О победителях, проигравших и «паршивой овце». Итоги выборов
Светлана Савенок
Политика
У кого «грудь в крестах», а у кого — «голова в кустах». Что будет после выборов в Смоленскую областную Думу?
Сразу стоит отметить, что стартовые позиции «Единой России» на нынешних выборах были не столь комфортны как прежде, когда «белые начинают и выигрывают» в рамках привычной политической повестки, где основную роль играют не политтехнологи, а работа с населением в округах.
Сложный старт
Нынче партия власти стала заложницей пенсионной реформы, чем не преминула воспользоваться оппозиция. По сути, оппозиционным партиям даже не надо было себя утруждать, придумывая собственную повестку предстоящей кампании.
Можно сказать, единороссы, поддержавшие непопулярную, но крайне необходимую стране реформу, своими руками раздали козыри оппонентам.
Соответственно, «провал» ЕР на нынешних выборах изначально прогнозировали многие эксперты, считая, что если партия наберет «чуть больше 30%», это для нее будет уже хороший результат.
«Первый фактор связан с президентскими выборами, которые прошли очень удачно, и в результате случилось то, что ожидали многие политтехнологи. В массовом сознании населения были сформированы завышенные социальные ожидания, россияне ждали быстрых перемен к лучшему, а вместо этого получили пенсионную реформу», — пояснил глава института избирательных технологий Евгений Сучков.
А если верховная власть не дает то, что ожидает население, безусловно, это сказывается на всей властной вертикали.
Поэтому каждый субъект самостоятельно справлялся с прописанными в «условиях задачи» трудностями для выдвиженцев от ЕР.
Подводя итоги выборов в Смоленскую областную Думу, можно констатировать, что наш регион решил эту непростую «задачу» на «твердую четверку». И даже «паршивая овца» (об этом — ниже) не смогла помешать победе партии власти на выборах в региональный парламент.
«Не кемеровские 89%, зато чисто и прозрачно»
Некоторые субъекты оправдали самые мрачные прогнозы политологов — там «Единая Россия» действительно потерпела сокрушительное поражение (где–то ее обошла КПРФ, где–то ЛДПР).
Но в целом, можно сказать, власть «удержала ситуацию».
Результат выборов на Смоленщине не обошел вниманием секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак на брифинге по итогам единого дня голосования.
Отмечая, что из 16 кампаний по выборам в заксобрания в 13 регионах «Единая Россия» заняла первое место, Турчак привел в качестве примера и Смоленскую область, где 54% мест в региональном парламенте получили единороссы.
Конечно, это не кемеровские 89% мандатов, но зато выборы на Смоленщине прошли абсолютно честно, конкурентно и «чисто». Без нарушений и скандалов.
Вообще, обеспечение «чистоты» и «прозрачности» выборов — это была изначально твердая и консолидированная позиция губернатора Алексея Островского и руководителя облдумы, лидера смоленских единороссов Игоря Ляхова.
И то, что губернатор Островский жестко настроил всех чиновников на обеспечение абсолютно прозрачной, конкурентной кампании в Смоленской области, позже отметили и все лидеры оппозиционных партий, принявших участие в выборах. И Валерий Кузнецов (КПРФ), и Олег Шеин (СР), и Андрей Карачев (Партия пенсионеров).
У кого «грудь в крестах», а у кого — «голова в кустах»?
Каждый раз, какого бы уровня выборы ни проходили, после подведения итогов голосования на повестку выходит вопрос ответственности первого лица (региона, муниципалитета и т.д.).
Потому что каждые выборы — это маркер, определяющий социальное самочувствие региона, уровень его стабильности и уровень доверия к власти.
За результаты в регионе ответственность всегда несут губернаторы, в районах — главы районов, в муниципальных образованиях — муниципальные главы (словом, «кто как потопает, так и полопает»).
Что касается позиций губернатора Алексея Островского после нынешних выборов, вне всякого сомнения, они укрепились. Судите сами.
Во–первых, как мы уже отметили, он на «отлично» обеспечил проведение конкурентных, прозрачных выборов.
Во–вторых, несмотря на чудовищный «провал» в городе Смоленске (о котором мы поговорим отдельно), «Единая Россия» сохранила свое большинство в региональном парламенте.
В–третьих, «партия Островского» (ЛДПР) увеличила свое присутствие в облдуме на 50% (с 4–х мандатов, полученных в 2013 году, до 6–ти нынешних). При этом впервые кандидат от ЛДПР победил в одномандатном округе.
И, наконец, де–факто губернатор от ЛДПР (на зависть некоторым коллегам–единороссам) продемонстрировал результат, свидетельствующий о стабильности и достаточно высоком уровне доверия населения к власти.
Напомним, в отличие от некоторых других губернаторов, не состоящих в партии власти, Алексей Островский сразу же сумел выстроить конструктивные, рабочие отношения не только с «Единой Россией», но и с другими партиями, которые готовы не «перетягивать одеяло» ради политической выгоды, а работать в интересах региона и его жителей.
И время показало, что идея Островского о создании коалиционной администрации не только жизнеспособна, но полезна и востребована.
Это подтверждает и тот факт, что команду «оголтелых оппозиционных крикунов», рвавшихся к власти под партийной вывеской «Справедливой России», похоже, скоро окончательно «смоет» с просторов смоленского политического ландшафта.
