«Городская аптека»: федеральным сетям вопреки
Евгений Ванифатов
Бизнес-класс
Красно–белый аптечный бренд «Городская аптека» появился на фармацевтическом рынке Смоленска и области в 2016 году, после того, как компания «Индустрия здоровья»*, занимающаяся розничной и оптовой продажей лексредств через собственную аптечную сеть, приросла сетью «Ромашки» — еще одного смоленского фармигрока, не выдержавшего конкуренции с мощными федеральными дискаунтерами.
В результате «Индустрия здоровья» заняла лидирующее место среди аптечных сетей в Смоленской области: по словам генерального директора группы компаний «Фармацевтика» (холдинга, владеющего, в том числе, брендом «Городская аптека») Елены Сингх, совокупный товарооборот розницы и опта составляет около 60 процентов от объема регионального фармрынка.
Больше того, по версии медицинского журнала Vadamecum, аптечная сеть «Городская аптека» занимает 149 место в ТОП–200 аптечных сетей России.
Парадокс, но бренд «Городская аптека» рос и растет «снизу вверх», а не наоборот, ломая сложившиеся стереотипы о развитии аптечных сетей, когда федеральные гиганты-дискаунтеры приходят в регионы с демпинговыми ценами, вынуждая небольших местных фармацевтов вешать на двери аптек табличку «Мы закрылись».
Сегодня, в год своего пятнадцатилетия, «Индустрия здоровья» ставит перед собой грандиозные планы по дальнейшему расширению в регионе.
«Мы работаем над тем, чтобы в каждом муниципальном образовании Смоленской области была бы наша аптека», — рассказывает Елена Сингх в интервью журналу «О чем говорит Смоленск».
— Елена Борисовна, за последний год–полтора количество аптек «Городская аптека» в Смоленске выросло, кажется, на порядок — их можно встретить ну почти везде. Некоторые даже думают, что это какая–то новая федеральная сеть пришла в город.
— «Индустрия здоровья» — это единственная региональная компания в Смоленской области, которая выросла сама, без каких–либо федеральных дотаций и субсидий. Наша сеть аптек, которая вот уже год как работает под единым брендом «Городская аптека», росла и расширялась внутри региона, мы вкладывали и вкладываем большую часть прибыли в собственное развитие. Если посмотреть на ситуацию в других регионах, там, как правило, идет обычная перекупка (поглощение) сетей федеральными игроками фармрынка. Дискаунтеры специально приходят с низкими ценами и уничтожают все, что есть вокруг. У нас, в принципе, ситуация почти аналогичная. За исключением того факта, что на Смоленщине есть очень крупный местный сетевик — это мы.
— Да, но ведь и вы, получается, поглотили сеть «Ромашки»?
— Это не было поглощением в классическом понимании. Мы склонны считать данный процесс именно акцией помощи. Руководство аптечной сети «Ромашка» вышло на нас с просьбой о спасении, и было принято решение: закрыть часть долгов ее, выкупить оборудование и лекарственные препараты, сохранить рабочие места.
— Почти все смоляне время от времени заходят в ту или иную аптеку, видят, насколько много их на улицах города. Действительно что ли такой большой спрос?
— Вы правы, спрос большой. Фармацевтический рынок в Смоленской области переживает свой очередной этап развития — этап укрупнения. Если, к примеру, до 2014 года многие местные фармкомпании имели по одной–две аптеки и могли за счет их работы прожить, то в последние годы, с момента появления в Смоленске крупных федеральных сетей, такие «одиночки» практически обречены на закрытие.
Дело тут не только в крайне высокой конкуренции на фармрынке. Крупные федеральные аптечные сети могут предлагать товар дешевле, поскольку производители из–за больших объемов закупки дают им большую скидку. И на этой маленькой марже, с наценкой, скажем, в десять процентов, они, в конечном итоге, за счет большого товарооборота «выходят» на прибыль и попутно «душат» мелких местных игроков.
Поэтому сегодня в нашем бизнесе выживают только сетевики, которым производители предлагают очень хорошую цену за лекарства. Аптечная сеть «Городская аптека» как раз является таким сетевиком — у нас большие объемы закупок, мы давно дружим с наиболее зарекомендовавшими себя на российском фармрынке производителями. И чем крупнее становится наша сеть, тем выгоднее предложения поступают. А это значит, что покупатель может найти тот или иной препарат в наших аптеках еще дешевле.
— Тем более, что нередко покупатели (особенно, малообеспеченные) бывают вынуждены идти по всем аптекам и сравнивать цены: разница в стоимости одного и того же препарата порой бывает существенная. Те же, кто не может ходить, мониторят сайты аптек, сравнивая цены. У вас, кстати, на сайте можно узнать стоимость лекарственных средств?
