Семь дел следователя Святого
Леся Томашова
В сентябре сотрудники Следственного комитета РФ по Смоленской области отмечают 10–летие создания ведомства. Ежедневная деятельность следователя скрыта от посторонних глаз. Меж тем она наполнена отработкой версий, изучением результатов экспертиз, сбором улик, доказательств и переживаниями…Ведь это тоже работа с людьми. И у каждого за годы службы сформировался свой архив — дела, которые ему особо запомнились.
Следователь Рославльского межрайонного следственного отдела Сергей Валерьевич Святой — один из самых опытных смоленских следователей — познакомил нас со своим архивом и раскрыл тайны профессиональной работы.
Дело 1. Цена человеческой жизни
Это преступление стало первым, в расследовании которого довелось принимать участие «новенькому» сотруднику СУСКа Сергею Святому и, пожалуй, самым жестоким в его практике: преступники оценили человеческую жизнь в стоимость бэушного компьютера. И, что самое страшное, на убийство пошли не матерые уголовники, а молодые люди, одному из которых не было еще и 18–ти…
В одной из школ Рославля была обнаружена мертвой бабушка–сторож. Пенсионерку убили с особой жестокостью. Ее буквально исполосовали: эксперты насчитали на ее теле 17 ранений от ударов клинка. Еще 8 ударов она получила, как потом выяснилось, самодельной битой с шипами, которые нанес бывший ученик этой школы.
«В ходе оперативно–разыскных мероприятий было установлено, что к совершению убийства причастны двое местных жителей 17 и 18 лет, которые проникли в школу, разбив стекло. Они хотели украсть компьютер, но в их планы вмешалась сторож. С женщиной они расправились», — рассказывает Сергей Святой.
Помимо компьютера, добычей налетчиков стали 200 рублей и стационарный телефон, все это они спрятали дома у одного из них.
«Зацепил» цинизм преступления. Я спрашивал у них: «Зачем они это сделали?» Но вразумительного ответа так не получил. Каждый из них говорил примерно следующее: «Я не знаю, друг позвал «Пошли!», я и согласился…» Я думаю, они таким образом хотели себя проявить, доказать себе и всему миру, что они способны на дерзкое преступление», — продолжает следователь.
Родители ребят не могли поверить в то, что в жестоком убийстве виновны их мальчики. На допросе убийцы стали валить вину друг на друга. Но полностью вину в содеянном так и не признали. Впрочем, весь ужас случившегося они все–таки осознали. 17–летний парень покончил с собой в камере, после приговора суда. Его подельник еще не вышел на свободу.
Дело 2. Мясник–десантник
Казалось бы, какая разница, где подозреваемый работает и в каких войсках служил. Но в расследовании не бывает мелочей. И навыки преступника могут всплыть в самый критический для него момент и выдать его «с потрохами».
Дело об убийстве 66–летнего жителя Рославля было возбуждено в 2009 году. История стара как мир: двое приятелей решили отметить получение небольшого куша от выполненной халтуры. Деньги не поделили, и один из компаньонов в пьяном угаре убивает другого. Казалось бы, все очевидно. Но подозреваемый рассказывает на допросе легенду о том, что к ним в дом ворвались цыгане. Друга закололи ножом, а его самого отключили ударом по голове. Все силы следователя Сергея Святого и его коллег были брошены тогда на то, чтобы опровергнуть эту «версию», изобличить преступника и привлечь его к ответственности.
Даже задействовали статистов, которые, как те самые цыгане, пытались проникнуть в дом через веранду. Но сделать это аккуратно, не зацепив и не разбив находящиеся там вещи, не получилось. Между тем в ходе осмотра места происшествия все стояло на своих местах и было нетронутым. Впрочем, версия подозреваемого начала рассыпаться гораздо раньше…
«Судебно–медицинская экспертиза показала, что телесные повреждения подозреваемый получил вовсе не от удара по голове, как он утверждал, это было скорее похоже на то, что его «протащили» по паласу во время борьбы. В ходе осмотра дома был также обнаружен острый нож (без следов крови), которым мужчина убивал свиней», — рассказывает следователь.
Выяснилось, что в прошлом опытный мясник служил в ВДВ и владел определенными приемами. А в ходе исследования на полиграфе в ответе на «неудобный вопрос» мужчина неожиданно признался, что убил тем самым ножом.
«Это дело — особое в моем архиве, — признается Сергей Святой. — Несмотря на кажущуюся очевидность произошедшего, не было свидетелей и явных доказательств. Чтобы изобличить убийцу, пришлось опровергать его показания. Говорил, что его ударили, но травма была совсем другого характера, утверждал, что были цыгане, но выяснилось, что никто не мог залезть в дом, не оставив следов».
