«Как под микроскопом». Аналитика года
Итоги года
Агентство политических и экономических коммуникаций детально изучило опыт работы оппозиционных губернаторов — итоговый доклад ведущего аналитика АПЭК Михаила Нейжмакова был опубликован в августе 2017 года на сайте агентства.
Исследование целиком и полностью посвящено деятельности трех российских губернаторов, представляющих системные оппозиционные партии. Напомним, кроме смоленского губернатора Алексея Островского (представителя ЛДПР), мандат на управление регионом имеют два члена КПРФ: орловский губернатор Вадим Потомский и иркутский, Сергей Левченко.
Несмотря на свою крайнюю немногочисленность, оппозиционные губернаторы представляют для экспертов–политологов особый, если хотите, интерес, поскольку на уровне России до сих пор непонятно: это вымирающий вид или, напротив, новый виток в политической эволюции.
«Возможность появления больше 1–2 губернаторов от парламентской оппозиционной партии рассматривается в экспертной среде как нарушение сложившегося баланса. В связи с этим многие отмечали, что Центр вряд ли согласится на назначение врио губернаторов из КПРФ и ЛДПР в регионы, где сильны позиции у данных партий», — пишет Нейжмаков.
Понятно, что в каждой из трех историй — смоленской, орловской и иркутской — был свой бекграунд для отступления от привычного политического протокола (когда должность главы региона автоматически достается представителю «Единой России»), однако тем интереснее анализировать, стоила ли овчинка выделки.
Исследование АПЭК проводилось по нескольким составляющим: стратегия позиционирования в федеральном политическом и экономическом пространстве, кадровая политика, а также диалог с Москвой и «Единой Россией».
Имидж защитника интересов
Рассматривая вопрос о том, насколько ассоциирован имидж смоленского губернатора с регионом, Нейжмаков отмечает, что наиболее резонансные инициативы Алексея Островского прямо или косвенно работали на расширение его влияния в губернаторском корпусе и лоббистских возможностей на федеральном уровне.
В частности, он приводит пример, как в мае 2017 года Островский призвал Смоленскую областную Думу воспользоваться правом законодательной инициативы и подготовить поправки к федеральным законам, регулирующим постановку на учет юрлицами граждан, прибывших в Россию с целью заработка.
«Нарушения при регистрации мигрантов серьезно затрагивают все регионы, окружающие Москву и Московскую область, а не только Смоленщину. Если смоленский губернатор и далее будет развивать эту тему, он сможет позиционироваться как защитник интересов большой группы регионов ЦФО», — убежден аналитик.
В целом, стратегия позиционирования, избранная Алексеем Островским, привлекает внимание к Смоленской области и подчеркивает его роль как лоббиста интересов региона, делает вывод эксперт.
Коалиционный держите шаг
В части кадровой политики Алексей Островский, вполне возможно, войдет в современную политэкономическую историю как создатель первой в России региональной коалиционной администрации. Это уже не цитата столичного эксперта, а мнение редакции «О чем говорит Смоленск».
Собственно, соответствующее высказывание и стало одним из первых его заявлений:
«Я сформирую новую администрацию, которой не будет равных в Российской Федерации. На это я получил согласие у руководства страны», — подчеркнул Островский.
Это было «ноу–хау». Это действительно было впервые в России. И как к этому относиться, поначалу многие не знали. Многим казалось, что коалиция развалится буквально после первых же выборов, однако она выдержала испытание целым рядом избирательных кампаний и даже не пошатнулась.
«Такой подход стал характерным стилем Островского, который он предлагал перенести и на другие регионы», — отмечает Нейжмаков.
Сегодня в администрации Островского среди вице–губернаторов есть представитель КПРФ Николай Кузнецов (занимал пост второго секретаря обкома КПРФ; курирует, среди прочего, вопросы занятости населения и госзакупки), Константин Никонов и Андрей Борисов, состоявшие в ЛДПР, но временно приостановившие членство в партии (первый занимается вопросами внутренней политики, второй — ЖКХ, строительством и энергетикой), экс–руководитель фракции ЛДПР в облдуме, а ныне вице–губернатор Лев Платонов, а также ряд чиновников, связанных с «Единой Россией».
Эксперт АПЭК подчеркивает, что Островский делает ставку преимущественно на смоленские кадры (несмотря на то, что родился и предыдущие этапы карьеры прошел в Москве) и на достаточно молодых управленцев.
