Великий Мастер Альберт Сергеев
Наши земляки
30 апреля — день рождения скульптора Альберта Сергеева, автора памятников первогвардейцам, Твардовскому и Теркину, Скорбящей Матери и многих других.
Альберт Георгиевич Сергеев родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Темкинского района Смоленской области. Вопрос о выборе будущей профессии был решен им еще до призыва на военную службу. С детских лет он увлекался рисованием, лепкой. Отец часто брал сына в поездки в Москву, где они посещали Третьяковскую галерею, Исторический музей, выставки художников, парки культуры и отдыха — так молодой Сергеев приобщался к таинствам великого искусства русских и зарубежных мастеров живописи, скульптуры, декоративного искусства.
В 1936 году мать привела его в художественную студию Вязьмы, которую организовал художник Сергей Владимирович Журавлев, воспитавший не одно поколение вяземских живописцев, графиков, книжных иллюстраторов, учителей рисования. Он первым заметил у Сергеева не только большой интерес, но и способности к лепке.
В 1944 году Сергеев был призван в Советскую Армию, до 1950 года служил ефрейтором–артразведчиком 764–го армейского истребительно–противотанкового артиллерийского полка 51–й армии Прибалтийского фронта. Был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями.
В 1950 году поступил в Ленинградское художественное училище имени Серова (ныне — Рериха), получив по окончании специальность скульптора–исполнителя. Далее была учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР (1955–1961 гг.), после чего Сергеев стал дипломированным художником–скульптором.
В 1961 году он приехал в Смоленск и был принят ассистентом художественно–графического факультета СГПИ. Вступил в члены Союза художников СССР.
Выставки Альберта Сергеева в Ленинграде и Москве в 1959–1963 гг. получили благожелательные отклики в центральной и местной печати. Стало ясно, что в русской скульптуре появилось новое талантливое имя. Со своим собственным видением мира, своеобразным использованием традиций национальной пластики, жанровым многообразием, высокой исполнительской техникой и культурой.
Рядового участника ВОВ, артиллерийского разведчика всегда занимала тема увековечения подвига советского человека на фронте и в глубоком тылу. Ему, пережившему все ужасы фашистской оккупации, были близки и понятны боль, горе и страдание людей, восхищение мужеством и героизмом партизан и партизанок — тех, кто боролся с врагом в патриотическом подполье.
Этапной в творческой биографии Альберта Сергеева явилась работа над созданием скульптуры «Скорбящей матери» (1963–1965 гг.). Она является центральной фигурой в мемориальном комплексе, сооруженном возле братской могилы смоленских подпольщиков, расстрелянных немцами в 1942–1943 гг.
Следующей рубежной вехой в творческой биографии мастера стал памятник «Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней» (1965–1971 гг.). В народе его чаще всего называют памятником первогвардейцам. Замысел вызревал десятилетиями: на студенческой скамье, в долгих творческих размышлениях, в поездках по местам боевых действий. Постепенно, преодолев неизбежную в таких случаях опасность не справиться с поставленной задачей, Сергеев принял твердое решение — памятнику быть.
Много дали скульптору встречи с генерал–лейтенантом Иваном Руссияновым, бывшим командиром 100–й стрелковой дивизии (ставшей под Ельней 1–й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизией), а также с генерал–майором Матвеем Батраковым, бывшим командиром 165–го стрелкового полка 107–й стрелковой дивизии (преобразованной затем в 5–ю гвардейскую стрелковую дивизию), получившим одним из первых в 1941 году звание Героя Советского Союза. Изучал семейные архивы, пытливо всматривался и запоминал фотографии солдат, не пришедших с кровавых полей войны, которые «не в землю нашу полегли когда–то, а превратились в белых журавлей». Всплывали в памяти лица однополчан–противотанкистов, погибших на поле брани, раздавленных гусеницами «тигров» и «фердинандов», сраженных свинцовыми очередями из автоматов и пулеметов. Работу над будущим памятником первогвардейцам воспринял как личную обязанность, неотвратимый долг перед теми павшими и живыми, кто защитил Отечество, выстоял в бою и победил.
Создание памятника отняло у Сергеева много сил, энергии и времени. Но творил ваятель вдохновенно, с подъемом. Часто забывал об отдыхе, отпусках. Решая композиционные проблемы, стремился к простоте и образности, лаконизму в деталях и пропорциях, к максимальной приближенности к натуре и в то же время к предельной обобщенности и выразительности, к масштабному философскому осмыслению сущности воинского подвига, жизни и смерти человека.
