Медицина, физкультура и патриотизм депутата Русецкой
Николай Жданов
Трибуна депутата
Большинство обращений жителей Гагаринского района к депутату Смоленской областной Думы Наталье Русецкой (зампреду комитета Думы по социальной политике, члену фракции «Единой России») традиционно связано со здравоохранением. Что и неудивительно — Русецкая работает терапевтом в участковой поликлинике. Однако в последнее время она отмечает, что ей стало поступать много вопросов, носящих консультативный характер, а не подразумевающих оказание материальной помощи.
С чем это связано, что происходит в районной медицине Смоленщине, зачем надо прививаться и проходить диспансеризацию, а также как спасет Россию историческая память — в интервью депутата журналу «О чем говорит Смоленск».
— Наталья Вадимовна, 2017 год выходит на финишную прямую, и уже, наверное, можно подводить его первые итоги. Чем он запомнился лично вам, и каким стал для депутатов Смоленской областной Думы?
— Несмотря на то, что за окном уже конец октября, у депутатов облдумы до Нового года еще запланировано много событий. Одно из самых важных — это, конечно, принятие бюджета на 2018 год. Из тех вопросов, что запомнились в течение этого года, стоит рассказать о законодательной инициативе нашего комитета, которая касалась предоставления жилья инвалидам и семьям, имеющим детей–инвалидов. По закону норматив предоставляемого жилья составляет 18 квадратных метров. Но ни на вторичном рынке жилья, ни в новостройках квартир с такой небольшой площадью практически нет, и с этой проблемой столкнулась не только Смоленщина, но и другие регионы. Поэтому мы вышли с предложением увеличить норматив до 26 квадратных метров. Надеемся, это позволит сдвинуть проблему с мертвой точки.
Что еще запомнилось?.. Всегда приятно, когда мы присваиваем имена известных поэтов или писателей школам, библиотекам, домам культуры. Но особенно мне запомнилось, как на сентябрьском заседании Думы мы присвоили имя Владислава Шашина дорогобужской школе №2. Этот выпускник школы, кавалер ордена мужества, работая спасателем в Москве, погиб в пожаре, спасая пятерых людей. Конечно, важно помнить поэтов и писателей, но увековечивать героев, подобных Шашину, тоже необходимо: их подвиг служит реальным примером для учеников школы, да и не только для них.
— С какими проблемами к вам обращаются избиратели чаще всего?
— Общение с избирателями происходит не только во время приемов граждан, но и регулярно, в том числе, на терапевтических приемах. Кроме того, я сама выросла в Гагарине, в этом городе у меня очень много друзей, и они напрямую звонят мне по тем или иным вопросам. Что–то решаем на ходу, что–то — с привлечением сил и средства администрации района, с которой у нас налажено хорошее взаимопонимание.
Структура обращений жителей из года в год в целом неизменна: основной массив вопросов ко мне связан непосредственно со здравоохранением. Причем, надо отметить, что в последнее время это вопросы не оказания финансовой помощи, а консультативные. Люди спрашивают: как попасть на лечение, какие документы нужны? Все–таки сегодня есть реальная возможность получения высокотехнологичной помощи и у нас в регионе (в федеральном травмцентре, например), и в федеральных центрах Москвы, куда можно попасть по системе ОМС.
— Что, за финансовой помощью вообще не обращаются?
— Нет, и такие просьбы бывают. Например, есть у меня одна пациентка, она долго лечится, ей необходимо большое количество перевязочных материалов, и ее собственных средств на это не хватает. В данной связи хочу сказать искренние слова благодарности губернатору Алексею Владимировичу Островскому за то, что мы — депутаты — имеем возможность оказывать такую финансовую помощь.
— Какой вам видится ситуация в сфере районного здравоохранения?
— Первое, что приходит на ум — это та серьезная кадровая проблема гагаринской медицины в связи с близостью к Москве. Из года в год эта проблема стоит очень остро, и, конечно, без активного участия областной и районной администраций, смоленского медуниверситета решить ее очень сложно. Привлечь врачей и средних медработников одной лишь зарплатой мы явно не сможем. Заинтересовать их возможно только жильем. Но, к сожалению сейчас такой возможности нет.
Районная медицина — это именно тот уровень, куда люди должны иметь возможность обратиться всегда, в первую очередь — это скорая помощь, терапевтическая служба, педиатрическая. Очень остро у нас стояли проблемы летом и в начале осени на скорой помощи и в участковой службе: недостаток таких медицинских работников создает ту социальную напряженность, когда люди приходят в больницу, а два–три терапевта, например, физически не могут их всех принять. Надеюсь, что в самое ближайшее время вопрос укомплектации фельдшеров на скорой мы «закроем».
