Алексея Островского записали в «отличники»
Светлана Савенок
Главная тема
Почему Владимир Путин озаботился долгами регионов, кто загнал Смоленскую область в кабалу коммерческих кредитов, и «есть ли свет в конце тоннеля».
Правительство поможет регионам справиться не только с бюджетными, но и с коммерческими долгами по кредитам. Об этом недавно заявил президент Владимир Путин на совещании с министрами.
Глава государства назвал те субъекты, где размер задолженности «существенно превышает весь годовой доход». В числе наиболее проблемных, по словам Путина — Кабардино–Балкария, Костромская, Орловская и Волгоградская области.
Как стало известно, вопрос региональных долгов глава государства поднял не случайно.
Пока не «бунт», но уже «горячо»
На днях сразу несколько регионов, не дождавшись начала программы реструктуризации кредитов, обратились в правительство за финансовой помощью, поскольку «не хватает денег на повышение зарплат бюджетникам» (Карелия), «нет денег на погашение госдолга» (Хакасия). А Сахалинская область вообще пригрозила закрыть 25 госпрограмм, надеясь на компенсацию за перераспределение налоговых доходов.
В целом по стране ситуация с долгами регионов очень непростая. В заключении к проекту федерального бюджета, сделанному бюджетным комитетом Госдумы, отмечается, что по состоянию на 1 сентября 2017 года объем задолженности по бюджетным кредитам вырос с начала года на 103 млрд рублей, или на 10,4%, и составил 1,1 трлн руб.
В 14 регионах произошел рост коммерческой задолженности (в Кабардино–Балкарии — в 2,3 раза, в Волгоградской области — в 1,9 раза, в Мордовии — в 1,7 раза).
На совещании Владимир Путин заявил о необходимости предпринять меры по снижению коммерческой задолженности регионов до уровня не более половины собственных доходов.
Тем, кто превысил этот показатель, глава государства распорядился предоставить целевой кредит из федерального бюджета для погашения части их рыночного долга. В исключительном порядке.
Эксперты, комментируя рост долговой нагрузки, отмечают, что основной фактор роста долга у большинства регионов — это выполнение майских указов в 2012–2015 годах. Бюджеты остаются дефицитными, и поэтому большинство регионов не может снизить уровень долга.
Кто загнал Смоленщину в кабалу коммерческих кредитов
Вторая причина, на которую обращают внимание аналитики, это значительный накопленный долг, который сформировался при тех губернаторах, которые не стеснялись вводить расширенную систему региональных льгот без учета возможностей собственных бюджетов.
Смоленская область — яркий тому пример. Если вспомнить бюджетную политику прежних смоленских губернаторов, она кардинально менялась в зависимости от того, кто стоял «у руля».
К примеру, бюджетная политика губернатора Виктора Маслова была направлена на снижение долговой нагрузки. Когда Смоленскую область возглавил Сергей Антуфьев, все резко изменилось.
Те, кто присутствовал на заседаниях администрации Антуфьева, наверняка помнят, что тогда регулярно звучала установка: «Не надо бояться залезать в долги!»
Жить в долг было признано «актуальным и полезным». На эту тему смоленские чиновники весьма охотно шутили, и Смоленская область стала «соревноваться» с другими регионами — у кого долг больше.
Именно эта политика в конечном итоге и загнала регион в кабалу коммерческих кредитов — брали, не стесняясь…
Есть ли повод для оптимизма?
Комментируя проблему долгов по бюджетным и коммерческим кредитам, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов согласился с выводами экспертов о причинах роста долговой нагрузки регионов:
«Здесь не нужно, во–первых, забывать о значительном «наследственном» долговом бремени отдельных субъектов, о социальных обязательствах, накопленных прежними региональными администрациями без учета объективных экономических условий тех лет.
Но даже с учетом этого фактора тем более наглядны выводы об эффективности финансовой политики их нынешнего руководства. Причем, за последние год–два. К примеру, возьмем первую десятку наиболее «закредитованных» регионов России. Они считаются таковыми не столько по сухим расчетам аналитиков, сколько из–за реальной потребности в дополнительных средствах на выполнение майских указов президента. И среди этих регионов, по абсолютному большинству объективных показателей, самая эффективная финансовая политика — у губернатора Смоленской области Алексея Островского».
Напомним, госдолг региона на 1 января 2017 года составлял 32,9 млрд рублей, или 113% к его доходам. При этом коммерческие кредиты превышали 36% от общей суммы задолженности.
Сегодня Смоленская область по динамике сокращения госдолга (–12,4%) находится среди регионов–лидеров, ведущих аналогичную деятельность.
«Уже к концу октября этого года размер государственного долга Смоленской области снизился на 1,8 млрд рублей и составляет сегодня 100,6% от доходов региона. Таким образом, за прошедшие месяцы смоленская администрация практически достигла запланированного в начале года показателя в 100%. Более того, у региона есть еще два месяца, чтобы сравнять размер задолженности и собственных доходов», — отмечает Нилов.
Политика Островского. Почувствуйте разницу
Как отмечают эксперты, политика губернатора Алексея Островского выгодно отличает Смоленскую область от прочих регионов–должников.
Тот, кто следил за развитием событий, помнит, что Островский с самого начала взял курс на замещение коммерческих кредитов бюджетными, поскольку процент по выплате бюджетных кредитов гораздо ниже, чем по коммерческим.
И к настоящему времени Смоленская область смогла добиться существенного сокращения доли коммерческих кредитов в госдолге региона. Сейчас этот показатель находится на уровне 7,6 млрд рублей — 24% от общей задолженности (для сравнения: в Костромской области доля коммерческой задолженности составляет 66,7%).
В планах администрации Островского — продолжение перевода коммерческих кредитов в бюджетные и снижение соотношения задолженности к доходам субъекта. К концу следующего года этот показатель в области не превысит 98%.