Ольга Васильева: «Достойных кандидатов определят наши избиратели»
Евгений Ванифатов
Трибуна депутата
«Будущие депутаты Госдумы от Смоленской области, получившие мандат от «Единой России», должны отчитываться о своей работе, в первую очередь, перед своими избирателями и, конечно, перед смоленскими единороссами, а также получать наказы, исходя из текущих задач социально–экономического развития региона», — убеждена председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике Ольга Васильева (фракция «Единой России»).
Накануне прошедшего 22 мая предварительного голосования мы беседовали с депутатом Васильевой об их участниках и особенностях публичных дебатов, о стратегии областной Думы в социальной политике региона, а также о том, сколько мандатов рассчитывает получить партия власти на выборах депутатов Госдумы.
— Ольга Николаевна, зачем вы принимали участие в предварительном голосовании — чтобы рассказать избирателям о «Единой России»? Или, может быть, чтобы поделиться с ними планами относительно того, что будет делать Ольга Васильева, если станет депутатом Госдумы?
— В первую очередь, я приняла решение об участии как член «Единой России». Являясь заместителем секретаря регионального отделения партии, секретарем ее Ярцевского местного отделения, имея достаточно большой опыт в общественно-политической работе, я просто не могла не принять участие в предварительном партийном голосовании. Это не только возможность проверить свои собственные силы, но и очень серьезный диалог с населением области по самым сложным вопросам сегодняшней жизни. У меня есть результаты работы как депутата Смоленской областной Думы, я дважды избиралась по одномандатному округу в городе Ярцеве, мои избиратели видят мою работу, доверяют мне. Я хорошо знаю проблемы региона и готова эффективно их решать с учетом предложений наших избирателей. Осенью пройдут выборы не только в Госдуму, но и в Ярцевский городской Совет депутатов по моему избирательному округу. Участвуя в дебатах, мне важно было не только высказать свою позицию, но услышать мнение моих коллег, избирателей и в дальнейшем сформировать единые подходы к решению проблем, к участию партии в этой работе, начиная с муниципального уровня и заканчивая федеральным.
В целом считаю процедуру предварительного голосования важной и крайне необходимой. Она позволяет как членам «Единой России» и ее сторонникам, так и беспартийным смолянам открыто встретиться лицом к лицу с избирателями и дать возможность определить, кто достоин от регионального отделения партии получить возможность избираться в Госдуму. И этот факт не только сам по себе очень почетен для кандидата, но является еще и дополнительной ответственностью перед избирателем, а также перед региональным отделением партии.
Что касается агитации за собственную кандидатуру, на теледебатах и встречах с людьми я ни разу не призвала жителей голосовать 22 мая за кандидата Ольгу Васильеву. Почему? Да потому, что полагаюсь на выбор своих избирателей. Смоляне у нас достаточно грамотные и вполне самостоятельно могут сделать выбор с учетом профессионального, жизненного опыта кандидатов. Я считаю, что сегодня проблема кадров остро стоит во многих сферах нашей жизни, в том числе и в сфере госуправления. На мой взгляд, и в Госдуме должны быть люди, не оторванные от действительности, от реального состояния дел в нашей стране, имеющие навыки и необходимые знания для эффективной работы в органах власти.
Свои взгляды на решение проблем АПК, экономики, социальной сферы, ЖКХ, борьбы с коррупцией я высказала в ходе теледебатов. Если коротко, то, на мой взгляд, будущее страны зависит от участия людей в жизни государства, уважения к своей стране и ответственности за будущее России. А для этого необходимо, чтобы человек имел возможность реализовать себя, получать достойную зарплату, имел возможность обеспечить себя и свою семью. И сегодня главная функция государства — не раздавать деньги, а создавать условия для эффективного развития экономики, а тогда будет успешно реализовываться и социальная политика. Управленческие кадры должны быть максимально профессиональными и нести персональную ответственность за принимаемые решения. Работа в Госдуме — это приведение нашего законодательства в соответствие с современными требованиями, с реалиями нашего сегодняшнего дня. Законы должны быть прямого действия, понятные людям. Опыт работы в регионе, знание проблем моих избирателей, умение их решать, думаю, позволили бы мне эффективно работать в законодательном органе страны, но выбор по данному вопросу будет за смолянами.
