#19 (131)
02 Ноября 2015

Татьяна Рыбченко: «Зоны без рискованного вложения своих средств — молочное животноводство и кормовая структура»

Ольга Базылева

Сельское хозяйство

Сегодня разговор пойдет о сельском хозяйстве. Все мы заинтересованы, чтобы на нашем столе были качественные, экологически чистые продукты питания. Многие из нас любят работать на земле и своими руками вырастить и огурчик, и помидорчик. А кто–то даже и бычка. О перспективах развития сельского хозяйства на Смоленщине мы узнаем у начальника департамента по сельскому хозяйству и продовольствию Татьяны Рыбченко.

— Татьяна Ивановна, начнем с горячих и радостных новостей, а именно — с успешного участия животноводов Смоленской области в 17–й российской агропромышленной выставке «Золотая осень». Чем она была успешна для нас? Чем мы заслужили награды?

— Да, действительно, на прошедшей выставке «Золотая осень» Смоленская область была представлена двумя хозяйствами: «Восток» Ново–Дугинского района и «Золотая нива» Сафоновского района. Мы представляли две породы коров: сычевскую и черно–пеструю голштенизированную. Была нелегкая борьба, особенно среди черно–пестрых пород, так как здесь была представлена наиболее широкая линейка животных такой породы, и многие регионы заявились именно в этой породе. И получить серебряную медаль, это, конечно, большое достижение, особенно для предприятия «Золотая нива», так как оно только в июле получило статус племенного продуктора, но они к этому готовились и шли целенаправленно последние пять лет, и, конечно, это результат огромного труда. Мы надеялись и на более высокую награду, но второе место — это хороший результат для нашей области. Что касается золотой медали, мы ведь не пропускали ни одну выставку, чтобы не показать нашу местную сычевскую породу. Всегда огромный интерес к данной породе, так как она очень адаптирована и устойчива именно к нашим климатическим условиям. При этом не снижает свою продуктивность. Золотую медаль получило хозяйство «Восток» и эта медаль досталась им по праву, они ее заработали и заслужили.

— По каким критериям отбирались победители? Наверное, они лучшие были во всем.

— Да. Основной критерий — это продуктивность, экстерьер, те генетические показатели, которые закреплены за данной породой. Экспертная комиссия, конечно, оценивала, не только по внешнему виду, там достаточно серьезный ряд показателей.

— От столичных новостей хотелось бы перейти к нашим новостям. Сельскохозяйственные ярмарки, которые обещают сделать традиционными и которые очень ждут всегда наши смоляне. Насколько я понимаю, городская администрация является организатором этих ярмарок, а вот по наполняемости продуктами и за приглашение сельхозпроизводителей отвечает департамент Смоленской области. Скажите, насколько самими сельхозпроизводителями востребованы данные ярмарки?

— Да, эти ярмарки очень востребованы. Уже начался сезон, если мы говорим о растениеводческой продукции: картофель, овощи, можно вести торговлю непосредственно с открытых машин, с открытой площадки. Конечно, хотелось бы, чтобы это была продукция, выращенная нашими смоленскими крестьянами. Продукции, которую мы сегодня вырастили, достаточно, чтобы предложить горожанам. По картофелю на сегодня мы идем в плюсе на 10–15 процентов, урожай сложился хороший. По овощам — моркови, свекле, капусте — продолжаем вести уборочные работы. И этот сегмент мы предлагаем горожанам, торговля уже идет. Что касается мясной и молочной продукции, конечно, здесь востребованность есть, это мы видим по площадке на пересечении улиц Тенишевой и Урицкого, еженедельно, в пятницу, субботу и воскресенье, там постоянно работают 20–30 предприятий, даже в пик востребованности, например, в праздничные дни, крестьянам есть что предложить. Мы готовы обеспечить потребность города мясной и молочной продукцией.