Дело 3. Перламутровая пуговица
В 2008 году в больницу Рославля привезли бабушку с пробитой головой. Пенсионерка умерла через несколько часов. Показания дочери, что старушка упала и ударилась головой, пока дома никого не было, подвергаются сомнению. По заключению эксперта, чтобы получить такие телесные повреждения, бабушка должна была упасть, как минимум, девять раз. Дочь попала под подозрение. Однако в скором времени в деле появился другой фигурант.
«При осмотре места происшествия эксперт неожиданно обнаруживает отпечатки пальцев на раме застекленного балкона и металлическом откосе. Кроме того, было видно, что по шиферу, которым был обшит балкон, кто–то спускался. Согласно показаниям дочери, она ушла ненадолго к соседям, не закрыв входную дверь на замок, а когда вернулась, дверь уже была заперта. Женщина подумала, что мать закрыла ее изнутри. Отпереть дверь помог сосед, который в это время поднимается по лестнице, он же помог отнести бабушку к машине скорой, прибывшей по вызову», — вспоминает детали дела следователь Святой.
От оперативников поступает информация, что сосед был судим. У него дома в ходе проведения обыска обнаруживают женский кошелек. Сосед утверждает, что он принадлежит его сожительнице, но дочь убитой говорит, что это ее вещь, ведь во внутреннем кармане запрятана маленькая перламутровая пуговица.
На куртке подозреваемого находят кровь убитой. Мужчина поясняет, что испачкался, когда нес умирающую бабушку к машине «скорой». Однако фельдшер утверждает, что на помощнике была только футболка, и он хорошо это запомнил, ведь все руки мужчины были в татуировках. Подозреваемый выбрал тактику не свидетельствовать против себя. Но следователи доказали, что он зашел к соседке с целью ограбления, стукнул бабушку молотком, а когда услышал шум, спустился по балкону вниз (квартира находилась на втором этаже) и зашел в подъезд. Да и «пальчики» на балконе были его…
Хотя местные жители до конца не верили, что это мог быть их знакомый, ведь все характеризовали его исключительно как положительную личность.
«Подозреваемый выдал себя своим поведением. Излишняя инициативность вызывает подозрение. Он демонстративно переживал за случившееся. А потом всем показывал свои руки в крови, поясняя, что испачкался, когда помогал раненой женщине», — продолжает рассказ собеседник.
Заметил Сергей Святой и еще одну закономерность. Многие из тех, кто побывал в местах лишения свободы, вновь возвращаются на скользкий путь, не сумев, а скорее, не имея большого желания реализовать себя в жизни. Поэтому следователь не удивляется, когда видит в списках задержанных «знакомые фамилии».
Дело 4. Несостоявшаяся карьера чиновницы
Были в практике Сергея Святого и дела, в которых фигурировали обвиняемые женщины. На вопрос, существует ли разница в общении с подозреваемыми слабого и сильного пола, мой собеседник чистосердечно признался, что есть. И с женщинами он старается общаться более мягко и деликатно. Но тут же добавил, что есть все же задержанные представительницы прекрасного пола, с которыми, наоборот, требуется держать ухо востро!
Дело чиновницы, попавшейся на мелкой взятке, было выделено в отдельное производство в рамках расследования другого крупного дела, о фиктивной регистрации.
Сюжет прост: от сотрудницы администрации зависело принятие решение о вступлении иностранных граждан в программу «Соотечественники», что давало последним возможность получить гражданство РФ в упрощенном порядке. В какой–то момент женщина решила подзаработать на «клиентах».
«К ней приходили работодатели (или их представители) и приносили трудовые договоры. Однако выяснилось, что договоры были фиктивные: отчисления через Пенсионный фонд за вновь принятых сотрудников не производились. Подозреваемая предложила сделку: она никому не рассказывает о схеме, но взамен требует вознаграждение. Три тысячи рублей с каждого иностранного работника. И называет номер карты», — продолжает рассказ Сергей Святой.
Женщина, кстати, не стала отпираться во время допроса и во всем призналась, пояснив, что пошла на нарушение закона из–за материальных затруднений. И отделалась штрафом в несколько десятков тысяч рублей.
«В июле прошлого года в УК появилась новая статья «Мелкое взяточничество», под нее попадают взятки до 10 тысяч рублей. Действия подозреваемой были переквалицифрованы. И наказание она получила уже более мягкое», — поясняет следователь.
К слову, взяточничество — достаточно распространенный вид преступления, который приходится расследовать смоленскому СУСКу, недаром борьба с коррупцией — одно из приоритетных направлений работы следователей.
Дело 5. Диагноз: «педофил»
Самое тяжелое с моральной точки зрения дело, которое приходилось расследовать Сергею Святому, это дело рославльского педофила.
«Задержанный, который сидит на допросе напротив тебя, это прежде всего человек. И относиться к нему пренебрежительно и унизительно неправильно и непрофессионально. Главная задача следователя — наладить контакт с подозреваемым, разговорить его. И такое отношение вызывает нормальную ответную реакцию. Но в этом случае мне было не по себе, в какой–то момент захлестывало чувство брезгливости, но надо было продолжать работу…»
В полицию обратилась мама с заявлением об изнасиловании ее 13–летней дочери. Местный житель — женатый молодой человек и отец двоих детей — пригласил девочку на озеро и надругался. Сложности в расследовании добавляло то, что потерпевшая по развитию отставала от сверстников. Как показал эксперт, по психическому развитию она соответствовала возрасту 6–10 лет.
