#9 (143)
23 Мая 2016

Олег Рыбалко: «Если тарифом все недовольны, значит он установлен правильно»

Тарифы

Что будет с тарифами на маршрутки, кому невыгодно устанавливать счетчики на тепло и воду и почему Смоленску никуда не деться от сетей «Квадры»?

эфир радио ВЕСНА 7 апреля 2016 г.

По словам начальника департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Олега Рыбалко, именно так говорят в его ведомстве: если тарифом все недовольны, значит он установлен правильно. Однако всегда ли недовольство есть признак слабого понимания процессов тарифообразования?

— Олег Александрович, совсем недавно в Смоленске подорожал проезд в транспорте, и ходят упорные слухи, что он подорожает еще больше, может быть, даже летом. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.

— В отличие от других видов тарифов (к примеру, на коммунальные услуги), которые повышаются раз в год по законодательству, тарифы на проезд могут подниматься и раз в два года, и раз в полгода, в зависимости от конкретной экономической ситуации. Стандартное установление тарифов заключается при обращении организации с обоснованием затрат, повышающих коэффициентов и прочего. Департамент рассматривает эти документы, и если соглашается с ними (безусловно, перепроверяя эти данные), то происходит повышение. Повышение было 3 апреля 2016 года. Цены на маршрутах протяженностью до 15 километров установлены в размере 16 рублей за поездку, на маршрутах протяженностью свыше 15 километров — 20 рублей за поездку. Сразу скажу, что 20–рублевых маршрутов всего два. Других заявок на повышение тарифов нет. И я не вижу объективных причин их повышать.

— Как перевозчики обосновывают желание поднять тариф? Они приносят документы, говоря, что работают себе в убыток?

— Именно так и происходит. У нас есть четкий порядок расчета тарифов на маршрутки. Поэтому они приносят все обосновывающие материалы в бухгалтерскую статистическую отчетность, каждая статья перепроверяется и, если мы соглашаемся, тарифы повышаются. Конечно, я стою на защите интересов граждан, но, с другой стороны, нужно выдерживать баланс интересов. То есть можно зарегулировать так, что никто и перевозить не будет. Тарифы должны быть экономически обоснованными по маршруткам. По существующим тарифам вполне можно перевозить качественно.

— Давайте теперь поговорим про тарифы ЖКХ. Здесь уже вы их обязаны повышать каждый год.

— Неправильно сказать, что мы обязаны. Мы обязаны делать все в соответствии с действующим законодательством. Напомню, повышение будет исключительно с 1 июля, никакого повышения с 1 января не было и нет. Хоть тариф и устанавливается на последующий год в декабре предыдущего года, но с января до июля он остается прежним. Существует понятие «тарифы на коммунальные услуги». Перечень коммунальных услуг четко прописан: это холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и отведение сточных вод, а также появилось обращение с твердыми бытовыми отходами. Вот на эти услуги департаментом устанавливаются тарифы, то есть осуществляется государственное регулирование тарифов. Управляющие компании к этим тарифам отношения не имеют в принципе. Мы регулируем ресурсоснабжающие организации, а не управляющие компании. И сама процедура установления тарифов такая же, как и с маршрутками. То есть любая организация обращается к нам с обосновывающими материалами (бывает, что и с выпадающими доходами, которые они недополучили в прошлом периоде регулирования), назначается экспертный совет, проводится проверка достоверности этих материалов и, соответственно, устанавливаются тарифы. Причем они ограничиваются законодательно. И если раньше ограничение было по каждому из видов, то есть одно ограничение на теплоснабжение, другое на воду, электроснабжение, то теперь ограничению подлежит совокупный платеж граждан за коммунальные услуги. То есть в большей или меньшей части могут подорожать услуги по теплоснабжению, по водоснабжению, но совокупный платеж четко ограничен указом губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского №87 от 27 ноября 2015 года.