— Очень многие смоляне встают в семь утра, чтобы попасть на ярмарку и ухватить самые лакомые кусочки, чтобы досталось все самое свежее, потому как больше нигде такого не купишь. А какие перспективные направления в развитии сельского хозяйства, потому как вроде бы у нас все есть, но вот, например, на Смоленщине особые климатические особенности нашей земли, и потому надо выбрать что–то наиболее перспективное в данных условиях. Что выбирают наши сельхозпроизводители?

— Да, есть проекты, которые сегодня уже успешно взяли старт. Может еще не все жители города Смоленска смогли попробовать и по достоинству оценить данную продукцию. Речь идет о таких направлениях, которые уникальны в целом по России, а по масштабности держат пальму первенства в сравнении даже с европейским уровнем. Я говорю о козьей ферме, которая у нас открылась в августе. Мощности данного предприятия говорят о том, что производство козьего молока будет достаточно высокое, комплекс рассчитан на 1000 голов, с последующим увеличением поголовности еще на 1000 голов. По европейским меркам это крупное предприятие. А уникальность этого проекта в том, что здесь будет замкнутый цикл. Получение не только молока, но и производство деликатесного козьего сыра, который на российском рынке никогда не производился. Если он и был, то только из Европы и то эти поставки были затруднены, потому что срок хранения данной продукции очень ограничен, это 3–4 дня, поэтому его практически не завозили. Такой сыр будет предложен и смолянам, и нашим городам–мегаполисам. Еще один проект, который реализован, и введена уже вторая очередь — это производство диетического мяса кроликов. Ранее на наших прилавках встречалась такая продукция венгерского, французского или китайского производства, но не российская. На сегодня по мощностям это 500 тонн в год. Эта ферма находится в Гагаринском районе, и она функционирует. Уже сегодня мы можем попробовать и по достоинству оценить производимую продукцию, а главное — по доступным ценам и выращенную на наших кормах, на нашей базе.

— Скорее всего, мы еще не привыкли к этому виду мяса.

— Да, здесь культура потребления. В нашем регионе преобладает больше свинина, птица, нежели другие виды мяса, как говядина, баранина, крольчатина. А вот в московском регионе доминирует баранина. Особенности у каждого региона свои. Немаловажную роль здесь играет и ценовая политика, доступность продукта.

— А есть у нас на Смоленщине такие направления, что пойдут хорошо? Вот если человек хочет заняться сельским хозяйством, на что ему надо обратить свое внимание, что у нас по любому вырастит и будет размножаться. Есть у нас такие перспективные и надежные направления?

— Здесь не надо изобретать ничего нового, то, что мы выделяем в приоритетные направления — это есть самое надежное и самое устойчивое и с наименьшими рисками. Это животноводство, молочное и мясное, в первую очередь молочное, потому что это быстрое поступление оборотных средств. Под животноводство необходима кормовая база, поэтому в любой год у нас всегда травы будут на первом месте, особенно клевера. Это зоны без рискованного вложения своих средств — молочное животноводство и кормовая структура.

— Говоря про такое популярное направление как производство молока, в нашем городе пользуются популярностью молокоматы. Насколько это оказалось рентабельным?

— То, что это рентабельно, спора нет. Конкретно о результатах рентабельности надо спросить у руководителя этого предприятия, а, говоря об эффективности, я приведу вам всего две цифры по статистике и вы поймете, насколько это рентабельно. Цена вопроса, она одна из низких, если говорить об этом продукте при том соотношении жира и белка — 40 рублей за литр. Тогда как сегодня закупщики молока, которые покупают у сельхозтоваропроизводителя, составляет максимум 20 рублей за литр. При себестоимости, а она различна, у малого фермера одна, у высокоинтенсивного хозяйства — другая, в районе 15–18 рублей за литр. И теперь понятно, как сегодня выгоднее продавать: через молокоматы, или через посредника, или на крупный молокозавод. Сегодня молокоматы есть и в Сафоновском районе. С молокоматом мы были представлены на выставке «Золотая осень». Есть большой интерес к данному виду прилавка от фермера к потребителю. Молокоматами заинтересовалась Оренбургская, Омская область, Крым. С Оренбургом уже ведутся плотные переговоры на предмет поставки таких автоматов. В этом направлении мы стали определенным «законодателем мод». И у других регионов мы учимся каким–то определенным новинкам.