«Очень непросто было работать. Потерпевшая понимала лишь прямые вопросы и отвечала по–детски, односложно, нередко при допросах нам даже пришлось использовать картинки», — вспоминает следователь Сергей
Святой.
Как выяснилось, эпизодов изнасилования было два. Причем о втором поведал сам подозреваемый в разговоре с сексологом, думая, что речь идет о случае не на озере, а в бане. «Девочка рассказала, что в бане молодой человек ей не угрожал, не кричал, но в руках держал нож. Также ее знакомый просил сделать определенные вещи, зачем? Не знала, но делала».
Подозреваемый своей вины так и не признал. Эксперт–психолог выявил у молодого человека психическое отклонение и признал его педофилом. «Я спросил у жены подозреваемого, как бы она себя повела, если бы такое сотворили с ее ребенком. Она ответила: не дай Бог», — вспоминает Сергей Святой.
Дело 6. На встречной полосе
В обязанности следователей СУСКа входит и расследование преступлений, в которых фигурируют сотрудники правоохранительных органов, в том числе и МВД. Не всегда все проходит гладко. «Коллеги» порой не идут на контакт. Но профессиональный долг требует изобличить виновного, не важно в погонах он или без…
В 2009 году в Рославльском районе произошла смертельная авария: автомобиль дежурной части, в которой находился весь состав следственной группы, возвращаясь с выезда, попадает в ДТП. В результате столкновения служебной «Газели» с «девяткой» водитель последней погибает на месте происшествия, а его пассажиры получают тяжкий вред здоровью.
«Согласно показаниям милиционеров, их машина двигалась по своей полосе, но в какой–то момент на полосу выскочила «девятка», и, чтобы избежать столкновения, водитель «Газели» сначала выруливает вправо (но там кювет), а потом влево. И сталкивается с легковушкой. Кстати, первая экспертиза подтвердила эту версию», — рассказывает Сергей Святой.
Родственники потерпевшей стороны высказывают опасение, что дело будет спущено на тормозах. Но следователь продолжает расследование и назначает вторую экспертизу. Второй эксперт дает однозначное заключение: в ДТП виноват водитель «Газели». Чтобы разрешить все сомнения, по делу назначают третью комплексную экспертизу, которая проводится специалистами из Брянска.
«Сотрудники выехали на место, изучили все обстоятельства и дали свое заключение о том, где находились автомобили в момент столкновения. Эксперты утверждали, что «Газель» двигалась по встречной полосе. И даже если водитель «девятки» и выезжал на встречку, то к моменту аварии он вернулся на свою полосу», — резюмирует следователь из Рославля.
Дело 7. Потерявшаяся гильза, или Драма на охоте
Дело о незаконной охоте было возбуждено после того, как егеря в местном охотничьем хозяйстве обнаружили при обходе леса шкуру разделанного лося и внутренности животного. Вызванные на место полицейские с помощью металлоискателя нашли во внутренностях пулю, у дороги — гильзу. А среди мусора неподалеку — две квитанции на оплату детсада с фамилией. Казалось бы, вот она удача следователя: фамилия подозреваемого известна, осталось немного, найти доказательства. Но тут то и начинается самая работа.
«Подозреваемый, сотрудник правоохранительных структур, все отрицал. Дескать, возник конфликт с егерями, вот они его и подставили. А в момент предполагаемой охоты он и вовсе был дома. И родные подтвердили его алиби», — рассказывает Сергей Святой.
Однако версия рассыпается под тяжестью добытых улик. Первое. У подозреваемого дома изъяли карабин и патроны. Эксперт подтвердил, что пуля, извлеченная из лося, была выпущена из этого оружия. Патроны из сейфа оказались из той же партии, что и найденная гильза.
Второе. На прицепе подозреваемого были обнаружены помарки бурового цвета. Взяли смывы. Экспертное заключение уже никого не удивило: кровь принадлежала животному, лосю.
Третье. При осмотре места происшествия был обнаружен след протектора, проведенная троссологическая экспертиза сомнений не оставила: найденный след совпадает со следом от фургона. Шах и мат.
«Да, сложные запутанные дела, конечно, более трудоемки и отнимают гораздо больше времени, физических и моральных ресурсов. Но я воспринимаю их как вызов. Кроме того, накопленный опыт может быть задействован при расследовании новых уголовных дел», — заключает Сергей Святой.
Сергей Святой
Родился в 1982 году в Рославле. Окончил техникум (отделение «Правоведение») и Белгородский юридический институт МВД России. С 2005 — в милиции, с октября 2007 года — в Следственном комитете.