#17 (129)
05 Октября 2015

Экономика. Три года. Итоги

Елена Куцепалова

Экономика

Нужно заботиться не столько о привлечении бизнеса извне, со стороны, сколько о создании условий для бизнеса местного», — убежден начальник департамента экономического развития Смоленской области Виктор Кожевников.

В интервью с чиновником мы говорим о развитии предпринимательства Смоленщины, индустриальных парках и поддержке бизнеса за минувшие три года работы администрации Островского.

— Виктор Дмитриевич, каких успехов достигла смоленская экономика за последние три года?

— Прежде всего, я хотел бы систематизировать работу по созданию благоприятного предпринимательского инвестиционного климата, поскольку именно это направление содействует развитию экономики на региональном уровне. На экономику влияет очень много факторов, как федерального, так и общемирового характера. Поэтому состояние предпринимательского и инвестиционного климата — очень важное преимущество, с помощью которого в регионе могут успешно развиваться существующие предприятия, открываться новые организации.

Губернатором Алексеем Островским была принята инвестиционная стратегия развития Смоленской области в конце прошлого года. Естественно, до ее принятия была проведена очень большая аналитическая работа: чего у нас не хватает в регионе для того, чтобы успешно привлекать инвестиции. Много было проанализировано, были даны определенные рекомендации. В дальнейшем они, надеюсь, будут реализовываться, несмотря на экономические трудности.

Удалось внедрить основные элементы инвестиционного стандарта. В 2013 году на федеральном уровне был разработан стандарт деятельности органов исполнительной власти регионов по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Он состоял из пятнадцати пунктов. Стандарт — это новый вид документа, это то, что должны реализовывать органы власти, то, что как минимум должно быть создано на региональном уровне. Например, в регионе должна быть инвестиционная декларация, должен быть сайт, который рассказывает об инвестициях в Смоленскую область, должна быть стратегия, должен быть прогноз потребности экономики в кадрах не менее чем на 7 лет, то есть на долгосрочную перспективу, должна быть внедрена процедура оценки регулирующего воздействия и так далее.

За период 2013-14 годов стандарт полностью внедрен на территории региона. Теперь перед нами стоит задача, чтобы регион стал таким, с которого берут пример другие. То есть задача–минимум выполнена, внедрены все пункты стандарта. Для оценки их внедрения было создано специальное агентство стратегических инициатив на федеральном уровне, из наших местных предпринимателей создавалась специальная экспертная группа, которая могла оценить успешность внедрения стандарта. Сейчас эта группа должна мониторить выполнение стандарта. Он не застывший элемент, а живой организм, который может дальше наполняться и развиваться.

За последние три года были привлечены некоторые крупные инвесторы, систематизирована работа по поддержке малых и средних предпринимателей. В настоящее время эту работу проводит департамент инвестиционного развития. Взят крен в сторону поддержки модернизации производства на малых и средних предприятиях. Смещены приоритеты поддержки малого бизнеса в сторону поддержки реального сектора экономики с точки зрения тех предпринимателей, которые занимаются материальным производством и частично инновациями. Начала оказываться поддержка предпринимателям, занимающимся туризмом, дошкольным образованием — социально значимыми вещами.

Это главное, чего удалось достичь. Значительная часть этой работы сейчас перешла в департамент инвестиционного развития, поскольку конкретная поддержка инвесторов, их сопровождение, которое также было предусмотрено инвестиционным стандартом, требует целенаправленной работы отдельного органа власти. А на уровне нашего департамента осуществляется анализ экономики, прогнозирование (например, прогноз потребности в кадрах), стандарт развития конкуренции, оценка регулирующего воздействия. Все это малознакомые фразы, но за ними скрывается конкретная работа по созданию необходимых условий для экономики.

 

Александр Беглов, полпред президента РФ в ЦФО:

— У ряда ключевых предприятий отмечается положительная динамика увеличения товарооборота, как, например, на Смоленском авиационном заводе. В настоящее время в регионе реализуется двадцать социально значимых инвестиционных проектов. В регионе создаются два индустриальных парка: парк композитных материалов в Сафонове и многопрофильных индустриальный парк «Феникс» в Смоленске. Уже в этом году правительство РФ выделит 200 миллионов рублей на развитие этих парков. Регион находится на втором месте по сумме выделенных средств из двадцати регионов России, участвующих в этой программе.

Усилия региональных властей по развитию экономики нашли отражение в рейтинге субъектов РФ по степени развития конкуренции и состояния конкурентной среды, — Смоленская область вошла в тройку лидеров по этим показателям. Всю работу в экономике и социальной сфере видят люди. И поддерживают этот курс региональной власти голосованием на выборах.

