Выбор Островского
Максим Кузьмин
Главная тема
Телепрограмма ГТРК «Смоленск» «Лицом к области» возвращается после отпуска, связанного с проведением досрочных выборов губернатора Смоленской области. Наш формат предполагает анализ общественно–политических событий непосредственно при участии главы региона, поэтому во время выборной кампании авторскому коллективу, естественно, пришлось взять паузу, чтобы не нарушать российское законодательство.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первое интервью Алексея Островского, которое он дал после официального вступления в должность губернатора Смоленской области. В нем глава региона рассказывает о том, какими критериями руководствуется при подборе кадров и почему в новой структуре обладминистрации не будет первых вице–губернаторов, нужно ли продлять вертикаль госвласти до уровня муниципальных глав и зачем Смоленская область избавлялась от двуглавия в местном самоуправлении, а также — какие бюджетные расходы губернатор Островский не позволит сокращать ни при каких обстоятельствах.
— Алексей Владимирович, с момента вашего официального вступления в должность губернатора Смоленской области, после более чем убедительной победы на всенародных выборах, прошел месяц. И весь этот месяц основной политической повесткой в регионе остается ваша кадровая политика. Именно об этом нам хотелось сегодня поговорить. Начнем с самого верха, с администрации области, в которой произошли довольно серьезные структурные и кадровые изменения. С чем они связаны — с новыми задачами или, может, с неудовлетворенностью от того, как решались задачи, поставленные прежде?
— С одной стороны, жителей Смоленской области, я в этом более чем убежден, кадровые перестановки в администрации региона не интересуют вовсе или интересуют в малой степени. Хотя для вас, представителей медиа–сообщества, которые работают в политике и вокруг нее, безусловно, прослеживается прямая связь между кадровыми решениями и тем, что реально волнует смолян: состояние здравоохранения, дорожного фонда, возможность покупать те или иные продукты, возможность отдыхать, работать и так далее.
Я принял решение отказаться от должности первого заместителя губернатора во вновь формируемой администрации, посчитав, что приобретенный мной опыт за почти четыре года работы главой региона в дополнение к тем знаниям и иному опыту, который у меня был, позволяет мне в большей степени сосредоточиться на решении тех или иных вопросов самому, не перепоручая их первому заместителю (в прошлой администрации у меня их было два). Все ключевые вопросы я теперь веду и курирую сам.
В какой–то степени я доволен всеми своими заместителями, в какой–то — нет. Как, я уверен, и глава государства — он в той или иной степени доволен каждым губернатором (иначе бы тот не работал), но в то же время к каждому главе региона по линии того или иного министерства, безусловно, периодически возникают вопросы. Так же и я был доволен всеми своими заместителями в прошлой администрации, но в то же время к каждому из них у меня были свои претензии.
— Все же среди ваших замов кто–то будет «первым среди равных»? Например, в случае вашего временного отсутствия кто будет исполнять обязанности главы региона?
— Я бы разделил ответ на две составляющие. Первое — это та подоплека, которая сквозит в вашем вопросе: кто в большей степени будет влиять на формирование моей позиции как губернатора. Второе —
техническая сторона вопроса. С учетом того, в каком положении сегодня находится наша страна, — в условиях санкций, серьезного экономического кризиса, — Смоленщина не является отдельно взятым государством, мы живем в рамках России и принимаемых федеральных решений. И, конечно, с точки зрения определения бюджетной политики региона, ключевым заместителем в данном случае является тот, кто отвечает за финансовый блок, за бюджет. Потому что все иные задачи, которые должна решать администрация, следуют из текущей ситуации с бюджетом: сколько мы зарабатываем, получаем в доходную часть, столько и сможем тратить.
Ровно ту же позицию я вижу на уровне федерального центра: и президент, и председатель правительства, принимая те или иные решения, выслушивая аргументы профильных министров, вице–премьеров (я периодически участвую в таких совещаниях), все–таки особо обращают внимание на мнение министерства финансов и конечные решения принимают, отталкиваясь от его позиции.
Точно так же будет в ближайшем году и у нас, поскольку та динамика экономических и финансовых процессов, которая существует на федеральном уровне, подсказывает, что пояса придется затянуть всей стране и всем субъектам Федерации. Уже сегодня на федеральном уровне де–юре решения при формировании бюджета на 2016 год показывают нам, что правительство замораживает многие программы либо приостанавливает их финансирование.
Сразу хочу отметить, что, формируя бюджет на 2016 год (в ближайшее время мы внесем его на рассмотрение в областную Думу), мы по–прежнему будем исходить из моей принципиальной позиции как главы региона, из того, что я обещал смолянам, идя на выборы: ни одна социальная льгота не подвергнется сокращению. Все они будут сохранены в полном объеме.
