#19 (197)
26 Ноября 2018

Смоленск изнутри

Леся Томашова

Путешествие

Как совершить познавательное путешествие, не покидая пределы города­героя? Энергетика этих мест настолько сильна, что знакомство с историей и судьбами людей, которые эту историю творили, сделают путешествие незабываемым и подарят массу впечатлений.

Куда поехать, и что посмотреть? Этими вопросами задаются те, кто мечтает о путешествиях. При этом забывая подчас о том, что Смоленская земля также богата культурными и историческими достопримечательностями.

В разных уголках Смоленщины функционируют многочисленные музеи, рассказывающие о жизни и творчестве прославленных земляков. Также действует трехдневный федеральный маршрут «Романтика дворянских поместий земли Смоленской», включающий экскурсию в усадьбы «Фленово», «Хмелита» и «Новоспасское». А для любителей экспресс–тура возможен вариант путешествия с посещением музея смоленской полиции, Фленово и Кафедрального Свято–Успенского собора.

Именно такой «тропой» прошли смоленские журналисты, посетившие эти достопримечательности. И хотя многим из коллег довелось здесь побывать не раз и не два, но энергетика этих мест настолько сильна, что очередное знакомство с историей и судьбами людей, которые эту историю творили, сделало путешествие незабываемым и подарило массу впечатлений. Отдельно спасибо за это экскурсоводам!

О людях в погонах

Первым пунктом нашего тура стал музей смоленской полиции, который был открыт в 2015 году в культурном центре УВД. В девяти залах представлена история развития органов внутренних дел на протяжении 400 лет. В результате кропотливой работы было найдено свыше 6 тысяч различных вещей и документов, которые и легли в основу экспозиции.

Вот пробитый пулей шлем сотрудника спецподразделения, чемоданчик эксперта–криминалиста, изъятая у «дельцов» контрафактная продукция…

Один из залов оформлен в виде кабинета сыщика. Его интерьер и обстановка были навеяны книгами о приключениях Эраста Фандорина, обнаруженными архивными документами и даже фото. В арсенале вымышленного сыщика — средства для перевоплощения, трость с трехгранным клинком и картотека. И хотя предмет мебели — из недавнего 20–го века, все надписи на ней относятся к веку 19–му. В том числе существовавшие тогда уезды Смоленской губернии и воровские профессии: «шулера», «фальшивомонетчики» и «менялы»…

В соседнем зале можно увидеть фото одного из таких персонажей. А также узнать, как чуть более века назад клеймили преступников. Если первый раз провинившегося отправляли на каторгу, ему ставили клеймо «СК», что значит «ссыльный каторжник». Во второй раз ему доставалась клеймо «КАТ», а в третий уже выжигали слово «Вор», причем прямо на лбу.

Организаторы музея постарались собрать максимум информации о смоленских милиционерах, которые творили историю органов внутренних дел.

Например, посетители могут узнать о необычной судьбе смоленского милиционера Николая Ивановича Гращенкова. Будучи в 20–х годах прошлого века сотрудником уголовного розыска, а спустя некоторое время и начальником Смоленского губернского управления милиции, он, чтобы раскрыть банду, поступил в мединститут под чужой фамилией. Милицейская операция прошла успешно. Но по ее завершении Николай Иванович решил уйти из органов и посвятить жизнь медицине.

Есть стенд, посвященный делу государственной важности, в котором не последнюю роль сыграл лейтенант Кармановского отдела милиции Николай Ветров, остановивший диверсантов, которые готовили покушение на Иосифа Сталина.

Под стеклом музея — шинель постового Курицына, который с 1943 по 1955 годы нес службу возле Дома с часами, где смоляне часто назначали встречи и свидания. И через постового передавали записки адресатам.

Организаторы музея увековечили имена своих коллег — сот­рудников органов внутренних дел, павших смертью храбрых при исполнении служебного долга и участии в боевых операциях. В том числе и тех, кто погиб, защищая Смоленск горячим летом 41–го… В здании ДК УВД с 1932 по 1941 годы работала межобластная школа милиции, где готовили милицейские кадры и занимались повышением их квалификации.

15 июля 41–го немецкие части входили в город по Киевскому шоссе (сейчас — проспекту Гагарина). У здания школы милиции и возле Дома специалистов смоленские милиционеры и курсанты милиции приняли неравный бой с ворвавшимися в город немецкими войсками. В бою полегли почти все милиционеры, включая начальника школы милиции Федора Ивановича Михайлова и старшину милиции Григория Ивановича Поддубного, который со связкой гранат бросился под вражеский танк.

В зале славы высечены имена погибших в разные годы милиционеров. Здесь лежат три железные розы в знак того, что для сегодняшних сотрудников полиции герои всегда живы.

Осталось добавить, что попасть в музей можно по предварительной записи, а для организованных групп, в том числе и детских, устраивают бесплатные экскурсии.

На Соборном холме

Немало легенд связано с историей Смоленского кафедрального Свято–Успенского собора, который является символом Смоленска и одной из главных достопримечательностей древнего города.

Собор был построен на месте древнего храма, заложенного еще Владимиром Мономахом в 1101 году, и простоявшего до 1611 года. Новый собор начали строить при царе Алексее Михайловиче. Во время наполеоновского нашествия храм не пострадал. Существует предание, что поражённый величием Смоленского собора французский император Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. И, тем самым, спас святыню от разграбления. Выстоял собор и во время Великой Отечественной войны.

