#19 (131)
02 Ноября 2015

Метры и мэтры дизайна

Анна Емельяненкова

Искусство

Этот год ознаменовался значительным событием в культурной жизни Смоленска — исполнилось 20 лет со дня образования Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России (далее — СРОСДР). За это время региональное отделение Союза сумело «дорасти» до авторитетной общественной организации, объединяющей как талантливых начинающих мастеров, так и признанных мэтров дизайна, работы которых известны и в России, и за ее пределами.

 В канун юбилея мы беседуем с председателем Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России, профессором кафедры дизайна и ДПИ СмолГУ Юрием Трусовым.

— Юрий Викторович, двадцать лет — солидный возраст для общественной организации, свидетельствующий о востребованности. Что на сегодняшний день представляет из себя возглавляемое вами отделение?

— В настоящее время региональное отделение Союза является единственной общественной творческой организацией, объединяющей профессиональных дизайнеров, которая действует в сфере культуры и активно участвует в развитии дизайна на территории Смоленской области. За два десятилетия напряженной, плодотворной работы она объединила в свои ряды пятьдесят два талантливых, энергичных, творчески активных мастеров: дизайнеров интерьера и архитектурной среды, графиков, модельеров, дизайнеров рекламы и полиграфии, представителей арт–дизайна и дизайнеров–педагогов.

— Какие основные задачи и цели вы как председатель перед собой ставите, каков вектор развития организации?

— Наш творческий союз является общественной организацией и не занимается бизнесом, а осуществляет свою уставную деятельность в сфере культуры. Союз сосредоточен на проведении культурных мероприятий: выставок, фестивалей, мастер–классов.

Прежде всего, важнейшей и приоритетной задачей является просветительская работа, направленная на повышение общего уровня культуры, эстетического воспитания и приобщения широких слоев населения через выставочную деятельность к «искусству XXI века», как сегодня принято называть дизайн. Наряду с этим, деятельность регионального отделения ориентирована на подъем общественного престижа профессии дизайнера. Кроме того, одной из главных задач организации является укрепление положительного имиджа Смоленского региона и упрочение культурных и творческих связей между дизайнерами России и братской Республики Беларусь. Стоит отметить, что в юбилейном 2015 году СРОСДР реализует программу «Развитие и популяризация дизайна в Смоленском регионе через проведение массовых, социально–культурных мероприятий». Уверен, что данная программа, как и в целом, деятельность всего Смоленского отделения Союза дизайнеров России, будет способствовать развитию всего российского дизайна.

— С какими трудностями приходится сталкиваться Смоленскому отделению Союза дизайнеров России в современных непростых экономических условиях?

— Безусловно, одна из острейших проблем — нехватка финансовых средств, которая мешает реализации интересных масштабных проектов в сфере культуры. В частности, недостаточные материальные возможности не позволяют проводить широкомасштабные экспозиции с участием дизайнеров не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Я неоднократно бывал на крупных выставках в таких городах, как Москва, Санкт–Петербург, Нижний Новгород, Ульяновск, Сочи, Казань, Екатеринбург, Томск, Омск и хотел организовать мероприятия подобного уровня и в Смоленске. Пока это не получается. На данный момент также нет возможности побороться Смоленску за титул Столицы Российского Дизайна. А ведь в городе–победителе в течение года проводятся выставки, конкурсы, конференции, мастер–классы и семинары, на которые съезжаются дизайнеры со всей России и зарубежья.

— Назовите самые значимые и крупные выставки, проведенные Смоленским отделением Союза дизайнеров России за последнее время.

— За прошедшие двадцать лет региональным отделением организовано множество передвижных, городских, областных, межрегиональных и персональных выставок дизайна. А с появлением в Смоленске современного культурно–выставочного центра имени Тенишевых с просторными экспозиционными площадями наши возможности еще более расширились, выставки проводятся на качественном, высоком уровне. Мы постоянно расширяем географию участников выставок, приглашая к сотрудничеству представителей дизайнерских школ не только со всей России, но и ближнего и дальнего зарубежья. Для меня, как председателя, памятна и дорога каждая проведенная выставка, но, отвечая на ваш вопрос, остановлюсь на некоторых из проектов, ставших заметным событием в культурной жизни Смоленской области.

В апреле 2012 года проведена Международная выставка «Дизайн Диалог, Смоленск — Минск». Экспозиция получилась очень цельной и лаконичной, дающей представление о смоленских дизайнерах, членах Союза, профессиональном уровне наших авторов, и, без сомнения, явилась визитной карточкой смоленского дизайна в республике Беларусь.