— Молоко действительно вкусное.

— Потому что натуральное.

— Продолжая молочную тему, когда же появится козье молоко? Ферма работает, а молока нет, а люди ждут.

— Надо ждать. Если говорить о сроках здесь ведь нужно отработать технологию, так как ферма открылась только в августе, и чтобы было понятно потребителям, любой технологический цикл требуется отработать до конца. Поступающая продукция должна пройти ряд наработок, апробаций и войти на рынок серьезно и весомо. Как и с молокоматами, прежде чем их поставить, был пройден определенный этап отработки технологии. Надеюсь, что 2016 год нас порадует новой продукцией.

— В нашем регионе есть мощнейшая сельхозакадемия с хорошей базой, интересно ли выпускникам идти на работу по выбранной специальности? Происходит ли у нас обновление кадров в сельскохозяйственной отрасли?

— Кадровая политика всегда является краеугольным камнем, которую необходимо будет решать. В этом вопросе с 2015 года появился определенный настрой, и отношение к селу изменилось. Еще год назад только семь выпускников академии осталось на селе работать, а в этом году уже семнадцать. Это радует. Определенная работа проводится с третьим и с четвертым курсами, чтобы ребята закончили вуз и понимали, куда они пойдут работать. Понятно, что те знания, которые они получили, необходимо перепрофилировать под то или иное предприятие, то есть поднять свой профессионализм. Здесь сами инвесторы или руководители предприятий направляют на обучение отобранные кадры, что уже и происходит на кролиководческой ферме, на «Золотой ниве», на козьей ферме. Наши бывшие студенты едут учиться за границу и это становится достаточно массовым явлением. Более того, по госпрограмме, которая поддерживается региональным бюджетом, предоставляются различные социальные выплаты. Например, на строительство жилья.

— А что сейчас могут предложить молодым специалистам?

— Сегодня достаточно хорошая субсидия на строительство или на покупку жилья. Субсидируется практически 95 процентов от стоимости жилья. Ежегодно такое жилье приобретается или строится не менее трех тысяч квадратных метров. Это 60–62 домика. Все это можно посмотреть на нашем сайте: какие дома строятся, как идет обустройство молодых специалистов. Есть еще единовременная выплата, которая дается после окончания вуза в размере 210 тысяч рублей. В качестве подъемных. Да, может, эти деньги и не столь велики, но этой суммы вполне достаточно, чтобы внести недостающие 5 процентов на приобретение жилья. И быть со своим жильем. Плюс еще небольшая доплата к заработной плате. В первый год три тысячи рублей, во второй две и в третий год — тысяча. Такие условия мотивации привлекательны, чтобы молодые люди оставались работать на селе. Мы создаем для них комфортные условия, возможность карьерного роста.

— Многие сельхозпроизводители на старших курсах высматривают для себя хороших студентов и заманивают их к себе, то есть в какой–то степени мы возвращаемся к распределению молодежи.

— Не столько к распределению, а к закреплению. Конечно, сегодня необходимо поднимать престиж сельского хозяйства. Если говорить о комфортности, условия труда стали иные, чем 20–30 лет тому назад. Заработная плата не очень отличается от городских зарплат. Если говорить об обустройстве на селе, да, конечно, не все так красиво, нет у нас еще хороших, красивых агрогородков, о которых мы знаем не понаслышке, но то, что сегодня делается на селе, это все для молодой семьи — строятся детские сады, школы. Крупные инвесторы, которые заходят, тоже очень внимательно относятся к социальному блоку. То есть упор не только на одно производство. Инвесторы берут шефство над различными социальными объектами.

— Инвесторам интересно идти к нам на Смоленщину и заниматься сельским хозяйством? И много ли к нам пришло инвесторов?