— Конечно, на нашем сайте «Индустрия здоровья» смоляне могут посмотреть по всей сети аптек нужный препарат, узнать его стоимость и наличие в той или иной конкретной аптеке.
Можно сделать заказ, получив при этом скидку. Правда, не по интернету. Для этого покупателю необходимо подойти в нашу аптеку на улицу Урицкого, дом №4. Там ему присвоят персональный номер, и с этим номером можно далее по телефону заказывать любые нужные препараты с минимальной наценкой (7 процентов). Как правило, такие заказы можно получить в заранее оговоренной нашей аптеке уже на следующий день.
— Какие еще скидки могут получить клиенты вашей аптечной сети?
— «Городская аптека» предлагает клиентам накопительную дисконтную карту, скидка по которой составит от 5 до 10 процентов. Вы пришли в аптеку, сделали покупку на тысячу рублей — пожалуйста, получите накопительную дисконтную карту. Далее, делая очередные покупки, с этой картой вы будете получать скидку в размере 5, 7 и 10 процентов.
Отдельно стоит отметить, что в сети «Городская аптека» действует скидка для пенсионеров (при предъявлении пенсионного удостоверения) в размере 10 процентов на все препараты и 5 процентов — на жизненно–важные (ЖНВЛП). Вопрос социальной ответственности перед смолянами является для нас вопросом первостепенной важности. В данной связи мы, собственно говоря, и внедрили дисконтную систему скидок, а также скидки для пенсионеров и участников войн, членов Всероссийского общества глухих (им лекарства отпускаются со скидкой в размере 5 процентов при предъявлении удостоверения члена ВОГ).
Больше того, в рамках импортозамещения мы реализовали в сети «Городская аптека» отдельный социальный проект совместно с крупным известным российским производителем. В целом ряде наших аптек выделены отдельные витрины с его продукцией (а у них она очень недорогая и доступная) без наценки, по цене производителя. Подобные невысокие цены вы вряд ли найдете еще где–то. Таким образом, мы помогаем сэкономить на лекарствах, в частности, малоимущим смолянам.
— Приобрести продукцию отечественного производителя без наценки могут только малоимущие?
— Нет, почему же. Это может сделать любой желающий. Замечу, наш социальный проект очень хорошо себя зарекомендовал, особенно в районах Смоленской области. Поэтому мы планируем расширить список аптек, где покупатели смогут найти стенд с отечественной продукцией. Он, кстати, находится в одном из лучших мест — в прикассовой зоне.
— Зачем отдавать лучшие торговые места под продукцию, с продажи которой не получаешь ни копейки?
— Как я уже отмечала выше, вопрос социальной ответственности перед смолянами является для нас вопросом первостепенной важности. Помимо прочего, такие социальные проекты позволяют зарекомендовать себя в глазах покупателя, завоевать доверие, «прикрепить» его к нашей аптечной сети. Это долгосрочная инвестиция в бренд «Городская аптека», в репутацию, которую сложно купить. Если покупатель знает, что в нашей сети аптек всегда есть альтернатива выбора между дорогими лекарствами и недорогими, он станет нашим постоянным клиентом, понимая, что здесь его не обманут.
По этой же причине мы в настоящее время снижаем наценку на ряд препаратов, наиболее актуальных для больных с хроническими заболеваниями.
— Насколько остра кадровая проблема в фармбизнесе Смоленской области?
— Достаточно остра. Хороших фармацевтов, признаться, не хватает. А кадры — это самый главный ресурс «Городской аптеки». Специалисты, которых выпускает смоленский медуниверситет или, скажем, рославльский техникум — их уровень, к сожалению, далек от того, что хотелось бы видеть. Мы сотрудничаем со смоленским базовым медколледжем: ежегодно его студенты проходят производственную практику в наших аптеках, а многие затем приходят работать к нам.
Аналогичным образом строится сотрудничество с медуниверситетом: его студенты–провизоры приходят на практику, некоторые выпускники СГМУ у нас остаются работать. Но таких не очень много. Поэтому нам хорошие кадры очень нужны. И мы ими занимаемся. Ежемесячно все наши фармацевты проходят обучение по специальности, тренинги по искусству продаж, психологические тренинги. Мы постоянно их учим, а в конце года тестируем (даже оценки выставляем) и премируем лучших.
— Это правда, что у вас в Рославле есть собственное производство лекарственных препаратов?