— Несколько лет назад процесс диспансеризации вызывал у многих смолян негативное (или, говоря другими словами, настороженное) отношение. Что думают люди по этому поводу сейчас?
— Я прекрасно понимаю всю важность диспансеризации. Мы, как участковая служба, и по телефону, и лично зазываем людей, приглашаем пройти диспансеризацию. Уже в этом году я отмечаю, что люди сами идут на нее, не отказываются, если даже пришли в поликлинику по другому поводу и получили приглашение пройти диспансеризацию. Думаю, пришло понимание важности этого процесса, кроме того, структура здравоохранения немножко подстроилась под диспансеризацию — она стала отнимать у людей меньше времени.
Диспансеризация позволяет предотвратить целый ряд заболеваний, в числе которых сердечно–сосудистые заболевания и онкология. Онкологию вообще надо искать на самой ранней стадии, когда ничего еще не беспокоит, тогда многие из опухолей можно вылечить на сто процентов. Что касается сердечно–сосудистой системы, здесь важно выявлять людей с факторами риска, объяснять, что неправильного в их образе жизни. Вот это и есть цели диспансеризации. И хорошо, что наше население начало понимать всю ее важность.
— За окнами осень, обманчивая погода. Самое время подумать о здоровье, чтобы не заболеть. Что вы советуете своим пациентам в первую очередь, как лучше войти в зиму?
— В первую очередь, человек должен вести правильный образ жизни: это и двигательный режим, и сбалансированное питание, и правильный режим дня (труда и отдыха), и отказ от вредных привычек. Ну и, конечно, вакцинация. Недавно знакомый преподаватель спросил, буду ли я прививать своих детей. Буду. А зачем, ведь там возможны осложнения, удивился знакомый. На это я ответила, что хочу знать наверняка, что мои дети вот этим конкретным штаммом гриппа не заболеют после прививки. Да, прививка не убережет от ОРВИ, от простой вирусной инфекции. Но я буду понимать, что даже если мой ребенок заболеет, он не умрет от вирусной пневмонии, которая, к сожалению, очень сложно излечима. И пусть пару дней после прививки ребенок, возможно, будет вялый, это ничего.
— Наблюдая за вашей депутатской деятельностью, нельзя не заметить активную поддержку многих спортивных мероприятий различного уровня. Это профессиональное или же личное увлечение, порыв души?
— Наверное, и то, и другое. Как доктор я прекрасно понимаю, что здоровье человека обусловлено не столько состоянием здравоохранения, сколько его образом жизни. Бывает сложно найти и купить качественные продукты, перестроить режим дня. Но заняться физкультурой — это может каждый. И моя задача как депутата — обеспечить возможность занятиями физкультурой. Именно на это и направлен целый ряд проектов «Единой России», которые работают на территории Смоленской области: «Школьный спорт», «Детский спорт», «Я выбираю спорт». Все они поддерживаются депутатом Госдумы от Смоленской области Сергеем Ивановичем Неверовым, руководителем фракции «Единой России» в Госдуме, а также председателем Смоленской областной Думы Игорем Васильевичем Ляховым, секретарем регионального отделения «Единой России».
В рамках этих спортивных проектов проходит множество соревнований, региональных и межрегиональных. Не так давно, например, завершились небольшие соревнования по мини–футболу среди учеников гагаринских школ. Если бы видели этих мальчишек, наблюдали, с каким удовольствием они сражались за победу — уверена, вы бы искренне за них порадовались.
— А есть где заниматься физкультурой? Имею в виду спортзалы, спортплощадки.
— Год за годом ситуация в этом плане становится все лучше и лучше: ведутся ремонты спортзалов в сельских школах, строятся открытые площадки. Вспомните девяностые годы, когда все это разрушалось и рассыпалось, и многие спортзалы пришли просто в аварийное состояние. Но если вы сегодня приедете в район и посмотрите, в каком замечательном состоянии находятся спортзалы теперь, после ремонта — точно позавидуете, что в вашем детстве такого не было. Только в этом году десять спортзалов планировалось к ремонту, из них пять уже отремонтированы.
Что касается спортплощадок, конечно, нам всем надо подумать об их появлении в каждом дворе. Это тоже очень важно.