Кстати, могу сказать, что в 2012 году, когда мы впервые сформировали нашу администрацию, в регионе было 80 мер социальной поддержки. За три года работы мы увеличили эту цифру до 112. Очень существенный рост, практически наполовину. Но в целом федеральная финансовая повестка, конечно, негативна. Мы будем исходить из федерального бюджета. Субъекты Федерации при формировании своих бюджетов, в первую очередь, ориентируются на него.
Что касается того, кто де–юре будет исполнять обязанности губернатора в случае моего отсутствия, — я доверяю всем своим заместителям. Доверяю им равнозначно. Если бы этого не было, они просто не работали бы в моей администрации. Так что буду использовать в работе принцип ротации.
— Еще один вопрос по заместителям. Возвращение в администрацию Николая Кузнецова, который был вашим соперником на губернаторских выборах — это ваша инициатива?
— Это моя позиция. Я ее изложил в самом начале избирательной кампании и озвучил перед всеми жителями Смоленской области: в случае победы, безусловно, учту мнение жителей, которые поддержат не меня, а иных кандидатов, если они покажут достойный уровень поддержки со стороны смолян. Также я акцентировал внимание на том, что это станет возможно только в случае, если мои конкуренты будут вести свою кампанию честно, без лжи, грязи, клеветы и инсинуаций.
Я благодарен коммунистам Смоленщины за то, что они не побоялись вместе со мной, с коллективом, который я возглавляю, разделить в свое время ответственность за судьбу региона. Я удовлетворен совместной работой с моим заместителем Кузнецовым в рамках первого периода полномочий, поэтому мы вернулись к этому вопросу, как только закончилась избирательная кампания. А за Николая Михайловича проголосовали около 12 процентов избирателей, это серьезный уровень поддержки, если брать абсолютные цифры. Поэтому будем работать и далее. Я уверен в том, что будем работать конструктивно. Иного у нас за три с половиной года не было. И не будет.
— Каким критерием вы руководствуетесь при назначении людей на ключевые посты в администрации?
— В первую очередь, меня, конечно, волнуют профессиональная пригодность и компетентность того или иного руководителя. Если говорить про принцип коалиционной администрации, то это зона ответственности тех партий, которые я пригласил в администрацию к совместной работе и тех, кого они порекомендовали. Поэтому, с одной стороны, мой заместитель — это моя ответственность, с другой — то, насколько он профессионально и компетентно работает — является зоной ответственности партии, делегировавшей его в нашу общую коалиционную администрацию. Кроме того, как и для любого человека, для меня важны порядочность, принципиальность и честность в отношениях.
— 13–го сентября в Смоленской области, помимо досрочных губернаторских выборов, в восемнадцати районах прошли местные выборы, которые были очередными, и подготовка к ним шла давно. Напомню, что еще в декабре прошлого года на традиционной встрече с руководителями региональных СМИ этой теме было уделено самое серьезное внимание. Вы тогда, на мой взгляд, довольно четко сформулировали свою позицию. Цитирую: «нужны те руководители, которые, конечно, будут прислушиваться к администрации региона, которые будут руководствоваться решениями администрации региона и работать с администрацией вместе и конструктивно. Мне, как губернатору, хочется с помощью людей сформировать так называемую губернаторскую команду. Надеюсь, что в наступающем году смоляне изберут более достойную власть». Удовлетворены ли вы итогом местных выборов, удалось ли смолянам избрать более достойную местную власть?
— Я, в принципе, считаю некорректным давать оценку действиям и позиции подавляющего большинства жителей области. Выбирали люди, а не Островский и не администрация региона. Люди выбрали тех депутатов, которые будут принимать решения в ближайшие годы. Я в своей работе координирую свою ежедневную деятельность, как в принятии стратегических решений, так и по текущим вопросам, с большинством депутатов в законодательном собрании региона, — Смоленской областной Думе, и с большинством в Советах муниципальных образований. Это большинство по результатам выборов сохранила партия «Единая Россия», поэтому избрание тех или иных руководителей на местах — это мой диалог с «Единой Россией» и ее региональным руководством. Я точно удовлетворен тем, что многие главы муниципальных образований, которые избираются в эти дни или будут избраны в течение ближайшего времени, все три с половиной года работали строго в вертикали президент–губернатор–глава.
— С одной стороны, губернатор, в случае успешно проведенных выборов, имеет довольно серьезное (некоторые говорят, даже определяющее) влияние на назначение того или иного главы района. С другой стороны, уволить главу, если тот не справляется с обязанностями, уже не так–то просто. Ожидаете ли вы в данной связи некоторых изменений в федеральном законодательстве, которые позволят продлить государственную вертикаль до местного уровня?
