«Первая пятилетка». Дата года
Итоги года
Минувший 2017 год стал «юбилейным» для губернатора Островского.
Пять лет назад, 20 апреля 2012 года, в Смоленск прибыл «принимать дела» у внезапно ушедшего в отставку Сергея Антуфьева новый глава региона — Алексей Островский.
А 26 апреля Смоленская областная Дума своим решением одобрила выбор президента. В этот же день состоялась инаугурация нового губернатора. И в этот же день Островский показал, что «как прежде» при нем не будет.
По случаю вступления в должность он не стал устраивать пышных торжеств с приглашением «высоких гостей» из Москвы и других регионов и заявил буквально следующее: «Считаю неуместным тратить время и деньги на торжества по случаю экстренной смены власти в регионе с тяжелым экономическим положением».
Вообще, Алексей Островский — это тот самый случай, когда фраза про смоленских губернаторов — «все одинаковые» — явно не про него. В кадровом решении президента по Смоленской области с самого начала отчетливо виделось намерение федерального центра радикально «перезагрузить» смоленскую власть. И в пятилетней истории губернатора Островского было много моментов, когда «впервые» и «не так, как прежде».
Это был первый случай в стране, когда возглавить регион доверили не представителю «партии власти». Первый случай, когда регион доверили «вызывающе молодому» человеку. На тот момент назначение «молодых технократов» еще не практиковалось, и тогда Алексей Островский, наряду с Рамзаном Кадыровым, являлись самыми молодыми главами в губернаторском корпусе.
Впервые на федеральном уровне зазвучало «ноу–хау» смоленского губернатора: коалиционная администрация. Кстати, поначалу многим казалось, что коалиция развалится буквально после первых же выборов, но она выдержала испытание целым рядом избирательных кампаний и даже не пошатнулась.
А помните, как пять лет назад смоляне удивлялись, что новый губернатор ходит без охраны? «Видел Островского в парке БЕЗ ОХРАНЫ», — такие вот сообщения нередко встречались в соцсетях (потому что в то время наличие охраны при первом лице региона считалось у нас «нормой», мы к такой постановке вопроса просто привыкли, наблюдая прежних глав региона).
Но не только этим, не только партийной принадлежностью, возрастом, нестандартными решениями и «народностью» удивил новый губернатор.
Спустя некоторое время многие (в том числе и те, кто воспринял его назначение как «временное неудобство», кто не верил, что Островский приехал на Смоленщину «всерьез и надолго») поняли: поначалу они явно недооценили ни его потенциал, ни способность добиваться поставленных целей.
По случаю пятилетнего юбилея мы решили вспомнить «медовый месяц» после вступления в должность в отношениях со смоленскими элитами и поговорить о процессе выстраивания этих отношений: с депутатами, представителями бизнеса, с главами муниципалитетов. Этот аспект нам был интересен, поскольку Алексея Островского поначалу восприняли исключительно как «варяга», а наша смоленская элита ох, как непроста.
И встретить молодого губернатора многие посчитали правильным, что называется, «с фигой в кармане». Сразу же, как стало известно о кандидатуре нового губернатора, пошли комментарии в узких кругах, типа такого: «Ну, ну, пожуем — увидим».
Кроме того, немаловажным фактором могла стать и разница в возрасте с основными на тот момент смоленскими игроками (такой психологический момент).
Может кто подзабыл, но в отличие от нынешних реалий, когда губернатор полностью контролирует ситуацию в регионе, ситуацию пятилетней давности в регионе стабильной назвать было никак нельзя.
К тому моменту Смоленщину «штормило» так, что эхо в Москве было слышно. «Войнушка» между городом и областью шла не только на уровне властей (исполнительной и представительной), но и внутри «партии власти». Городское отделение «ЕР» порой такие «коленца выкидывало», что диву даешься, как тогда федеральное руководство «Единой России» не разогнало здесь вообще всех.
И ведь больше года этот цирк продолжался! В Смоленск постоянно приезжали партийные кураторы, «ломали зубы» о смоленскую ситуацию и уезжали, не «сдвинув воз». И тут приезжает Островский и наводит порядок. Как это у него получилось?