С 1 июля 2016 года сопредельный рост совокупного платежа граждан будет не более 6,7 процента. Для понимания: если вы платили 100 рублей, то максимум, который вы заплатите – 106 рублей 70 копеек. При этом никак не ограничен рост отдельной коммунальной услуги.

— Если сравнивать нас с другими регионами, с соседями по ЦФО, есть ли там такие же ограничения? И как Смоленская область смотрится в этом ряде регионов ЦФО по подорожанию тарифов?

— Безусловно, ограничение есть на всей территории Российской Федерации. Оно неодинаково по регионам. Это ограничение устанавливается ежегодно постановлением правительства. Однако сравнивать тарифы в соседних регионах корректно можно только в части электроснабжения и газоснабжения. Все остальные тарифы сравнению практически не подлежат, потому что даже на территории одного субъекта в одном населенном пункте на одной стороне улицы за тепло тариф один, с другой стороны улицы — другой. Потому сравнивать регионы здесь совершенно некорректно. Теоретически средний тариф можно посчитать, но это очень сложно. Никто этого не делает, потому что «средняя температура по больнице» не отвечает реалиям.

Что касается тарифов на газоснабжение, то из 18–ти регионов мы находимся на 12–м месте. На 1–м месте Белгородская область, где тариф выше нашего на 14 процентов. Что касается тарифов на электроснабжение, мы находимся на 14–м месте. Чуть дешевле, чем у нас, только в 4–х областях, во всех остальных тарифы на электроэнергию выше. К примеру, по Калужской области тариф выше на 20 процентов.

— Когда принимаются решения, насколько подорожает та или иная услуга, берутся ли в расчет данные о средней заработной плате?

— Нет, такого сравнения не ведется. Учитывается только та зарплата, которая выплачивается сотрудникам ресурсоснабжающих организаций. Что касается зарплаты потребителей, при расчете тарифов она никак не учитывается.

— Если брать состояние электросетей Смоленской области, которые были довольно ветхими — сейчас этот вопрос продвинулся каким–то образом?

— Сети находятся в достаточно изношенном состоянии, но я не могу сказать, что в плачевном. Потому что электроэнергия подается регулярно, надежно. Бывают, безусловно, какие–то аварийные или плановые отключения. Но, тем не менее, при такой высокой степени износа энергетики достаточно серьезно подходят к ремонтной кампании. Это же касается не только ремонта сетей, как таковых. На аварийные отключения в большей степени влияет наличие или отсутствие просек. Серьезное внимание энергетики уделяют расширению и очистке просек, что позволило в осенне–зимний период этого года снизить аварийность на 20 процентов.

— То есть на аварии больше влияют факторы не внутренние, а внешние? Ураган, плохая погода…

— Да, падение деревьев или ураганы вызывают более 80 процентов аварийных ситуаций.

— Если сравнивать электросети с сильно изношенными трубами «Квадры», которые нужно менять и ремонтировать, однако сейчас мы все равно имеем то, что имеем — с электричеством же такого не произойдет?

— Не думаю, что такое произойдет. Во–первых, у нас очень профессионально и грамотно в свое время была построена схема электроснабжения Смоленской области. Она одна из лучших не то, что в ЦФО, но во всей России (с точки зрения надежности). Во–вторых, ремонтные инвестиционные программы, которые требуются для восстановления этих сетей либо их ремонта, выполняются всегда на 100 процентов. Мы по возможности даем на это деньги в тарифе. Кроме того, ежегодно на следующие пять лет департаментом разрабатывается программа развития энергетики Смоленской области. Это делается для того, чтобы инвестиционные программы территориальных сетевых организаций, прежде всего, в отношении мероприятий в сети напряжением 110 киловольт и выше, формировались в интересах потребителей Смоленской области. Программа до 2020 года, которая сейчас разработана и находится на согласовании, предусматривает увеличение пропускной способности электрической сети, прежде всего, в Вязьме и в Смоленске. Кроме того, на федеральном уровне в нее включено сооружение воздушной линии напряжением 330 киловольт на участке Новосокольники–Талашкино, которая свяжет энергосистему Псковской и Смоленской областей для обеспечения надежного функционирования вообще единой энергетической системы страны.