— Вы возглавляете в областной Думе комитет, занимающийся непосредственно вопросами социальной политики. Насколько адекватны существующие меры социальной поддержки в Смоленской области ее финансовому состоянию? В чем заключается стратегия областной Думы по данному вопросу: всеми силами пытаться максимизировать уровень соцподдержки или секвестировать его по отдельным направлениям, исходя из финансовых реалий казны?
— На территории нашего субъекта, несмотря на финансовые сложности, все социальные обязательства выполняются в полном объеме, и это говорит о социальной ответственности региональной власти перед населением. В первую очередь, при обсуждении тех или иных решений мы крайне внимательно анализируем ситуацию в области. Смотрим, насколько эффективно работают существующие социальные программы, как используются финансы в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Все решения по вопросам социальной сферы принимаются взвешенно, ведь за ними стоят судьбы людей.
Есть непростые моменты, например, оптимизация учреждений образования. Однозначного подхода к этому процессу быть не может, и главным аргументом не должен быть финансовый вопрос. Если в селе работает малокомплектная школа с пятью учениками, но в этом селе есть нормальные условия для работы родителей этих учеников, есть будущее в развитии населенного пункта, то, наверное, у данной школы есть перспектива и ее нужно сохранять и создавать все условия для качественного получения знаний учениками. Если же перспектив в отношении будущего села не видится, то нужно задаваться вопросом о будущем детей: какое образование они получат в малокомплектной школе без современного оборудования, с одним педагогом на пять–шесть предметов? Очевидно, что качество такого образования будет низким. А успех человека во многом зависит от стартовых возможностей, знаний, умений. Кроме того, по окончании такой школы, переехав на учебу в колледж или институт, ребенок неминуемо столкнется с проблемой психологической адаптации — как человек, не проявлявший себя ранее в общественной жизни коллектива. Вопрос оптимизации должен решаться с учетом мнения всех участников образовательного процесса, но исключительно в интересах детей.
Мы сегодня видим дефицит кадров во многих сферах, особенно на селе. И, несмотря на принимаемые меры по поддержке молодых специалистов на уровне региона, реализации партийных проектов по оказанию помощи в ремонте школ и тому подобное, проблема кадров остается очень острой.
Вопросы села нужно решать комплексно. Во-первых, молодежь хочет иметь современные условия труда, хорошую зарплату, жилье, развитую инфраструктуру. Да, это сложно, но если мы хотим сохранить село, без комплексного подхода в этом вопросе не обойтись. Во-вторых, необходимо на государственном уровне говорить о продовольственной безопасности страны, о значимости работы сельхозпроизводителя, об успехах в АПК, о перспективах развития. И главное — сегодня необходимо реально помогать и создавать условия для жизни и работы тех, кто живет и трудится на земле.
Вместе с тем, можно усиливать поддержку незащищенных слоев населения и без дополнительных финансовых затрат. Для этого необходимо проанализировать нашу работу и поискать новые современные подходы, исходить из требований времени. Например, в 2015 году по инициативе губернатора Алексея Владимировича Островского мы приняли закон о первоочередном устройстве в дошкольные учреждения детей из семей студентов, обучающихся на дневной форме обучения.
Развитие экономики, социальной сферы невозможно без развития частно-государственного партнерства. Есть и у нас результаты работы в этом направлении. В мае 2015 года в Смоленске был открыт Центр гемодиализа на 37 тысяч процедур, это совместный проект администрации области и компании Fresenius Medical Care. Это дает возможность для амбулаторного лечения 240 пациентов. В рамках частно-государственного партнерства открыто диализное отделение в Вязьме. В нашем областном центре начали работу офисы врачей общей практики. Подписаны соглашения о реализации инвестиционных проектов по модернизации поликлиник №2, №6 в Смоленске в целях организации на их базе многопрофильных медицинских центров. В прошлом году на сопровождении в администрации области находилось 60 инвестиционных проектов в различных областях.
Позиция Смоленской областной Думы сегодня — совместно с органами исполнительной власти работать над развитием социальной сферы региона, исходя из возможностей. Ведь очень важно, чтобы социальные гарантии соответствовали возможностям бюджета, если этого не происходит, подрывается не только сам институт социальных гарантий, главное — теряется вера человека к власти.