— Здесь нельзя применить математический подход, много или мало. Здесь другой интересен вопрос: насколько сегодня для инвесторов созданы условия, чтобы они пришли. Политика, которую сегодня проводит администрация области в налоговой сфере и части создания инфраструктуры, направлена на то, чтобы были привлекательны условия для вхождения того или иного инвестора. Стратегия, которую выбрала администрация области в 2014 году по формированию земельных массивов, это был определенный прорыв, который сделала наша администрация за эти два года. Поэтому не случайно у нас сегодня зашла такая крупная компания, как «Мираторг». Проект уже на стадии начала реализации. В ноябре месяце мы ждем первую партию поголовья скота. А это крупнейший холдинг, крупнейший проект.

Если говорить о реализации проекта «Золотая нива», это шесть тысяч дойного стада, здесь тоже ключевую роль играет администрация области. Мы можем сегодня сказать, что мы достаточно привлекательны.

— Главное, как понимаю, не количество, а качество.

— Здесь важно и количество, и качество. Ведь мы говорим не только о крупных инвестиционных проектах, такие же реальные возможности есть для развития малого и среднего бизнеса. Хочу подчеркнуть, что мы уцепились не только за крупные холдинги. Не забыты средний и малый бизнес. Я могу привести одну цифру, когда для среднего и малого бизнеса в сотрудничестве с департаментом экономики в комплексе было реализовано за два года порядка 57 миллионов рублей — столько средств привлечено из федерального и регионального бюджетов для реализации объектов АПК. Это достаточно сложная техника для овощеводства, картофелеводства, для переработки мясного и молочного сырья.

— Что касается наших местных сельхозпроизводителей, если крупные предприятия как–то могут выжить в столь трудных экономических условиях, то как чувствуют себя наши фермеры? Ведь ужесточились условия кредитов. Насколько у нас сократилось число фермерских хозяйств или у вас появились новые формы поддержки?

— Действительно, одни хозяйства выходят на стадию банкротства, вынуждены закрываться, не выдерживая конкуренции, финансового дисбаланса. Но в то же время открываются другие предприятия. Возможность получения кредитных источников — это основной инструмент для АПК, а именно возможность получения субсидированного кредита. За истекшие два года количество выданных кредитов резко сократилось. Это не только инвесткредиты, а так называемые короткие кредиты, сезонно–полевые. И выживают только за счет того, что идет господдержка со стороны регионального бюджета, своевременная выдача бюджетных средств как на проведение весенне–полевых работ, так и на другие сезонные работы. Сегодня нет смысла говорить о каком–то широкомасштабном развитии, где наши темпы прироста соответствовали нашей продовольственной доктрине, мы идем на тех цифрах, которые позволяют нам прирасти малыми объемами, если мы говорим о малом и среднем бизнесе. А роль реализации крупных инвестпроектов, очень значима для региона.

— Вы говорите, что в принципе мы удовлетворяем потребности жителей по продукции Смоленской области. То есть импортозамещение у нас состоится?

— Мы с вами коснулись только мясной и молочной сферы. Мы не затронули вопрос по овощам и плодам. Овощи на сегодня для нас больная тема, у нас есть овощи открытого грунта и закрытого. По овощам открытого грунта мы чуть снизили урожайность к прошлому году из–за засухи, которая была в регионе. Думаю, мы не испытаем острого дефицита. Что касается овощей закрытого грунта, действующие предприятия, конечно же, работают, но для региона важно еще иметь такие предприятия. Политика, которую ведет министерство сельского хозяйства, позволяя получать господдержку в 20 процентов возмещения части затрат на развитие именно такого бизнеса очень благоприятна. Ключевым моментом явилось развитие плодоводства и садоводства, но в этих позициям мы пока не заявлены. Не нашлись еще инвесторы, которых бы заинтересовал наш регион именно по плодам и садоводству. Эти программы начали с юга России и понятно, почему. Но, я надеюсь, что скоро и мы будем представлять интерес в этой области.

 

эфир радио ВЕСНА 16 октября 2015 г.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/131/03