Кто заработал на кризисе?
Евгений Ванифатов
Экономика
Если помните, лет десять тому назад власти заказали разработку концепции социально–экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу. До 2020 года. Победители окрестили в своем документе наш регион «старопромышленным», видимо, подразумевая под этим отсутствие крупных производств с иностранным капиталом вроде калужского завода VolksWagen. Современная экономика Смоленщины базируется на предприятиях, доставшихся в наследство с 60–70–х годов прошлого века, написали они. И забыли.
Большая тройка
Структурно за прошедшие десять лет в экономике Смоленской области мало что поменялось. Это становится ясно после изучения структуры валового регионального продукта (далее по тексту — ВРП). ВРП — это суммарная стоимость всех произведенных товаров и оказанных услуг всеми смоленскими заводами и компаниями, от мала до велика.
Половину ВРП как тогда, так и сейчас, составляет вклад трех отраслей: обрабатывающих производств (20%), оптовой и розничной торговли (20%) и производства электроэнергии (10%).
Электроэнергетика — это наше «старопромышленное» наследство (в первую очередь, речь идет о Смоленской АЭС в Десногорске), обрабатывающая промышленность (частью) — тоже (например, дорогобужский завод химических удобрений). Торговля же вошла в «большую тройку» ВРП в 1990–х годах и выходить вряд ли собирается. Инвестиции в нее не остановишь никакими санкциями: открытие гипермаркетов, торгово–развлекательных центров, продуктовых сетей, логистических центров вроде недавно заработавшего под Смоленском терминала «Магнита» — это все она, торговля.
Иногда становится даже непонятно: не слишком ли много гигантских торговых центров сосредоточено в таком небольшом городе как Смоленск? Неужели они могут процветать при такой высокой конкуренции?
Однако если торговые центры открываются, значит это кому–нибудь нужно. По крайней мере, экономить семейный бюджет гипермаркеты позволяют точно (загляните как–нибудь в маленькие городские магазинчики — ценники на одежду, например, или обувь там космические).
От 30 и старше
И все это — несмотря на уменьшение реальной покупательной способности жителей Смоленской области. Средний рост заработной платы в экономике региона за последние полтора года составил около 20 процентов, а цены на многие группы непродовольственных товаров увеличились где на треть, где наполовину, а где и того больше. И дело здесь вовсе не в инфляции, а в курсе валюты. Вспомните, еще прошлым летом доллар чувствовал себя уверенно на отметке в 30 с небольшим рублей за единицу. А потом, за каких–то пару–тройку месяцев он вырос более чем вдвое —
почти до 80 рублей. И на этой «крейсерской высоте» мы прожили весь 2015 год.
Одними из тех, кто почувствовал на себе все прелести роста американской валюты, стали белорусы, буквально опустошившие прилавки гипермаркетов взамен смолян, пригорюнившихся было накануне прошлых новогодних праздников.
К лету дошло даже до того, что братья–славяне наладили шопинг–туризм в Смоленск. По мнению начальника департамента Смоленской области по экономике Виктора Кожевникова, это, возможно, стало одной из причин того, что объемы розничной торговли в регионе за минувший год «просели меньше», чем в целом по России.
«В стране торговля упала примерно на 10 процентов, у нас — на 2–3 процента», — отмечает он.
Подсуетились
То осеннее падение курса рубля также принесло профит ряду экспортоориентированных предприятий Смоленщины. Ситуацией воспользовались дорогобужский химзавод (входит в большой химический холдинг «Акрон»), смоленский электроламповый завод (принадлежит германской компании OSRAM), вяземский машиностроительный, смоленский завод «Измеритель» и руднянское производство «Промконсервы». Некоторые зачисляют в этот список бриллиантовую фабрику «Кристалл».
Все просто: чем дороже доллар или евро, тем больше выручка от экспортных продаж. Таким образом можно получить дополнительные финансы без увеличения объемов сбыта. (По некоторой информации, OSRAM даже осторожно заговорил о возможности увеличения объемов продукции; ранее заявление были противоположные —
о его сокращении.)
Но данный — курсовой — фактор сработал единожды. Делать на него ставку в ближайшей перспективе достаточно рискованно. Какую тактику изберет в связи с этим менеджмент экспортоориентированных производств, предсказать сложно.