— В этом году депутаты Смоленской областной Думы в качестве кураторов принимают участие еще в одном, «не спортивном», проекте «Единой России» — «Городская среда». Как он проходит в Гагаринском районе?
— Прежде всего, хочу напомнить историю рождения этого проекта. Когда шла избирательная кампания по выборам депутатов (сначала областной Думы, затем — Госдумы), на встречах во дворах (и даже в деревнях) редко когда обходилось без вопроса по благоустройству. Как–то мы с Сергеем Ивановичем Неверовым вышли после одной такой встречи, и он говорит: эта проблема требует системного подхода, надо нам подумать над ее решением на федеральном уровне.
И правда. После девяностых годов нам достался полумертвый жилищный фонд, требующий серьезного ремонта, поэтому на состояние дворовых территорий внимание обращалось в последнюю очередь. Самое главное было — хоть как–то привести в порядок сами здания жилых домов.
Есть, конечно, примеры активных жителей, которые пришли в свою управляющую компанию, выяснили, сколько у них на счету денег и решили, что, допустим, ремонт подъездов в этом году не нужен, а нужно засыпать дворовые дорожки для асфальтирования. Сделали, и все у них во дворе хорошо, и хоть какое–то благоустройство.
Но таких настойчивых жителей очень мало. Поэтому было очень приятно узнать в конце прошлого года, что в «Единой России» родился проект «Городская среда», в который можно попасть всем желающим смолянам без каких–то сверхусилий. Да, надо собрать собрание жильцов и на нем решить все необходимые вопросы по благоустройству. Да, это непросто. Но вопрос благоустройства в данном случае — это вопрос воли самих жильцов. Если у них есть на то воля, провести собрание и все решить не составит особого труда.
В этом году в Гагарине в рамках проекта «Городская среда» велись работы по асфальтированию дворовых территорий трех больших многоэтажек (бывших общежитий). Также в городе было принято решение о реконструкции парка имени Солнцева. Путем голосования, замечу. Горожане пришли на праздник в этот парк, там проголосовали большинством голосов за установку в парке сцены. Она сейчас как раз устанавливается.
— Что вы скажете тем активным жителям Смоленской области, кто хочет попасть в проект «Городская среда», но не успел в этом году подать все необходимые документы?
— Программа рассчитана на пять лет. И ремонты будут продолжаться. Поэтому таким активным смолянам могу порекомендовать собрать документы в этом году и постараться попасть в список следующего года, например.
В рамках благоустройства двора есть обязательные работы: асфальтирование, освещение, установка лавочек и урн. А есть дополнительные (необязательные, вроде обустройства парковочных карманов), решение о проведении которых принимают именно сами жильцы. Эти работы предусматривают софинансирование с их стороны. Это всех пугает. Однако ничего страшного здесь нет. Объем софинансирования — всего 1 процент.
— Благодаря активной жизненной позиции депутата Смоленской областной Думы Нины Куликовских вы и многие ваши коллеги поддержали патриотическое направление работы, в частности, популяризацию движения «Доброхоты»…
— Да, спасибо Нине Германовне, она нас привлекла к такой важной работе. Тут я не могу не рассказать о случае, который произошел в ходе одной из последних акций «Доброхотов». Мы тогда вместе с работниками гагаринской администрации выезжали в деревню Рыльково — там большое братское захоронение. И вот мы приводим его в порядок, скашиваем траву, убираем ее. И вдруг из этой травы появляются… глаза. Глаза со старой-старой фотографии. Я никак не ожидала увидеть среди списков погибших фотографию... А они — глаза молодого бойца — смотрят на меня. Совершенно живые.
По спине у меня пробежал холодок, и тогда я поняла, зачем мы здесь все. Памяти его, этого бойца... Наша функция — передать эту память, передать обязанность заботиться и помнить. Если мы это забудем, все повторится вновь. Здесь я еще хочу сказать слова благодарности Францу Адамовичу Клинцевичу, сенатору от Смоленской области, по инициативе которого на Смоленщине устанавливаются памятники погибшим воинам. Кстати, работа эта проводится в рамках еще одного проекта «Единой России» «Защитникам Отечества посвящается...» К примеру, 3 октября я присутствовала на открытии такого памятника в деревне Серго–Ивановское, в честь местных жителей, не вернувшихся с фронта, а также угнанных в концлагеря. На открытие памятника пришли жители со своими детьми, было очень много цветов. В такие моменты ощущаешь, насколько это важно — передать нашу историческую память своим детям, ведь именно они будут продолжать наше дело.