#16 (172)
25 Сентября 2017

Впечатления экскурсовода

Сергей Кобин

Культурный слой

В последние пару–тройку лет показывать туристам Смоленск стало делом более благодарным. Лоска добавили ремонты фасадов и объекты, пост­роенные к 1150–летию. Новые впечатляющие памятники очень гармонично дополнили общую картину. Скачки валют ограничили многим заграничные поездки. Накопилась некая критическая масса гостей, действительно впечатленных нашим замечательным древним городом…

Наверняка, многим смолянам интересно будет узнать, что говорят и спрашивают приезжие о Смоленске и его жителях, чем восхищаются и по каким поводам критикуют. Ведь туризм — это очень доходное дело, тем более что предки оставили нам грандиозное наследие, которым нужно умело распорядиться и приумножить.

Кто и для чего едет

Едут за впечатлениями. Ощутить ауру и гений незнакомого места, сменить обстановку, узнать новое. В этом плане Смоленск многим даст фору.

Большинство туристов от города в полном восторге. Да и как еще могут относиться нормальные люди к месту, где три раза решалась судьба Родины и смертельные враги отправлялись в первый нокдаун? Только с уважением и восхищением, ощутить которые помогают многочисленные памятники героических эпох и скромный неповторимый уют.

Преимущественно туристы у нас из Москвы и Московской области. Но приезжают и из Питера, Калуги, Брянска, Витебска.

В основном это средний, по нашим меркам, класс. Деньгами не кидаются, но, кроме плановых необходимых расходов, готовы тратиться на вечер в приличном заведении, оригинальные сувениры и необычные развлечения.

Что касается проживания и питания, нынешний турпоток этим вполне обеспечен. Смоленские гостиницы, кафе и рестораны, за небольшим исключением, искренне и охотно хвалят.

Что больше всего впечатляет

История героической обороны Смоленска Смутного времени стоит особняком. И вот почему.

Смоленские эпизоды Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной хотя и являются поворотными, но не особо выделяются на фоне других героических событий.

Но вот в 1609–11 годах, когда наша государственность висела на волоске, голодные, замерзающие, больные… защитники грандиозной крепости двадцать месяцев держали осаду от многократно превосходящей армии, которая из–за этого не могла идти на Москву. Перед этим смоляне сожгли все свои дома в посадах и укрылись за стены. Когда враг сделал ставку на подкопы, они развернули первую в истории подземную химическую войну. Затем они отказались сдать город по приказу предателей–бояр и разослали по стране страстные призывы бороться с врагом, зажегшие сердца. И, наконец, когда поляки все же ворвались в город, последние защитники и жители взорвали себя вместе с Мономаховым собором и наседавшим противником, которого за время осады сильно измотали и обескровили.

Кстати, Свято–Успенский собор, этот бриллиант в смоленской короне, конечно, поражает воображение гостей. Но когда они узнают, что сначала по причине ошибок он почти сто лет строился, так что поползли нехорошие слухи, но зато потом взорвать его не смогли ни французы, ни немцы, хотя уничтожали Смоленск системно — тут–то у туристов рты немного и приоткрываются.

Еще в связи со Смутным временем удивляет наших гостей, что воеводе Шеину, этому смоленс­кому Гектору, на воле и таланте которого все держалось, нет даже небольшого бюстика.

Что до смолян, то нас находят очень добродушными, приветливыми и открытыми, хотя и признаются, что, предварительно зная о жертвенной истории города, ожидали большей суровости, сдержанности и даже закрытости.

За что критикуют

Конечно, за крепость. Люди огорчаются, что не имеют возможности на нее подняться в центре города на основном туристическом маршруте. Музей в башне Громовой хотя и дает такую возможность, но участок стены там слишком мал. А вот на Копытенские ворота и башню Бублейку (что на Дзержинке за кафе) и прилегающие прясла глядят с азартом и желанием.

Про восточный участок Смо­ленс­кой крепости и говорить нечего. Некоторым нравится, что он такой дикий и почти первозданный, но большинство недоумевает, почему в таком состоянии.

О чем спрашивают

В основном переспрашивают о тех или иных исторических событиях и личностях, уточняют детали и очень удивляются такому количеству, без преувеличения, великих свершений и людей, связанных со Смоленщиной.

Из бытовых вопросов просят посоветовать ресторан или кафе, показать те или иные, в основном сувенирные и книжные, магазины.

Бывают и интересные вопросы. Один парень поинтересовался: смогут ли в 2063 году прочесть флешку с именами тех, кто 25 сентября 2013 года участвовал во флэш–мобе. Тогда капсулу с посланием потомкам, перед тем как замуровать ее на 50 лет в крепостную стену на площади Победы, тысячи смолян, ставших по линии крепости, передавали из рук в руки.

Иногда спрашивают, кто додумался впихнуть телевизионную вышку в таком историческом месте, или как в Смоленске оказался римский воин, который лезет в орлиное гнездо…

А иногда выдают и самые настоящие «перлы».

— Странно, — пожала как–то плечами приятная дама лет шестидесяти, стоя на набережной. — речка у вас так же как в Киеве называется…

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/172/06