Другая группа предприятий Смоленской области последние несколько лет находится на плаву благодаря крупному оборонному госзаказу. К примеру, смоленский авиационный завод, который все 2000–е годы чувствовал себя более чем скованно, с получением «военных рублей» мгновенно приободрился, увеличив объем производства чуть ли не в десять (!) раз и даже начал вести активную рекламу по рекрутингу нескольких сотен специалистов. Официальных данных на эту тему нет, но некоторые источники говорят о том, что большую часть дополнительного персонала авиазавод получил из числа сокращенных сотрудников смоленского и рославльского автоагрегатных заводов. Также связаны с госзаказами смоленские заводы «Авангард», «Измеритель», «Аналитприбор» и сафоновский «Гидрометприбор».
Отметим, что оборонный заказ — явление тоже временное, и каково будет самочувствие этих производств несколько лет спустя, неизвестно.
Не лучше всех
Курс доллара и связанная с этим экспортная выгода, равно как и госзаказ по линии минобороны — это внешние факторы, которые позитивно повлияли на отдельные кусочки региональной экономики в силу сложившихся обстоятельств.
Что касается внутренних факторов роста, здесь в первую очередь необходимо рассмотреть такие из них, как конкурентоспособность и собственные инвестиции.
Конкурентоспособность продукции — довольно щепетильная тема, в разговорах про местную экономику ее зачастую принято избегать. Причина тому, на наш взгляд, проста: очень немногие «старопромышленные» заводы и предприятия Смоленской области могут похвастаться высокой конкурентоспособностью своей продукции и, как следствие, устойчивым положением на соответствующих товарных рынках. Периодически мы становимся свидетелями их беспомощности. Так было, например, со смоленским заводом холодильников, «диагноз» которому не озвучивался до последнего. Выносить страшный вердикт летом этого года пришлось главе региона:
«Те холодильники, которые выпускались в Смоленске, стали неконкурентоспособными, цена на них значительно выше, чем у подобных аналогов», — заявил Алексей Островский.
Справедливости ради стоит сказать, что аналогичная ситуация характерна для «старопромышленной» России в целом. Производства, воздвигнутые полвека тому назад, были изначально рассчитаны на госзаказ и работу в парадигме плановой экономики СССР. Хотя не все товарное производство Смоленской области является неконкурентоспособным. Ряд заводов имеет довольно устойчивые позиции на рынках сбыта. В числе таковых называют сафоновский завод «Авангард» и «Сафоновомясопродукт», рославльский вагоноремонтный, ярцевский литейно–прокатный, смоленский завод «Измеритель» и трикотажную фабрику, а также «Дорогобужкотломаш».
Всё в себя
Второй из внутренних факторов роста — собственные инвестиции. На днях была опубликована свежая официальная статистика по данной теме. За январь–сентябрь текущего года предприятия региона инвестировали в собственное развитие почти 35 миллиардов рублей (101,1% к соответствующему периоду 2014 года; на 7% больше, чем в целом по России). Наиболее активно финансы вкладывались в обрабатывающие производства (которые, напомним, входят в «большую тройку» по своему вкладу в ВРП).
Цифра в 35 миллиардов сопоставима с годовыми расходами бюджета Смоленской области. Немало. И лидерство обрабатывающих производств в этом плане говорит об укреплении базиса смоленской экономики.
Впрочем, инвестиции 2015 года — дело хоть и крайне полезное, но на текущее финансовое положение почти не влияющее. Сегодня начинают «играть» вложения прошлых лет. В данной связи растет вклад в экономику региона таких предприятий, как Игоревский ДОК, «Эггер древпродукт» и мясоперерабатывающее производство в Гагарине, пивоваренный завод «Варница» в Кардымове, производство растительных масел «Грейнлюкс» в Рославле, вяземская кожевенная фабрика и производство упаковочных материалов «Лава».
В этом году на Смоленщине получила развитие такая «модная» тема в экономике, как строительство индустриальных парков. Модная не только здесь, но и в целом по России. В настоящее время ведется строительство двух таких парков в Сафоновском районе и под Смоленском, в Печерске. Сафоновский парк возводится по просьбам местных предпринимателей, смоленский выбран исходя из наличия трудовых ресурсов.