 

— Сейчас Россия находится в довольно сложной экономической ситуации. На ваш взгляд, как это отражается на Смоленщине?

— Все те трудности, которые сейчас происходят с российской экономикой, в полной мере отразились на Смоленщине. Если брать за основу данные Росстата, то все–таки некоторые моменты в Смоленской области удалось самортизировать.

Во–первых, индекс промышленного производства. Это один из основных показателей деятельности экономики области. Наш регион — центр производства, поэтому здесь падения не удалось избежать полностью, но оно за 8 месяцев составило пока около 2%. Это падение не в абсолютных ценах, в которых у нас, наверное, даже был рост производства, а именно в сопоставимых. То есть физический индекс производства у нас немножечко снизился, тогда как в России он снизился чуть более чем на 3%.

Что касается строительства, у нас за 8 месяцев сохранился положительный индекс. В России, для сравнения, индекс 91,9%, то есть снижение на 8%. По инвестициям в России было падение более чем на 5%, у нас за полгода на 1,6% рост инвестиций. Правда, основная масса инвестиций проходит ближе к концу года, так же как и в строительстве в это время происходит ввод в действие многих объектов. Но мы надеемся, что будут достигнуты положительные темпы. По крайней мере, ситуация будет лучше, чем на общефедеральном уровне.

По вводу жилья у нас почти полуторакратный рост, в России тоже наблюдается рост более чем на 9%. Это связано со многими факторами, в том числе, это и вложения, которые многие люди делали в период снижения валютного курса, они пытались обезопасить таким образом свои сбережения. Что касается индекса потребительских цен, вы помните события декабря прошлого года, когда кроме того, что вырос курс иностранной валюты, к нам хлынули люди из Белоруссии, которым оказалось очень выгодно что-то здесь приобретать. В результате в Смоленской области был темп роста цен несколько выше, чем в России. Но вот сейчас происходит обратная тенденция. Например, за 8 месяцев в России цены выросли на 9,8%, в Смоленске на 7,4%. Я сейчас говорю о некоей усредненности, о том, что меряет Росстат.

— На Смоленщине все–таки старались сдерживать цены, это было выполнено по поручению губернатора Алексея Островского, который распорядился четко за ними следить.

— Да, у нас по поручению губернатора была налажена работа специальной комиссии, которая проводила и до сих пор проводит еженедельный мониторинг цен на территории практически всех муниципальных районов в разных торговых форматах — это и рынки, и нестационарная торговля, местные магазины, сетевые магазины. В этих форматах определяется коридор цен, в основном берутся товары наиболее социально значимые. По продуктам питания в Смоленской области цены удалось стабилизировать.

Рост, как показывает статистика, был, но меньше, чем в России в целом. Административного неоправданного воздействия мы не предпринимали, но у нас были случаи, когда обращались в федеральную антимонопольную службу для того, чтобы они провели расследования в отношении отдельных предприятий. Это была совместная работа — и нас, и муниципальных органов, и ФАС, на каком-то этапе подключались и органы прокуратуры. Магазинам, если честно, тоже невыгодно поднимать цены, поскольку от них уйдут покупатели. Плюс — конкуренция между продавцами тоже сдерживающую роль играет.

Еще хотелось бы сказать, что оборот розничной торговли за 8 месяцев у нас снизился почти на 3%. По общероссийским показателям падение в розничной торговле идет более чем на 8%. Не хочется рапортовать о каких-то страшно больших успехах, но, тем не менее, ряд важнейших показателей экономики региона говорит о том, что удалось смягчить неблагоприятные воздействия на территории области по многим направлениям.

— Государство сейчас проводит активную политику по поддержке малого и среднего бизнеса. А какие меры по поддержке принимает департамент экономического развития?

— Как я уже говорил, непосредственно финансовую поддержку в настоящее время оказывает департамент инвестиционного развития. Думаю, что в ближайшее время следует ожидать объявление конкретных конкурсов.

 

Премьер Медведев назвал Смоленскую область в числе лидеров по развитию конкуренции в экономике России

«Надеюсь, что другие регионы тоже будут в этом смысле подтягиваться»

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев отнес Смоленщину к лидерам по развитию конкуренции в экономике. Об этом глава кабмина заявил на заседании в начале сентября.

«Есть целый ряд лидеров, к ним относятся такие субъекты, как Новосибирская область, Рязанская область, Смоленская область, в ряде случаев Москва и Петербург. Надеюсь, что другие регионы тоже будут в этом смысле подтягиваться», — пояснил он, обсуждая реализацию мероприятий «дорожной карты», посвященной развитию конкурентных отношений в регионах.