Судя по тому, что федеральное руководство партии на нынешних выборах Сергея Лебедева даже не включило в общерегиональную часть списка кандидатов (там значился только депутат Госдумы Олег Шеин), есть ощущение, что смоленское отделение справороссов ждет полная перезагрузка.
Не будем опережать события, но нельзя исключать, что в перспективе коалицию Алексея Островского ждет расширение…
Сюрпризы и неожиданности
Кстати, говоря об особенностях этих выборов, без слов «сюрприз» и «полная неожиданность» просто не обойтись.
К примеру, неожиданный для экспертов результат показала Партия пенсионеров, которая смогла набрать более 9% голосов, обойдя эсеров (с 7%).
Также неожиданностью для всех, в том числе для самого смоленского лидера КПРФ Валерия Кузнецова (по его признанию), стало «триумфальное шествие» кандидатов–коммунистов по городу Смоленску.
Примечательно, что «вообще неизвестные», ничем не запомнившиеся персонажи, выдвинутые КПРФ, одержали победу в округах таких известных и опытных депутатов как Евгений Каманин, Сергей Маслаков и Тамара Максимчук.
Не беремся строить прогноз относительно того, выучат ли их имена смоляне за пять лет присутствия в облдуме. Но зная, к какой депутатской работе за многие годы привыкли жители этих трех округов, сдается нам, что через пять лет (на следующих выборах) эти люди уже вряд ли захотят проголосовать «за кого угодно, только не за единороссов».
Полагаем также, что с Каманиным, Маслаковым и Максимчук избирателям прощаться явно не стоит…
А вот для мэра–единоросса Владимира Соваренко «сдача Смоленска» коммунистам — это безусловный «провал».
«Это фиаско, братан!»
Как только появились результаты голосования по всем участкам, стала очевидна одна простая вещь: пресловутая пенсионная реформа вовсе не помешала победить кандидатам от «Единой России» в районах Смоленской области. Очевидный «провал» у партии власти случился только в городе Смоленске.
Говоря о причинах такого вот «нежданчика», мы «со всей пролетарской прямотой» озвучили единственный напрашивающийся вывод о неудачах единороссов в областном центре.
Если вспомнить количество «неудов» и нареканий, высказанных в адрес городской власти в целом и Владимира Соваренко в частности (от возмущенных жителей, от «федералов» и депутатов Государственной и областной Думы, от ЕР…), совершенно нетрудно понять, почему в городе голосование большей частью носило протестный характер.
«Америку мы не открыли», мы лишь отметили: есть все основания полагать, что «палки в колеса» депутатам–единороссам по итогу вставила не столько пенсионная реформа, сколько «горе–хозяйственник» Владимир Соваренко и его команда.
В это сложно поверить, но часа через два после появления публикации на нашем сайте Владимир Александрович обвинил в неудачах партии… СМИ! Цитируем первоисточник — страничку Соваренко в соцсетях (орфография и пунктуация сохранены):
«Утром прочел обвинения в сми в свой адрес, написанные ночью одним и тем же изданием. Оказывается выборы в городе «провалил» я)). Жаль, что те, кто «дирижирует» и пишет такие вот статейки, так и не поняли, что сами и стали причиной такого выбора людей».
Нашему «изданию», конечно, лестно, что мы «своими статейками» можем обрушать рейтинги и создавать новых кумиров…
А если серьезно, то получить ответ от первого лица города–героя в стиле «сам дурак» — вот даже и не знаем, как такой пассаж прокомментировать…
Просто (на всякий случай) хотелось бы задать мэру в этой связи несколько уточняющих вопросов.
Владимир Александрович, вы действительно не считаете себя ответственным за результаты голосования в городе Смоленске?
Вы не признаете своей вины перед вашей партией за срыв проекта «Комфортная городская среда»?
Лично вы, Владимир Александрович, много дворовых территорий посетили, выслушивая от жителей многочисленные жалобы на «издевательства» городских властей над благой идеей благоустройства?
Вам лично — просто по–человечески — не стыдно перед Тамарой Максимчук, которая «дневала и ночевала» на объектах, контролируя ремонт дворов? Или тоже скажете, что «она сама виновата», что проиграла «непоймикому» от оппозиции?
Разве с вами товарищи по партии не проводили профилактические беседы? Не указывали на то, что вы «заблудились», что не в том направлении движетесь?
Не говорили о том, что ваши действия как главы города напрямую отражаются на авторитете партии, членом которой вы являетесь? На федеральном уровне от вас не требовали «вернуться в рамки закона»?..
Мы, как СМИ, лишь фиксировали то, что происходит. И да, иногда мы не могли удержаться от желания вас предостеречь от ошибок будущих, указывая на «проколы» нынешние. Потому что тоже считали, что вы «просто заблудились».
Теперь же, наблюдая, как вы пытаетесь переложить ответственность за результат выборов с «больной головы» (себя как руководителя муниципального образования) на СМИ, понимаем, что в советах вы не нуждаетесь. Поэтому просто констатируем: «Это фиаско, братан!»
P.S. С нетерпением ждем и гадаем, кого же Владимир Александрович «завиноватит» в срыве отопительного сезона в областном центре. Неужели тоже СМИ?