«Представьте себе большой торговый центр со всеми внутренними коммуникациями — водой, светом, электричеством; он сдает площади в аренду магазинам, — рассказывает Виктор Кожевников. — Аналогичным образом работает индустриальный парк — это большой земельный участок со всей инфраструктурой, на котором на правах аренды (или выкупа) разместится множество различных производств».
В качестве бонусов будущим «обитателям» индустриальных парков достанется возможность без проволочек построить производственные корпуса, подключить оборудование и сразу же начать работу. О том, что за предприятия разместятся в них, пока не сообщается, известно лишь, что предварительные соглашения заключены с двумя десятками компаний.
Без жертв
Выше было немало сказано про валютный курс, выгоды и угрозы, которые он несет смоленским экономическим игрокам. Как нам представляется, экспортоориентированным производствам выгодно и далее балансировать на валютной волне, закупая при необходимости новое оборудование за рубежом в период падения курса доллара или евро и получая дополнительную выручку при его росте.
Тем же, кто ориентирован на российские рынки сбыта, в случае недостаточной конкурентоспособности не остается ничего иного, кроме как пересмотра собственной бизнес–модели и скурпулезной работы над повышением качества товара. Исключение составят единицы, те, кому посчастливится в 2016 году прильнуть к ручью госзаказа.
Впрочем, предложение на рынке госзаказа тоже «не резиновое», в ситуации общего снижения денежной массы в экономике траты бюджета сокращаются. Все ресурсы будут направлены на финансирование социальной сферы, расходы на которую, как заверил губернатор Островский, должны остаться в полном объеме:
«Мы сохраняем, не сокращая ни в чем, все социальные льготы и гарантии. Но на всем остальном мы вынуждены экономить, а те деньги, которые берем в долг, направим на то, чтобы не секвестировать социальную сферу», — подчеркнул он.
Существующего экономического потенциала российских регионов давно не хватает на выполнение всех повышенных социальных обязательств. Просто потому, что их уровень опережает развитие экономики. И не только в Смоленской области — повсеместно. Обратите внимание: дефицитные бюджеты, гигантские госдолги — это реалии большинства российских регионов, далеко не одной Смоленской области.
Те же самые пресловутые путинские указы по доведению зарплат работникам бюджетной сферы до «средней по экономике региона» (и выше) требуют пристального внимания бюджета. Жертвовать ими ради проведения сугубо монетарной политики власти пока не собираются.
Что, безусловно, радует.
Виктор Кожевников, начальник департамента Смоленской области по экономике:
— Как и во всей России, на Смоленщине две главные проблемы, в том числе связанные друг с другом. Первая — это сокращение спроса на продукцию (потребительского, производственного, бюджетного), вторая — снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий. Темп выдачи кредитов в Смоленской области за 9 месяцев 2015 года составил 82% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, по итогам 6 месяцев 2015 года — 77%. При этом, в течение 3 квартала 2015 года наблюдается рост объемов предоставленных кредитов, что положительно влияет на хозяйственную деятельность предприятий, на инвестиционную деятельность и на потребительский сектор.
Впрочем, сокращение рынка не означает его остановку. Главным ресурсом развития в любом случае является выпуск конкурентоспособной продукции, то есть продукции, отвечающей постоянно изменяющимся запросам потребителей (частных лиц, предприятий, бюджетных учреждений и т.п.). А это можно обеспечить только при постоянном инвестировании в совершенствование производства и выпуске новой продукции.
Если мы хотим видеть наш регион в числе растущих (а на то есть объективные причины: образованное население, выгодное географическое положение), то краеугольным камнем является создание благоприятных условий для инвестиций, снижения затрат (финансовых, временных) на процесс инвестирования. Мы это можем сделать за счет непосредственной поддержки инвестиционных проектов, создания инфраструктуры (в первую очередь, промышленных парков), улучшения качества государственных и муниципальных функций и услуг для предпринимателей, создания равной конкурентной среды для бизнеса.
Именно эти приоритеты, несмотря на бюджетные ограничения, последовательно отстаиваются администрацией области под руководством губернатора Островского.