Впрочем, не только это. По сути, ему пришлось сразу, с места в карьер, «разруливать» политические конфликты, получить понимание о том, что делать профуканными «точками роста» (речь — о разбазаренных землях сельхозназначения, которые так называемые «инвесторы» вовсе не собирались использовать по назначению) и как–то уложиться в сроки и достроить многострадальные юбилейные объекты к 1150–летию Смоленска. И все эти проблемы требовали срочного разрешения. А учитывая уровень сложности каждой из задач…
По случаю пятилетия Алексея Островского в должности губернатора Смоленской области в эксклюзивном интервью с главой региона мы вспомнили, «как все начиналось», узнали о том, что все эти годы оставалось «за кадром», а также обсудили итоги «первой пятилетки».
Если вдруг кто пропустил, с интервью можно ознакомиться на нашем сайте https://smolensk-i.ru/business/aleksey-ostrovskiy-pyat-let-kak-odin-den_193195.
Ну а о том, насколько у Островского все получилось, можно сделать выводы не только по убедительным результатам его победы на прямых выборах губернатора в 2016 году. Не только по статистике, прорывным проектам и вхождению Смоленской области в число регионов, достигших наибольших успехов в социально–экономическом развитии (подробнее об этом читайте в материале наших итогов «Прорыв года)…
Был еще один маркер, на который мы не могли не обратить внимание.
Визит Дмитрия Медведева в Смоленск как бы «случайно» совпал с пятилетней годовщиной губернаторства Алексея Островского.
Вообще, тот высокий визит в некотором смысле «разорвал» привычные шаблоны, поскольку премьер—министр приехал в Смоленск не по случаю какого-то знакового отраслевого совещания, не по случаю «запуска» или «открытия» чего-либо (традиционно именно такие поводы сопровождают визиты руководства страны в регионы).
На этот раз ничего подобного не было. Премьер–министр возложил цветы к Вечному огню, ознакомился с уникальными экспонатами музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», попил чай с ветеранами и поисковиками. Потом пообщался с людьми на улице, посетил федеральный медицинский центр и провел двустороннюю встречу с губернатором. Вот, собственно, и вся программа визита.
И те, кто наблюдал ход визита, обратили внимание на две детали, которые, собственно, и позволили сделать вывод о цели этой поездки в Смоленск Дмитрия Медведева.
Первое. Весь событийный ряд того дня был как бы закольцован на первую пятилетку губернаторства Алексея Островского. Буквально на всех «точках», которые посетил Медведев, в той или иной степени речь шла об Островском и о произошедших изменениях в регионе.
Собственно, открывая двустороннюю встречу с губернатором (эта повестка была отдельным пунктом программы визита), глава правительства и не скрывал, что речь идет именно об этом:
«Алексей Владимирович, мы сегодня значительную часть времени посвятили предстоящему празднованию Дня Победы и встречались с ветеранами — встреча была эмоциональная, очень душевная. Тем не менее, нужно вернуться к более прозаическим вещам. Я достаточно давно был на территории Смоленской области, за это время, на мой взгляд, все–таки произошли изменения, и в самом Смоленске, и в регионе в целом. Только что мы поговорили с жителями города, они просили не останавливать развитие, что называется, принимать и дальше решения, направленные на улучшение социальной ситуации, на развитие экономического потенциала региона. Уверен, что вы этим занимаетесь», — заявил глава правительства и попросил губернатора Островского рассказать о достижениях и дальнейших планах.
Второй момент, который тут же был подхвачен не только смоленскими, но и федеральными СМИ — это реплика премьера, прозвучавшая на встрече с ветеранами.
Напомним, председатель правительства сообщил, что ему приятно слышать от ветеранов слова благодарности в адрес губернатора Островского и добавил буквально следующее:
«Я тоже имел отношение к тому, чтобы Островский стал главой региона», — вот это тот самый момент, который даже и не нуждается в развернутом комментарии. Это невольное «признание» Медведева, это его желание быть сопричастным — вот это и есть еще одна оценка пятилетней работы Островского в регионе. Оценка, которую поставило руководство страны.