— Очень важный вопрос. Все мы, главы регионов, ждем таких изменений. К сожалению, то, что в итоге хотели бы получить главы субъектов, практически невозможно, потому что это противоречит конвенции о местном самоуправлении (участником которой является Российская Федерация) — необходимости отделения муниципальной власти от власти государственной. Необходимо констатировать, что вертикаль, которую построил наш президент, фактически заканчивается на губернаторах. Ниже — это уже отдельная власть, избираемая по другим принципам и де–юре неподконтрольная главам регионов. Я хотел бы, чтобы в ближайшее время или в какой–то определенной перспективе произошли определенные изменения в федеральном законодательстве: если я как губернатор не имею права назначать главу муниципалитета, я все–таки должен быть наделен полномочиями отстранять его за утрату доверия. Ровно так, как президент вправе отправить в отставку любого из глав субъектов. Да, должны быть прописаны четкие основания, что означает «утрата доверия»…
— Помимо других районов, сейчас местная власть формируется в городе Смоленске. Уже избран председатель Смоленского городского Совета, Юрий Константинович Сынкин. Как вы относитесь к этому избранию?
— Я считаю, что депутаты Смоленского городского Совета практически единогласно (при одном проголосовавшем «против») заняли очень правильную, взвешенную и продуманную позицию. Из всего депутатского корпуса более подготовленного, более компетентного человека, нежели Юрий Константинович Сынкин, наверное, найти будет сложно. Более того, у него есть авторитет, уважение со стороны смолян, он не запятнал себя в жизни ничем, что могло бы противоречить занятию этой важной и значимой для города Смоленска должности. Надеюсь, что работа городского Совета под его руководством будет эффективной и позволит смолянам по–иному взглянуть на этот орган власти, который они избрали.
— Насколько сегодня, при системе, когда основные полномочия сосредоточены в руках назначаемых глав, велика роль председателей представительных органов местной власти?
— Во–первых, я призываю вас уйти от термина «назначаемые главы». Все главы строго избираемы местным представительным органом власти — депутатами, которых, в свою очередь, избрало население. Поэтому фактически это выборы того или иного главы населением, но через своих представителей. Роль председателей Советов так же велика, как и ранее. Неважно, есть ли у председателя Совета статус «главы муниципального образования» или нет. Фактически такая приставка — просто красивое название должности, красивая вывеска, которая, к сожалению, создавала проблемы для жителей муниципалитета, когда они не понимали, кто из глав за что отвечает и кто из них компетентен в решении тех или иных вопросов. Я рад, что с помощью федерального законодательства, с помощью принятых мною решений и решений депутатов Смоленской областной Думы, мы от этого двуглавия ушли.
Как и ранее, председатель районного или городского Совета, формируя повестку сессии, давая поручения комиссиям соответствующего представительного органа власти, определяя бюджетную политику муниципалитета на следующий год или на текущий, является ключевой фигурой. Не стоит забывать, что будущих глав муниципальных образований с функциями глав администраций будет избирать именно этот представительный орган под руководством того или иного председателя. Именно он, подписывая решение, фактически является работодателем каждого главы администрации. К сожалению, пока в законе еще сложно прописаны инструменты пересмотра депутатами своих решений, но, в принципе, они есть. Поэтому в случае неудовлетворительной работы того или иного главы муниципального образования с функциями главы администрации Совет и его председатель смогут изменить свое кадровое решение.
— Всякие выборы рождают у людей новые надежды, новые запросы. Понятно, что в нынешней экономической ситуации выполнить их крайне непросто. Вы уже затрагивали эту тему, но все же можно сказать, что в следующем году будет хотя бы не хуже?
— Я уже сказал, что если говорить про социальную сферу, про социальную политику администрации региона, то мы в обязательном порядке сохраним все те положительные тенденции, которые были намечены за последние годы нашего руководства регионом. Но, безусловно, при сокращении федерального бюджета (а уже очевидно, что это будет происходить) начнут сокращаться и расходные обязательства субъектов Федерации. В том числе, Смоленской области. Моя принципиальная позиция — мы не дадим секвестировать социальную сферу. По другим направлениям, скорее всего, сокращения будут. Но для того чтобы понять, в каком объеме и по каким направлениям, нужно сначала дождаться федерального бюджета, посмотреть те параметры, которые окажутся в нем.
Все, зависящее от меня как от руководителя региона я ежедневно делаю в рамках своих полномочий. Главная задача, которая сегодня стоит перед нашей администрацией — создание максимальной инвестиционной привлекательности региона, максимальное привлечение инвестиций, максимальное наполнение доходной части бюджета. Если возникнут проблемы на федеральном уровне, а у нас будут положительные тенденции и динамика по инвестициям (пока это так — от каждого года к следующему в регионе отмечается рост по привлеченным инвестициям), то мы будем выполнять все взятые на себя социальные обязательства и постоянно стараться добавлять новые льготы, чтобы облегчить жизнь смолянам, чтобы им стало лучше и легче жить. Особенно наименее социально–защищенным категориям — пенсионерам, инвалидам, а также людям, испытывающим те или иные жизненные трудности.