В сентябре этого же года в выставочном зале Смоленского государственного университета с успехом прошла межрегиональная выставка «Дизайн молодых», в которой приняли участие студенты–дизайнеры из 10 регионов России. В частности, были представлены такие известные дизайнерские школы, как Нижегородская, Казанская, Тульская.

За последние годы, пожалуй, одним из самым значимых культурных событий, организованных нашим Союзом, стала международная выставка — конкурс «Дизайн — Содружества — 2013», посвященная 1150–летию основания города Смоленска. В залах культурно–выставочного центра имени Тенишевых свои произведения экспонировали как профессиональные авторы, так и молодые, начинающие дизайнеры. На выставке представили свои работы более 350 авторов. Гости мероприятия получили возможность увидеть лучшие произведения, демонстрировавшиеся на известных международных и всероссийских конкурсах дизайнеров не только из трех славянских стран — России, Беларуси, Украины, но и Казахстана, США, Франции, Ирана и Аргентины. А самое главное — это то, что выставка вызвала огромный неподдельный интерес смолян и гостей города, ведь ее посетили в общей сложности более 8 тысяч человек. Кроме того, ярким культурным событием в жизни Смоленска становятся и ставшие традиционными выставки «Дизайнеры — Юбиляры года».

— В рядах вашей организации немало молодых талантливых людей, только начинающих свой профессиональный путь…

— На сегодняшний день в составе членов организации 11 молодых талантливых мастеров. Поскольку многие наши члены Союза работают преподавателями, мы имеем возможность отмечать перспективных одаренных студентов, которых всячески поддерживаем. Передаем накопленный опыт, помогаем им освоиться в сложившемся профессиональном сообществе. Педагогическая деятельность является одной из приоритетных для Союза, потому что активно содействует дизайн–образованию, повышению профессионального мастерства молодых дизайнеров. Более того, отличительной особенностью Смоленского отделения, к примеру, от других региональных отделений Союза, является тот факт, что основной костяк организации составляют дизайнеры –педагоги. На сегодняшний день 21 член регионального отделения является преподавателями высших и средних специальных учебных заведений города Смоленска. Это положительный фактор, поскольку работа дисциплинирует дизайнера–педагога, обязывает поддерживать высокую профессиональную планку. Ведь студенты на выставках могут увидеть произведения искусства, выполненные преподавателями, оценить уровень работы.

В свою очередь, начинающие молодые дизайнеры имеют возможность заявить о себе на выставках, представить свои проекты на суд зрителей в рамках раздела студенческого дизайна. Как отметил Юрий Назаров, президент Союза дизайнеров России, подобная преемственность поколений является залогом настоящих и будущих успехов Смоленской организации Союза дизайнеров России.

— Вы сами не только практикующий дизайнер, но и педагог, профессор кафедры дизайна и ДПИ художественно–графического факультета Смоленского государственного университета. Помогает ли профессиональная деятельность в преподавании? Как бы вы могли охарактеризовать современного студента–дизайнера? Как вы оцениваете современный учебный процесс?

— Действительно, на протяжении многих лет я преподаю. Являюсь автором 18 научных статей. Профессиональная деятельность в качестве практикующего дизайнера не только помогает, она является необходимым условием для дизайнера–педагога. Ведь по сухим страницам учебников и теоретическим методическим разработкам преподавать дизайн нельзя, нужна практика. В Смоленской области несколько учебных заведений занимаются подготовкой будущих дизайнеров. Но, на мой взгляд, только Смоленский государственный университет имеет достаточную материальную базу для подобного вида деятельности в нашем регионе. Высококвалифицированный профессорско–преподавательский состав позволяет осуществлять учебный процесс на высоком профессиональном уровне, воспитывать настоящих мастеров своего дела. Что касается современных студентов, то среди них есть немало одаренных, нестандартно мыслящих молодых людей. Многие студенты–дизайнеры освоили компьютерные программы и стремятся прийти в профессию через использование современных технологий. Это нужно и полезно, но, на мой взгляд, никакие совершенные программы не могут заменить поисково–эскизную часть.

— В конце нашей беседы позвольте возвратиться к самому значимому для Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России событию — 20–летнему юбилею. Какие торжественные мероприятия приурочены к этой знаменательной дате?