«Четверо солдат… Двое стоят, гордо выпрямившись, словно заслоняя город; третий, смертельно раненый, падает, не выпуская из рук автомата; четвертый, пытающийся поддержать его, сжимает гранату. В каждом из них воссоздан определенный человеческий характер. Они не похожи друг на друга, но их всех роднит волевая целеустремленность, готовность пожертвовать жизнью ради Родины, вера в победу. Это сказывается и в решительности их взглядов и жестов, и в напряженной энергии рук и спин, и в гордой несокрушимой их осанке; кажется, что нет силы, способной сдвинуть их с места, веришь, что они умрут, но ни шагу не отступят перед атакующим их врагом», — писала искусствовед О. Воронова (исследователь творчества Сергеева) в статье, опубликованной в журнале «Искусство» № 8 за 1976 год.
Одновременно с созданием памятника первогвардейцам в Ельне Альберт Сергеев и заслуженный архитектор РСФСР Даниил Коваленко работали над проектом мемориального знака воинам 16–й армии генерал–лейтенанта Михаила Лукина, сражавшимся в жаркое лето 1941 года на улицах древнего Смоленска.
В 1969 году обелиск, представляющий собой четырехгранный винтовочный штык, был открыт у развилки улиц Фрунзе и 12 лет Октября. На цоколе надпись: «Трудящиеся Смоленска воинам 16–й армии, 152, 129, 46, 127, 158–й стрелковых дивизий и частей усиления, мужественно сражавшихся с фашистскими захватчиками за город в июле 1941 года».
Ими же создан памятник воинам 184–й Ярославской Коммунистической стрелковой дивизии в Духовщине.
Много прекрасных скульптур, посвященных женщинам родного края, создал ваятель. Особое обаяние русской женственности выражено в таких работах, как «Девушка из Смоленска», «Смоляночка», «Портрет матери», «Колыбельная», «Доярка Шубенкова», «Тая», «Отдых в поле», «Полдень», «После купания», «Оля Матвеева».
Десятки скульптурных портретов выдающихся деятелей нашей культуры и знаменитых земляков сработаны руками Альберта Сергеева. Это зодчий Федор Конь и гений русской музыки Михаил Глинка, первопроходец космоса Юрий Гагарин и великий скульптор двадцатого века Сергей Коненков, Герои Советского Союза Сергей Гришин, Михаил Егоров, Иван Руссиянов, литератор Николай Рыленков, Герои Отечественной войны 1812 года Михаил Барклай–де–Толли, Петр Багратион, Дмитрий Дохтуров, почетная гражданка Смоленска Мария Тенишева, историки–краеведы Никифор Мурзакевич, Семен Писарев, археолог Евгений Шмидт и другие.
Им созданы мемориальные доски Николаю Пржевальскому, Георгию Жукову, Михаилу Фрунзе, Александру Твардовскому (в Смоленске и Починке), Михаилу Исаковскому, надгробие поэту Николаю Рыленкову.
Одной из ведущих тем в творчестве Альберта Сергеева является воплощение в мраморе и бронзе образа великого русского поэта Александра Твардовского и его литературного героя Василия Теркина. К решению такой сложной и ответственной задачи скульптор шел долгим и трудным путем. Были пробы, были счастливые находки, удачные варианты композиционного построения будущего памятника. Большие сложности представлял образ Теркина. Дело в том, что почти все крупные советские скульпторы, включая Сергея Коненкова, создавали свои варианты портрета любимого героя советского народа. Были бюсты в мраморе и бронзе Твардовского, созданные другими мастерами.
К 1985 году проект памятника, представлявший двухфигурную композицию, был завершен и отлит в бронзе. Находясь на различных выставках в Москве, Смоленске, получил благожелательные отзывы в центральной и местной печати, в искусствоведческих журналах, высокую оценку ведущих скульпторов России.
Руководство Союза художников РФ выступило с предложением городским властям установить памятник «Земляки А.Т. Твардовский и Василий Теркин» на одной из площадей Смоленска. Его торжественное открытие состоялось накануне пятидесятилетия Великой Победы — 2 мая 1995 года.
…Сидят на бревнышке два русских человека, два русских солдата. Подполковник Александр Твардовский и рядовой Василий Теркин. Земляки–побратимы. У поэта накинута шинель на плечи, в руках планшетка. Задумчивый, внимательный, немного уставший взгляд: война — трудная работа, а он еще не возвратился с передовой в редакцию фронтовой газеты с новыми материалами и стихами.
Солдат «царицы полей» пехоты, еще не остывший от яростных атак за тем бугром, где полегло немало однополчан, степенно рассказывает о том, что было там, где нас уж нет. Не спешит развернуть меха гармошки, излить печаль о боевых товарищах, не вернувшихся с поля брани, оттуда, где «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы. Ради жизни на земле».
Не спешат расставаться земляки. Поделились новостями о том, что делается на той самой прекрасной и дорогой смоленской сторонке, что у каждого одна, погоревали, посетовали — войне конца не видно, но победа будет за нами, хорошо бы встретиться там, в Берлине, откуда война началась…
Альберт Георгиевич Cергеев ушел из жизни 12 декабря 2003 года. Он похоронен на Братском кладбище Смоленска.
при подготовке использована информация официального сайта мэрии Смоленска