— Правда. «Городская аптека» — единственная аптечная сеть в Смоленской области, занимающаяся, помимо продажи, собственным производством лекарственных средств. Как вы верно сказали, наша производственная аптека расположена в Рославле, она делает растворы, настойки, мази.
Кто–то может сказать, что от производства каплей, укропной воды и мазей многие фармкомпании давно отказались. Возможно. Однако практика показывает, что на такую продукцию существует большой спрос, особенно в районах. Через некоторое время мы даже планируем наладить выпуск простейших препаратов (типа аскорбиновой кислоты) и трав под брендом «Городская аптека».
На практике наше производство работает так: если врач выписал человеку какой–то рецепт (допустим, мазь), он может обратиться в любую из наших аптек, где фармацевт быстренько сфотографирует выписанный рецепт и отправит его по мессенджеру в рославльскую аптеку. И если это понедельник, среда или пятница, то уже к вечеру нужную мазь можно будет забрать в той аптеке, куда человек обратился.
— Разнятся ли цены на лекарственные средства в ваших аптеках в зависимости от того или иного района Смоленской области?
— Нет. У нас единая цена во всех сети. Бывает, что где–то в районе может быть лекарственный препарат из прошлой партии, отпускная цена которой была меньше. Такой препарат в этой конкретной аптеке можно будет купить дешевле. А так — у нас единое программное обеспечение во всех аптеках и единая цена.
— Разница в стоимости разных лекарственных препаратов с одним и тем же действующим веществом (к примеру, того же аспирина) может отличаться в разы. На какой ценовой сегмент более ориентирована «Городская аптека»?
— Мы работаем как с дорогими препаратами, так и с дженериками. Считается, что чистый препарат (швейцарский, например) имеет очень высокий уровень очистки, а российские или индийские аналоги (с тем же действующим веществом, но отличающиеся торговым наименованием) — степень очистки похуже. В наших аптеках есть и первые, и вторые. Одним покупателям нравятся широко разрекламированные препараты, хотя они и дороже. Другие предпочитают экономить и выбирают аналогичные препараты, но дешевле. Наша задача — обеспечить альтернативу выбора. Мы не гонимся за сверхприбылями, ставя максимальную торговую наценку. Помимо социальной ответственности, наш главный принцип соответствует мировой рыночной практике: клиент всегда прав. Мы всегда, в любой ситуации идем навстречу нашим клиентам.
— Как вы решаете вопросы контроля качества лекарственных средств и их хранения?
— Что касается хранения, у нас работают два больших современных склада: один в Смоленске, второй — в Смоленском районе, в Михновке. Склад в Михновке, на наш взгляд, является лучшим фармацевтическим складом в Смоленской области. Недавно к нам приезжали московские коллеги, так они признались, что подобного склада еще не видели. На всех наших складах четко выдерживается оптимальный температурно–влажностный режим, работают холодильные установки. Мы не первый год работаем с одними и теми же мебельщиками, поставщиками складского оборудования, и они прекрасно знают все наши жесткие требования к качеству.
Что же касается качества лекарственных средств, сеть «Городская аптека» одной из первых внедрила в Смоленской области розничную систему контроля качества. Уже несколько лет в Смоленске в наших аптеках на улицах Ленина, Горной, Кирова есть специальные автоматы — любой смолянин может подойти к ним со своим лекарственным препаратом (без разницы, купил он его у нас или принес с собой), ввести номер и серию и узнать, является ли препарат качественным или контрафактным. Эти автоматы используют базы данных Росздравнадзора, поэтому вся актуальная информация о контрафактных лексредствах там есть.
— Интересно, а много сейчас контрафакта?
— Иногда в прессе я читаю о том, что много. Но лично мы работаем с крупнейшими и проверенными российскими поставщиками — это гаранты качества, проверенные временем. И контрафакта в наших аптеках вы не найдете, это исключено. Мы никогда не идем на какие–то сомнительные предложения ради выигрыша в цене. Слишком уж велика ответственность.
— Насколько грандиозны планы вашего фармацевтического холдинга по развитию сети «Городской аптеки»?
— Мы работаем над тем, чтобы в каждом муниципальном образовании Смоленской области была бы наша аптека. Город Смоленск в целом ими насыщен (хотя в некоторых местах еще есть необходимость). А вот в районах для нас пока большое поле для развития. «Городская аптека» предлагает жителям райцентров отличные невысокие цены. К сожалению, в том же Сафонове, Дорогобуже и ряде других райцентров цены в местных аптеках просто заоблачные. Почему? Да потому что там нет конкуренции. Точнее сказать, не было. Пока не появилась «Городская аптека».
на правах рекламы
имеются противопоказания. необходима консультация специалиста