— По сложившейся традиции, мы отмечаем юбилей проведением творческой экспозиции — международной выставки — конкурса дизайна «Дизайн–Смоленск 2015», которая с успехом открылась 27 октября этого года в культурно–выставном центре имени Тенишевых. География участников выставки впечатляет — это дизайнеры из России, Беларуси и Польши. В рамках экспозиции представлены все направления художественно–проектной деятельности: дизайн интерьера, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, графический дизайн, дизайн костюма и промышленный дизайн. Участниками мероприятия стали как профессиональные дизайнеры и авторские коллективы, так преподаватели и студенты профильных учебных заведений. Также свои работы представили сотрудники проектных и производственных организаций. Выставка–конкурс способствует профессиональному общению деятелей культуры и искусства, пропагандирует творческие достижения в сфере дизайна на территории не только Смоленской области, но и за пределами СНГ. Безусловно, выставка способствует сохранению и укреплению культурных традиций между тремя соседними государствами — Россией, Беларусью и Польшей. Подарком для гостей выставки стало праздничное дефиле от смоленских модельеров–профессионалов, а также одаренных студентов дизайнеров по костюму.

По доброй традиции к 20–летнему юбилею Союза был подготовлен красочный иллюстрированный буклет с лучшими произведениями членов СРОСДР. С буклетом можно ознакомиться на официальном сайте Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России (http://smolsdr.ru/news/example/index.php ).

Кроме того, подарком для смолян стал арт–объект Дизайнерская скамья, расположенный у фонтана на Блонье. По замыслу автора, этот предмет городской мебели, который эстетически обогатил архитектурно–пространственную среду парка, символизирует креативность и фантазию, сложность творческого поиска, свойственного профессии «Дизайнер».

Ну и в завершении нашей беседы я бы хотел сердечно поздравить моих коллег с 20–летием регионального отделения Союза дизайнеров России и пожелать им дальнейших творческих успехов.

 

Михаил Шведов: «Необходимость создания Союза продиктовало само время»

первый председатель Смоленского отделения Союза дизайнеров России, профессор

– Середина 90–х годов прошлого века в России была крайне нестабильна в экономическом и политическом плане. Творческим людям пришлось особенно непросто. Развал Советского Союза повлек за собой распад Союза художников СССР. Дизайнеры лишились возможности выставлять свои работы, поскольку перестали проводиться всесоюзные выставки, в рамках которых всегда был раздел «Дизайн».

Начало организации смоленского отделения Союза дизайнеров России было положено благодаря счастливому стечению обстоятельств. В 90–е годы я работал преподавателем в колледже искусств на тогда еще только открывшемся отделении дизайна. В ноябре 1994 года был направлен в город Пятигорск на семинар по дизайн–образованию (организатором мероприятия выступил Союз дизайнеров России), где параллельно проходила II Ассамблея Союза дизайнеров России. Там мне выпал счастливый случай познакомиться с президентом Союза дизайнеров России Назаровым Юрием Владимировичем и известным искусствоведом, теоретиком советского дизайна Вороновым Никитой Васильевичем. После разговора с ними и было принято решение создать Смоленское отделение Союза дизайнеров России.

Для воплощения этой смелой идеи в жизнь на месте необходимо было найти 11 практикующих дизайнеров, провести выставку творческих работ претендентов в рамках учредительной конференции. В крещенские морозы 1995 года в залах Дома художника открылась выставка претендентов на вступление в творческий союз и учредительное собрание, где я и был избран первым председателем Смоленской организации Союза дизайнеров России.

Энтузиастами создания Союза дизайнеров в Смоленской области стали Святослав Арайс, Виталий Трубаев, Юрий Трусов и я. Мы буквально жили этой идеей. Все мы на тот момент уже состояли в Союзе художников России как художники декоративно–прикладного искусства (дизайнеры).

Целью создания Союза дизайнеров России в нашем регионе стало объединение творческих сил смоленских дизайнеров, а также обеспечение юридической защиты от произвола чиновников. Кроме того, несомненным плюсом членства в Союзе было получение творческой мастерской, а также возможность пользоваться расценками Союза дизайнеров России при выполнении различных проектов.

В свое время, в 90–е годы, в связи со сложной экономической ситуацией в стране многие художники и дизайнеры были вынуждены связать свою творческую судьбу с преподавательской деятельностью. Основной костяк Смоленского отделения Союза дизайнеров России и по сей день трудится в Смоленском государственном университете, колледже искусств и других учебных заведениях. Но, в то же время, мои коллеги одной педагогической деятельностью не ограничиваются, все они являются востребованными действующими дизайнерами. Ведь для того чтобы успешно преподавать, дизайнеру–педагогу необходима творческая практика.

В канун 20–летнего юбилея Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России своим коллегам в первую очередь я бы пожелал крепкого здоровья и творческих побед на нелегком пути созидания. Я бы посоветовал смоленским дизайнерам чаще заглядывать в разработанный Союзом дизайнеров России Кодекс Чести дизайнера. Помнить, что дизайн — это ТВОРЧЕСТВО во имя достойной жизни ЛЮДЕЙ.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/131/04