— Как сейчас исполняются принятые программы по энергоэффективности?

— Работа включает не только расходы из областного бюджета, а в большей части расходы именно организаций, к примеру, энергетиков. Для справки скажу, что объем финансирования программных мероприятий по энергосбережению в текущем году составляет 557 миллионов рублей. Из них средства областного бюджета — 24,4 миллиона, местных бюджетов — около 1 миллиона. Все остальное — средства инвесторов либо электросетевых организаций — 389 миллионов.

— Это немалые деньги, тем более с учетом непростой финансовой ситуации, которая наблюдается в стране.

— Программа энергосбережения потому так и называется — это возвратные деньги. Вложив сейчас рубль, через некоторое время получим очень серьезный финансовый результат. Кроме того, губернатором поставлена задача: не просто тратить те деньги, которые в программу заложены, а по возможности привлечь инвесторов. Скажем, за 2015 год на каждый бюджетный рубль пришли 2,4 рубля инвесторов. Мы считаем это своим хоть маленьким, но достижением.

— Насколько за пять лет область продвинулась в вопросе энергоэффективности?

— Мы, я считаю, серьезно продвинулись, особенно в части привлечения финансовых средств инвесторов. Это главная задача. Потратить деньги, которые заложены в областном бюджете, труда не составляет, главное — привлечь инвестора. За это время нам удалось создать такие условия для инвесторов. К примеру, 124 миллиона было вложено в теплоснабжение Смоленской области в прошлом году. Две серьезные котельные — в Вязьме и Смоленске — это деньги инвесторов.

— Чтобы люди понимали, это та работа, которая помогает избежать зимних прорывов «Квадры».

— Несмотря на новые котельные, каким бы ни был инвестор, все равно от сетей «Квадры» мы не уйдем по одной простой причине. Что такое «Квадра»? Это комбинированная выработка электроэнергии и тепла. При комбинированной выработке стоимость тепловой энергии всегда ниже, чем просто на котельной. Что касается «Квадры», то компания защитила у нас свою инвестиционную программу не только в части денежных средств, которые необходимы на ближайшую перспективу. Но главное в том, что мы сейчас понимаем, в какие места, в первую очередь, надо вкладывать деньги. Где нужно модернизировать сеть, менять, ремонтировать.

— Тем не менее, нужно ли нам больше развивать систему котельных?

— Это неправильная позиция. Коль скоро у нас есть электростанция, надо загружать ее. Экономика тогда будет играть. Повторюсь, всегда цена тепловой энергии с ТЭЦ будет ниже, чем с котельной. Здесь можно еще добавить, хорошо или плохо индивидуальное отопление. По Смоленску плохо, так как чем больше идет перевод на индивидуальное отопление, тем меньше нагрузка на магистральную сеть, и тем выше тариф. Выгоден перевод на индивидуальное отопление там, где закрываются неэффективные котельные. К примеру, была в каком–то муниципальном образовании котельная, от которой тепло шло на школы, на животноводческий центр, на мастерские и на жилой сектор. Случилось так, что обанкротилось предприятие или перестали потреблять тепловую энергию в производственных цехах. Вот котельная большая, но отапливает теперь уже малое количество граждан. Тогда да, переводим на индивидуальное отопление, закрываем котельную, забываем слова «тариф» и «регулирование». Граждане получают хорошую услугу, и нет трат средств областного бюджета, наших с вами денег.

— Если помните, такая проблема была с котельной «Айсберга», когда люди мерзли зимой, потому что предприятие признали банкротом.

— Котельная, которая пришла на замену «Айсбергу», построена за счет средств инвестора. Мало того, от этой котельной переключена сеть, которая питалась от убыточной котельной МУП «Смоленсктеплосеть». То есть она заменила две котельные. В этом случае строительство таких мини–котельных выгодно.