Сегодня здесь можно увидеть три святыни, которые почитают верующие и которые дороги каждому смолянину. Это, прежде всего, Смоленская икона Божией Матери. Первую икону привез в Смоленск Владимир Мономах. Икона была семейной реликвией, доставшейся ему от матери, дочери византийского императора. Однако во время Великой Отечественной войны образ был безвозвратно утерян. То, что видим сейчас — список (копия), подаренная городу в начале 17 века Борисом Годуновым во время его визита в Смоленск.

Долгое время икона висела над городскими воротами, которые территориально располагались в том месте, где находится сейчас здание православной гимназии. Несколько лет назад икону забрали на реставрацию, специалисты сняли все слои и представили смолянам образ в таком виде, в каком его лицезрели нашли предки.

Вторая святыня — плащаница, выполненная в середине 16 века и вышитая серебряными и золотыми нитями. На ней изображена известная сцена положения тела Господа во гроб после снятия с креста. Изначально плащаница хранилась в Москве. Однако во время войны 1812 году французские солдаты украли ее и попытались вывезти. Обоз с награбленными ценностями был отбит смоленскими партизанами на территории нашей губернии. После этого плащаница осталась в Смоленске.

В соборе хранятся и железные сандалии Меркурия Смоленского, небесного покровителя Смоленска. Причем это единственная сохранившаяся до наших дней реликвия святого.

Две других — шлем и копье — были утрачены.

Мария Тенишева. «Впечатления ее жизни»

Завершилось наше путешествие посещением хутора Фленово, где находится знаменитый «Теремок» (при Марии Тенишевой он служил библиотекой), музей — бывшая сельскохозяйственная школа, а также храм в честь Сошествия Святого Духа. В 2008 году рядом с «Теремком» был установлен памятник княгине Тенишевой. И у всех приезжающих сюда создается впечатление, будто словно сама хозяйка радушно встречает гостей.

Нельзя сказать, что ее жизнь была наполнена лишь радостными событиями. Она с тоской и болью вспоминала о своих детских годах и сложных взаимоотношениях с матерью. Первый брак Марии Клавдиевны (в девичестве Пятковской) также оказался несчастливым — она вышла замуж за молодого юриста Рафаила Николаева. Позднее решается ехать в Париж учиться пению, а, вернувшись, принимает приглашение подруги юности Екатерины Святополк–Четвертинской погостить у нее в имении в Талашкино. Это решение станет судьбоносным. Именно здесь на одном из вечеров она знакомится с князем Вячеславом Тенишевым — богатейшим и образованнейшим человеком своего времени. Услышав голос будущей супруги, он понял, что с этой женщиной хочет связать вою судьбу. Так и случилось. После развода Марии Клавдиевны они поженились. Князь покупает у Святополк–Четвертинской имение Талашкино и спустя какое–то время (у Тенишевых также было имение на Брянщине) супруги переселяются на Смоленщину. По договоренности, совладелицей имения остается Святополк–Четвертинская, которая до последних дней останется рядом с подругой и уедет с ней в эмиграцию. На тот момент Мария Клавдиевна уже будет вдовой. Ее супруг скончается в 1903–м в Париже, тело князя будет забальзамировано и погребено во Фленовском храме. После революции его прах перезахоронят на местном кладбище.

Школа во Фленово существовала и до Марии Тенишевой, но именно с ее появлением в здешних местах связывают развитие этого учреждения. Предполагалось, что выпускники сельскохозяйственной школы получат достаточно знаний, чтобы после окончания (а учились здесь шесть лет) они могли быть управляющими в имениях и грамотно заниматься сельским хозяйством. Для детей создаются все условия для учебы: организованы общежития, построены оранжереи, метеорологическая станция, пасека. Школьникам преподавали земледелие, ботанику, геометрию, скотоводство, землемерие, арифметику, пчеловодство и другие предметы.

Мария Тенишева считала, что все дети талантливы, надо только талант разглядеть и развить. Для развития творческих навыков учеников были созданы мастерские, где ребята занимались гончарным и столярным делом, а девочки вышивали.

Руководить мастерскими княгиня пригласила художника Сергея Малютина — того самого, по проекту которого будет построено здание музея «Русская старина». Он же стал архитектором храма во Фленове.

Фленово на рубеже веков благодаря хозяйке усадьбы станет своеобразным культурным центром, куда приезжают художники, композиторы, писатели. У Тенишевых гостили Илья Репин, Валентин Серов, а также Игорь Стравинский, который, вдохновившись красотами здешних мест, напишет здесь музыку к балету «Весна Священная».

Побывает и Николай Рерих. Он станет автором внутренних росписей храма в честь Сошествия Святого Духа и мозаики над входом «Спас Нерукотворный». К сожалению, имение Тенишевых в Талашкине не сохранилось, храм при жизни Марии Клавдиевны не был завершен и освящен, как она того хотела. В 1919 княгиня навсегда покинула Россию, а в 1928 году скончалась в пригороде Парижа.

Более подробно о судьбе княгини Тенишевой можно узнать из ее мемуаров. В октябре увидело свет переиздание книги «Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни». Переиздание было приурочено к 160–летию со дня рождения самой княгини Тенишевой, 175–летию со дня рождения ее супруга и 130–летию Смоленского музея–заповедника. А увидеть и узнать, как была устроена сельскохозяйственная школа и что сейчас хранится в «Теремке», можно, посетив Фленово. Так что, приезжайте, здесь всегда рады гостям.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/197/05