— Владимир Путин в ходе последней «прямой линии» с удовлетворением отметил, что наконец–то рождаемость в России превысила смертность. В данной связи интересно узнать ваше мнение по поводу такой меры соцподдержки, как материнский капитал. Каково ее будущее на федеральном и региональном уровнях? Как бы хотелось лично вам?
— По предварительной оценке, численность постоянного населения Смоленской области на 1 января 2016 года составила 951,1 тысячи человек, в регионе проживает 110 тысяч семей, в которых воспитывается более 157 тысяч детей. Несмотря на все принимаемые меры, демографическая ситуация в области остается сложной, у нас большой процент пожилого населения. В регионе отмечается снижение смертности от туберкулеза на 5 процентов, от новообразований на 1,7 процента, от ДТП на 25,3 процента, от болезней органов дыхания на 19,3 процента. Остается высоким процент смертности от болезней системы кровообращения.
С целью снижения младенческой смертности особенно важным является продолжение строительства перинатального центра на базе клинической больницы №1, функционирует региональный сосудистый центр и четыре первичных сосудистых отделения. Ежегодно медицинскую помощь в этих центрах получают около 6 тысяч человек. В региональном сосудистом центре проводится ежегодно более 50 операций больных инсультом.
Можно много говорить о наших усилиях и положительных результатах в системе здравоохранения, но здоровье каждого из нас прежде всего в наших руках, и мне хотелось бы обратиться к нашим читателям: не пренебрегайте возможностью диспансеризации. Сегодня у нас такая возможность есть, а ранняя профилактика заболеваний — это залог нашего здоровья.
В 2015 году у нас родилось 10 190 детей, увеличилось количество многодетных семей, сегодня у нас их насчитывается 5 174 семьи. Достижения увеличения показателей обеспечивается за счет: а) выплаты регионального материнского капитала в размере 163 300 рублей, который является одной из самых больших денежных выплат среди субъектов ЦФО (ежегодные расходы выплат из областного бюджета составляют более 450 миллионов рублей); б) выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей, в 2016 году — 9 898 рублей; в) ежемесячной денежной выплатой многодетным семьям, средний размер которой составляет более 3 000 рублей. К сожалению, проблем у наших молодых семей не становится меньше, в нашем регионе большая часть финансовых средств материнского капитала тратится на улучшение жилищных условий. У нас в области действует программа выдачи сертификатов на улучшение жилищных условий молодым семьям, общий объем средств на эти цели составил более 42 миллионов рублей, но этих мер явно недостаточно. Я считаю, что выплата материнского капитала очень нужная мера поддержки семьи и надеюсь, что она сохранится и в дальнейшем.
— Вернемся к предварительному голосованию. Вы приняли участие практически во всех дебатах, которые касались совершенно разных аспектов российского общества. Дискуссия на какую тему запомнилась больше всего?
— Очень сложные дебаты были на тему открытости власти и коррупции. Мы констатируем, что у людей, к сожалению, складывается впечатление беззакония, вседозволенности власть имущих. На это есть много причин. Я бы начала с того, что на сегодня коррупция действительно представляет серьезную угрозу государству. Она мешает успешному развитию экономики, бизнесу. По большому счету, коррупция — это угроза национальной безопасности страны. Причины: низкая правовая культура населения, необходимость реформирования сфер от правовой до экономической, толерантное отношение населения к проявлению коррупции.
Что делать? Я убеждена, пока общество в целом не будет понимать истинную угрозу коррупции, получить реальные результаты по ее искоренению будет очень сложно.
Конечно, необходимо антикоррупционное воспитание детей, открытость всех ветвей власти, общественное осуждение и юридическое наказание.
У нас государство наделено огромным количеством функций, а это значит, чем сложнее система управления, тем больше бюрократии и возможностей для коррупции. Повторюсь, законы должны иметь прямое действие и быть понятны для всех. По моему глубокому убеждению, с такой бедой, как коррупция, можно бороться и побеждать. И в мире есть тому примеры. Почему, к примеру, в Сингапуре нет коррупции? На это руководитель страны отвечает: есть три составляющие — чистые «верхи», обязательное наказание и высокая зарплата чиновников.