И действительно, из «варягов» в администрации Островского только зам Василий Анохин (курирует финансово–экономическую сферу и земельно–имущественные отношения). Что же касается «возрастного ценза», то самому старшему из вице–губернаторов — Льву Платонову, курирующему вопросы физкультуры и спорта, в нынешнем году исполнилось 77 лет.
Однако Платонов — единственный старожил в администрации Островского (как, впрочем, и в смоленской политике; да и в смоленском спорте тоже). Например, трем вице–губернаторам нет и тридцати пяти лет: Василию Анохину, руководителю аппарата обладминистрации области Анне Кожуриной и Ростиславу Ровбелю, занимающемуся инвестиционной, промышленной политикой и поддержкой предпринимательства. А начальнику департамента по внутренней политике Руслану Смашневу — и того меньше.
Завершая обзор кадровой политики губернатора Островского, Нейжмаков отмечает принцип ротации, которым активно пользуется смоленский губернатор: новые назначения получают лица, как правило, зарекомендовавшие себя на других постах в регионе уже при Островском. В качестве подтверждения тому приводится персона Андрея Борисова, перешедшего в обладминистрацию из мэрии Смоленска (Борисов работал первым замглавы горадминистрации), а также Оксаны Лободы (ныне вице–губернатор по социальной политике, ранее — начальник департамента по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами).
«В дальнейшем именно чиновники, подтвердившие свою профессиональную состоятельность в период губернаторства Алексея Островского, скорее всего, станут значимым кадровым резервом для новых назначений», — прогнозирует аналитик.
«Мир, дружба, жвачка»
Центр не выделяет оппозиционных губернаторов в специфическую группу и пока не настроен на их скорую замену, пишет Нейжмаков.
«При этом, как и в случае с любыми другими главами регионов, важны собственные усилия глав субъектов по поиску союзников на федеральном уровне и по выстраиванию эффективной модели отношений с Москвой», — добавляет он.
И в этом плане у губернатора Островского все хорошо, делает вывод эксперт, констатируя укрепление его взаимоотношений с федеральным Центром.
В качестве подтверждения данного факта приводится недавний визит в Смоленскую область Дмитрия Медведева, в ходе которого премьер–министр напомнил, что «тоже имел отношение к тому, чтобы Островский стал главой региона» и отозвался о работе смоленского губернатора в целом благожелательно («произошли изменения, и в самом Смоленске, и в регионе в целом», «продолжайте работать по таким крупным, важнейшим социальным направлениям»).
Также, по мнению эксперта АПЭК Михаила Нейжмакова, об отсутствии серьезных негативных сигналов из региона, на которые хотели бы обратить внимание в Москве и нежелании серьезных федеральных игроков оказывать серьезное давление на Островского (или, тем более, добиваться его замены), можно говорить хотя бы потому, что в конце мая прошлого года глава Смоленской области вошел в президиум Госсовета, а в ходе последней «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным Смоленская область «не прозвучала».
«Единая Россия» и все–все–все
В прочности конструкции взаимоотношений администрации Островского с региональным и федеральным менеджментом «Единой России» аналитик АПЭК видит заслугу, в том числе, вице–спикера Госдумы, секретаря генсовета «ЕР» Сергея Неверова, избранного от Смоленской области, который «серьезно инкорпорирован в местную повестку»:
«Возможность прямого контакта смоленских общественников и представителей местных элит с одним из ведущих федеральных политических менеджеров укрепляет и позиции губернатора в регионе. Кроме того, взаимодействие Алексея Островского с «Единой Россией» позволяет проводить ротации кадров среди высших областных чиновников, создавая для них новые позиции для роста. Ярким примером является карьерный сценарий Ольги Окуневой, после работы вице–губернатором региона избранной депутатом Госдумы РФ по Рославльскому избирательному округу №176», — поясняет Нейжмаков.
Рассматривая смоленскую политическую картину в целом, он отмечает, что, в отличие от целого ряда регионов, где распространены случаи конфликты губернаторов–«варягов» со значительной частью местных игроков, Алексей Островский выстраивает широкую коалицию с региональными элитами.
В целом, позиции смоленского губернатора устойчивы, и заметны явные знаки поддержки его персоны со стороны федеральных фигур, подытоживает автор доклада свое исследование.