардинально отличается от своих предшественников четким пониманием того, что власть для людей, а не наоборот.
Ему удалось выстроить совершенно нехарактерную для прежних смоленских губернаторов модель общения с населением. Он сделал нормой «шаговую доступность» первого лица области для населения.
«Первая ласточка»
В 2012 году Алексей Островский упразднил личную охрану для главы региона. С первых дней после прибытия в Смоленск в новом статусе он охотно общается с людьми на улице, отвечает на вопросы. И не удивительно, что некоторые просто не верили, что они так вот запросто поговорили с губернатором, потому что ничего подобного ни при Прохорове, ни при Маслове, ни при Антуфьеве не было и быть не могло.
Все прежние главы не то, что по улицам (и на мероприятиях), но даже по коридорам здания обладминистрации традиционно передвигались исключительно в сопровождении телохранителей (кстати, и у некоторых замов губернатора Прохорова также была своя личная охрана).
Но ликвидация личной охраны — это лишь «первая ласточка», это тот самый — недопустимый для главы региона «аппендикс», который Островский «вырезал» решительно и сразу. Потому что изначально был настроен на прямой диалог с населением.
Базис
Вообще, если проанализировать заявления, действия и решения Алексея Островского на посту главы Смоленской области, работа с населением для него — это базис губернаторской деятельности.
Всё остальное (развитие промышленности, предпринимательской деятельности, подъем сельского хозяйства, привлечение инвестиций и так далее) подчинено главной цели, о которой Островский говорил не раз — «улучшить качество жизни смолян».
Эту особенность Алексея Островского отмечают и федеральные эксперты:
«В политике, проводимой смоленским губернатором, ключевым моментом является ставка на взаимодействие власти и общества. Именно с укреплением взаимодействия граждан и власти Алексей Островский связывает перспективы развития региона».
Именно этим обусловлены многочисленные поездки Алексея Островского по районам, встречи с людьми и руководителями, работающими непосредственно «на земле».
И если в ходе таких поездок (или по сигналам с мест) выясняется, что какой–то глава не готов слышать и учитывать мнение «снизу», будьте уверены: такому главе будет выписана «красная карточка».
В интересах смолян
Все уже привыкли, что для рабочих поездок Островского по городу Смоленску и районам области выходных просто не существует. Праздник или беда, жалобы с мест, контроль за ходом работ на социальных объектах — если позволяет рабочий график, для него «неважных» тем не существует, да и не привык губернатор Островский общаться с населением через посредников (заместителей).
Поначалу, наблюдая за этой (абсолютно нехарактерной для прежних смоленских губернаторов) активностью Алексея Островского, недоброжелатели и «профессиональные критики» (к примеру, пресс–секретарь бывшего губернатора Прохорова) выкатили логичное (с их точки зрения) объяснение: «Островский пиарится перед выборами». Но выборы (и не одни) прошли, а Островский так и «не сбавил обороты»: он ездит, общается, контролирует, «дает по рукам» местным бюрократам — всё в штатном режиме — в интересах смолян.
Так что, господа «бывшие», не ломайте голову в поисках ответа на вопрос «зачем», всё просто: именно так Островский понимает свою работу на посту главы региона.
«Пожалуюсь Островскому»
И, наконец, «высший пилотаж» в плане построения конструктивного диалога власти с населением — это «прямой эфир» Алексея Островского в социальных сетях. Когда каждый житель мог задать вопрос (или озвучить проблему) напрямую губернатору.
Почти полтысячи обращений! В том числе, казалось бы, не относящиеся к компетенции главы региона: ремонт кровли по такому–то адресу, отказ признать дом аварийным, мусор во дворе такого–то дома, запись к врачу в такой–то поликлинике, качество воды в таком–то микрорайоне и так далее…
При этом большинство обратившихся к губернатору с «точечными» проблемами, написали Островскому потому, что не смогли добиться решения вопросов на уровне чиновников, к чьей компетенции эти вопросы находятся.
Таким образом, Алексей Островский становится последней надеждой и тем самым «заводным ключиком», который приводит неповоротливый чиновничий механизм в действие.
Ряд вопросов, которые невозможно было сдвинуть с мертвой точки, каким–то «чудом» решились оперативно, «без шума и пыли» еще до самого «прямого эфира». Островский заставил погрузиться в «точечные» проблемы конкретных людей тех самых чиновников, от которых и зависит решение вопросов.
При подготовке к эфиру мы наблюдали небывалое ранее явление: к адресному решению конкретных «маленьких» проблем подключились профильные департаменты, МУПы, жилинспекция, руководители муниципальных и сельских поселений, полиция и т.д.
Механизм пришел в действие, потому что чиновники знают: каждая точечная проблема попала в зону внимания губернатора Островского, поэтому отмахнуться от озвученных проблем, «затихарить» их уже не получится.
Конечно, в рамках двухчасового прямого эфира губернатор не смог ответить каждому. Важно, что работа с обращениями людей продолжилась и после эфира, и по итогу отработана была каждая из озвученных проблем.
Конечно, Островский не волшебник, не «золотая рыбка», но там где проблемы имели решение, они были решены или взяты в работу. Это важно. И губернатор выразил готовность к тому, чтобы проводить такие «прямые линии» регулярно.
В целом же, новый формат общения, предложенный Алексеем Островским, это, безусловно, выход на новый качественный уровень диалога власти и общества на Смоленщине.
И, надо отметить, смоляне активно общаются с губернатором на встречах и в соцетях: жалуются, благодарят, предлагают, спорят. Потому что знают, что они будут УСЛЫШАНЫ. Такого до Островского в Смоленской области точно не было.