#8 (142)
02 Мая 2016

«Строптивая» Людмила Касаткина

Антон Савенок

Наши земляки

15 мая — день рождения Людмилы Касаткиной, известной советской и российской актрисы.

Среди всех наших именитых земляков Людмила Ивановна Касаткина — одна из очень немногих, до последних дней жизни сохранивших тесную связь со своей малой родиной, со Смоленщиной. Удивительно цельный человек, очень красивая женщина с очень неженским характером, яркий и многогранный талант — все это Касаткина.

Себя Касаткина называла однолюбкой: один муж, один сын, один театр.

Действительно, в родной театр Советской Армии она пришла в далеком 1947 году, сразу после окончания ГИТИСа, и оставалась в нем до последних дней своей жизни. С мужем, режиссером Сергеем Колосовым, прожила больше шестидесяти (!) лет. И театр, и муж щедро платили Касаткиной за столь редкую по любым меркам верность и преданность.

«Укротительница тигров»

Свои лучшие кинороли Людмила Касаткина сыграла именно в фильмах своего мужа (хотя оглушительный успех пришел к молодой актрисе гораздо раньше, после прекрасных лирических комедий «Укротительница тигров» и «Медовый месяц» с блистательным Павлом Кадочниковым в партнерах).

В 1960 году Сергей Колосов взялся поставить на телевидении шекспировскую пьесу «Укрощение строптивой». На роль Катарины пригласил Касаткину, которая играла эту героиню на сцене ЦАТСА. Это была первая совместная работа мужа и жены. За нее Людмиле Ивановне на втором Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте–Карло был присужден первый приз — «Золотая нимфа».

После этого последовали чрезвычайно интересные совместные работы актрисы и режиссера в фильмах «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Операция «Трест», «Помни имя свое», «Свеаборг», «Диалог».

«Помни имя свое»

Картина «Помни имя свое» стоит особняком в ряду замечательных киноролей Касаткиной. Для этой роли она похудела на двенадцать килограммов и из–за этого, а также из–за чрезвычайно высокого эмоционального накала съемочного процесса, часто теряла сознание прямо на съемочной площадке… За роль в кинокартине была удостоена звания народной артистки СССР и заслуженного деятеля культуры Польши.

Всего Людмила Касаткина снялась в двенадцати фильмах Сергея Колосова. Более чем за сорок лет совместной работы они научились понимать друг друга с полуслова. И практически каждая из их совместных работ становилась событием. При этом режиссер не боялся использовать талант своей жены зачастую совершенно в противоположных ролях. Благодаря мужу Людмила Касаткина сыграла на экране очень разные, яркие женские характеры, совершенно непохожие женские судьбы.

В 90–е годы Людмила Касаткина, как и большинство ее коллег по искусству, практически не снималась в кино. И здесь на помощь актрисе пришел родной ЦАТСА, где ее по–новому открыл режиссер Александр Бурдонский. Актриса сыграла в трех его постановках: «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» (в последнем спектакле — роль английской королевы Елизаветы).

Буквально до своих последних дней Людмила Касаткина поддерживала тесную творческую и общественную связь с родной Смоленщиной. Она руководила набранным ею курсом в Смоленском государственном институте искусств в течение четырех лет и приезжала в Смоленск для вручения дипломов своим студентам–выпускникам, принимала участие в кинофестивале «Золотой Феникс», была членом федерального организационного комитета по подготовке к празднованию 1150–летия со дня основания Смоленска.

Ушла из жизни великая русская актриса 22 февраля 2012 года, лишь на одиннадцать дней пережив своего любимого мужа.

 

«…Я родилась в селе под Вязьмой. Но стала понимать, что такое родина, когда в четырехлетнем возрасте вместе с семьей переехала в Москву. Бабушка ждала свою Люсю каждое лето, и мама привозила меня на каникулы в Володарское. Я купалась в пруду, полном пиявок — они впивались в меня, сосали кровь… Я с криком выбегала на берег, и мальчишки с девчонками отрывали от тела этих кровососов. И это было здорово, потому что это была родина.

В селе жило много стариков с бородками. Они говорили: «Детка, вот газетка. Почитай нам. Ты быстро читаешь», и я читала им эти газеты. Если во мне есть что–то хорошее, это потому, что я общалась с людьми на Смоленщине. Если я хотела пить, то стучалась в первый попавшийся дом: «Дайте мне, пожалуйста, воды». И женщина выносила проходящему ребенку на порог не воду, а стакан молока. Это проявление доброты. На Смоленщине живет абсолютное большинство очень добрых людей. Вот это доброта и отличает мою родину».

(«Рабочий путь», сентябрь 2010 года)

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/142/04