— Самое сложное, наверное — сохранить баланс. С одной стороны, большие запросы компаний, которые надо удовлетворять. С другой стороны, жители. Как найти этот баланс?

— Соблюдать простую истину: если есть какое–то сомнение, делай по закону. Расчет тарифов очень четко прописан законодательством, прописана методика расчета. Наша задача — посчитать в соответствии с законодательством. Есть «аппетиты» (в хорошем смысле слова) ресурсоснабжающих организаций, но если мы не в состоянии дать, сколько требуется на ту же самую ремонтную программу, это плохо. Но методика предусматривает и эти случаи. И, допустим, если у организации есть выпадающие доходы, они учитываются в следующем периоде регулирования.

— Тот баланс, который есть сейчас, справедливый?

— Я позволю себе немножко пошутить. По департаменту ходит такое выражение: «если тарифом все недовольны, значит он установлен правильно». Если же говорить серьезно, при любом регулировании, тарифном или каком–то другом, будут и довольные, и недовольные. Для этого и существует департамент, для этого четко прописано законодательство, права и обязанности. Необходимо соблюсти, прежде всего, баланс интересов.

— Если посмотреть в будущее, учитывая темпы энергоэффективности, привлечение инвесторов и так далее — чего ждать в ближайшем будущем, лет через пять?

— Если глобально, нетрудно заглянуть в простой документ — сценарные условия развития экономики Российской Федерации. Абсолютно открытый документ. Он говорит и о ближайшей, и среднесрочной, и долгосрочной перспективе. Все решения и об ограничении роста основываются именно на этом документе.

— Тем не менее, наше не самое лучшее финансовое положение сказалось, внесены какие–то корректировки?

— Да, безусловно, корректировки вносятся. И по итогам текущей ситуации, и плановой ситуации. Это абсолютно живой документ. Для нас это рабочий документ, хотя он достаточно понятен, любой может открыть и посмотреть. Понять ближайшую перспективу — если не доли процента, то проценты точно, что касается роста тарифов.

— Если возвращаться к тарифам, летом нас ждут какие–то нововведения?

— Принято постановление правительство от 23 мая 2006 года №306 «Об утверждении права установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». С 1 июля планируется установление повышенных нормативов на потребление коммунальных услуг в случае отсутствия приборов учета. Повышение это достаточно серьезное — в 1,5 раза увеличивается норматив потребления. Но при одном условии — если существует техническая возможность установить прибор учета. Если такой возможности нет, тогда применяется базовый, то есть существующий сейчас норматив.

Повышение, повторюсь, очень серьезное, в половину. Причем с 1 января 2017 года оно увеличится еще на 10 процентов. Поэтому настоятельно рекомендую, где не установлены приборы учета, по возможности их устанавливать. Для примера: окупаемость установки прибора учета по водоснабжению (если у вас в квартире две точки поставки — холодная и горячая вода) составляет где–то четыре месяца. Бывает, что четыре точки поставки, когда кухня на противоположной стороне квартиры от ванной и туалета, и надо ставить два счетчика на холодную воду и еще два — на горячую. Тогда окупаемость составляет меньше шести месяцев. Это при нынешних тарифах. При установлении повышенных тарифов окупаемость будет еще выше. Повышающие коэффициенты не будут применяться на тепло, если потребление менее 0,2 гигакалории в час. В переводе на понятный язык — это дом менее чем на 70 квартир, тогда тепловой счетчик не нужен. Не подлежат повышению коэффициента ветхие аварийные объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до января 2013 года, а также объекты, мощность потребления энергии в которых составляет менее 5 киловатт. В этом случае применяются базовые нормативы. А также при отсутствии технической возможности — она определяется актом установленной формы. Это определяется приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №627. Создается комиссия, прежде всего, исполнителем коммунальной услуги, управляющей компании, в присутствии жильца и составляется акт, где написано: возможно или невозможно установить счетчик. Очень часто этот вопрос касается общежитий.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/143/04