Отто Бисмарк в 19 веке сказал: «Государством можно управлять при плохих законах и хороших чиновниках, при плохих чиновниках никакие хорошие законы не помогут».
Управленец должен быть профессионалом, отличаться трудолюбием и порядочностью. Хотелось бы видеть таких людей и в новом составе Государственной Думы.
— Как вы оцениваете пул участников предварительного голосования, среди которых есть и ваши коллеги–депутаты областной Думы? Известна ли вам мотивация кого–либо из них: почему они решили принять участие в предварительном голосовании?
— Несмотря на принципиальную открытость проведения предварительного голосования, несмотря на то, что участвовать в нем мог любой желающий, я все же считаю, что критерии отбора претендентов могут быть несколько ужесточены. Не всегда претенденты обладают достаточными знаниями и опытом работы для того, чтобы дискутировать и делиться собственным видением проблем. Иногда одного желания мало. Все-таки трансляция наших дебатов шла в прямом эфире в интернете, ее мог посмотреть любой житель России — и каждый участник предварительного голосования для стороннего зрителя персонифицировал Смоленскую область, региональное отделение партии.
Бесспорные же лидеры предварительного голосования выделялись на фоне остальных с первого взгляда — с точки зрения понимания того, о чем говорили, а также с точки зрения разумности предлагаемых решений. Среди всех участников предварительного голосования по Смоленскому одномандатному избирательному округу (№175) следует отметить Сергея Ивановича Неверова. Не только потому, что он заместитель председателя Госдумы, имеет достаточно большой опыт работы, знает все механизмы и тонкости функционирования высшей законодательной власти. Я вижу, насколько серьезно он относится к проблемам жителей, принимает активное участие в их жизни, начиная с 2013 года, успев решить за это время немало задач, в том числе, реализовать на Смоленщине ряд партийных проектов «Единой России» по строительству детских садов и перинатального центра, ремонту спортзалов в школах и спортплощадок. При этом, несмотря на свой высокий статус, Неверов не «закрывается» от простых людей. Убеждена, что его работа в Госдуме от Смоленской области принесет нашему региону много полезного.
По Рославльскому одномандатному избирательному округу (№176) в качестве фаворита я выделяю Ольгу Владимировну Окуневу, которая обладает достаточным опытом работы для эффективной работы в законодательном собрании страны.
Причины участия разные: кто-то решил публично заявить о себе, кто-то своим участием пытался привлечь внимание к различным проблемам и предложить свое видение на их решение, но важно, что все участники заняли активную гражданскую позицию и не остаются равнодушными к важным моментам в истории страны. Нам так сегодня не хватает внимательного уважительного отношения друг к другу, умения слышать и слушать. Участие в дебатах показало, что можно вести достаточно интересный диалог даже на самые сложные темы и находить общее решение.
— Можно ли с уверенностью говорить о том, что 18 сентября, в день реального голосования, смоляне увидят в списке кандидатов в депутаты Госдумы от «Единой России» победителей предварительного голосования?
— Безусловно. При этом надо отметить, что предварительное голосование — это рейтинговое голосование. 22 мая каждый избиратель может отдать свой голос за одного кандидата или сразу за нескольких. Избиратели будут получать два бюллетеня, по одномандатному округу и федеральному списку. Победителем окажется тот, за кого смоляне отдадут наибольшее количество голосов. Мы проводим голосование честно и открыто, вместе со смолянами, и это еще один аргумент, чтобы доверить свой выбор представителям нашей партии.
— Поставлена ли сегодня перед смоленскими единороссами какая–либо количественная задача на эти выборы?
— Такую задачу нам никто не ставил. Я считаю, мы должны получить два мандата по одномандатным округам и минимум один — по списку, но этот результат нужно заслужить у смолян. Я очень надеюсь на их активное участие в голосовании 22 мая и поддержку наших кандидатов на сентябрьских выборах.
Сергей Неверов, заместитель председателя Госдумы:
— В 2013 году перед выборами в Смоленскую областную Думу я курировал проведение предварительного партийного голосования и тщательно слежу за исполнением программы партии в регионе «Народная экспертиза». И, действительно, многое удалось сделать. Я считаю, что эту позитивную динамику необходимо поддержать, продолжить реализацию «Народной программы». И если меня поддержат жители Смоленщины, то для меня это будет большая честь.