По словам Медведева, в последнее время правительство и бизнес согласовали ряд мер по развитию конкурентной среды в России, среди них — поправки к четвертому антимонопольному пакету и оптимизация антимонопольных правил, правила недискриминационного доступа компаний к инфраструктуре электросвязи и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность в отношении заказчиков за нарушение условий контракта в сфере государственных закупок.

«Крайне важно, чтобы эти меры, о которых я сказал, и ряд мер, о которых я не сказал, развивали конкуренцию не только на федеральном уровне. Самое главное, конечно, в регионах и муниципалитетах — это самые приближенные к людям уровни власти, именно там решаются практические вопросы. ФАС и Минэкономразвития ведут рейтинг субъектов по степени развития конкуренции и состоянию конкурентной среды», — добавил премьер–министр.

Рейтинг регионов РФ по степени развития конкуренции и состоянию конкурентной среды составлялся на основе четырех критериев: количество предприятий (прирост или сокращение), количество жалоб в ФАС на нарушения, состояние товарных рынков и экспертное мнение представителей бизнеса.

 

— Они уже были объявлены, например, конкурс на льготные кредиты либо на какие–то другие льготы.

— Да, ряд уже объявлен. Самые крупные конкурсы — по поддержке и модернизации оборудования — готовятся к объявлению в ближайшее время. Новый вид поддержки — создание индустриальных парков — тоже по линии малого и среднего предпринимательства. Впервые Смоленская область получила такую поддержку. Наш департамент сейчас больше сосредоточен на создании условий, при которых будет постепенно сниматься избыточное административное давление на бизнес. То есть введена и развивается на систематической основе процедура оценки регулирующего воздействия. Если документ касается предпринимательской деятельности или инвестиционной деятельности, то он должен приниматься с учетом мнения и интересов предпринимателей. Если для предприятия, или организации, или предпринимателя вводится какое-то регулирование, то оно должно быть оценено, как оно на него воздействует. Сколько он должен будет понести затрат на это регулирование, на то, чтобы преодолеть эти барьеры, если они все-таки должны выставляться.

Оценка проводится, начиная с прошлого года. В этом году она проводится на систематической основе в отношении всех документов, которые предполагают различные контрольно-надзорные функции в органах власти за субъектами предпринимательской деятельности, которые предусматривают допуск к деятельности. Допуск самый разный может быть — лицензирование, включение в реестры и так далее. Упрощение всех этих процедур и есть одна из важнейших задач.

Нефинансовая поддержка — это облегчение бремени предпринимателей на выполнение требований регулирующих органов.

— То есть вы являетесь связующим звеном между государством и предпринимателями?

— Можно сказать, администрируем Совет по экономике и инвестициям. Это тоже часть стандарта инвестиционной деятельности. Этот Совет собирается, чтобы услышать мнение предпринимателей, представителей общественных организаций предпринимателей и просто наиболее активных предпринимателей, которым есть, что сказать по злободневным для них вопросам. Наш вклад в развитие предпринимательства — это снижение административной нагрузки.

— За то время, что вы находитесь в должности начальника объединенного тогда еще департамента, каких крупных инвесторов удалось привлечь в регион?

— Не всегда речь идет о новых инвесторах. Зачастую это те предприятия, которые уже работают, но реализуют новые инвестиционные проекты. В период действия новой администрации, когда пришел Алексей Островский, удалось реализовать или начать реализацию ряда крупных проектов.

Я бы отметил следующие. «Гагарин–Останкино», часть которого уже реализована — строительство в Гагаринском районе мясоперерабатывающего завода, сейчас будут строиться новые очереди предприятия. Был построен распределительный центр ЗАО «Тандер», это всем нам известная сеть «Магнит». Чем это важно для Смоленска? Тем, что этот распределительный центр аккумулирует продукцию, в том числе и тех сельхозпроизводителей, и производителей пищевой продукции, которые работают в Смоленской области. Раньше ближайший к нам распределительный центр был на территории другого региона. Для того чтобы товары попали на полки магазина «Магнит», который расположен в Смоленской области, нужно было туда ехать и договариваться. Теперь распределительный центр расположен в нашем регионе, то есть доступность для наших производителей пищевых продуктов возросла существенно.

Если говорить о торговле, у нас появился новый формат — торгово–развлекательные центры, которые были характерны в основном для столичных городов. Такие центры, как «Галактика», «Макси» реализовались в Смоленске, это тоже были крупные инвестиционные проекты. Фактически человек приходит туда и все может купить в одном месте. Здесь же и кинотеатр, и комнаты развлечений для детей. Можно полдня в них провести. Нужно сказать о значительных усилиях, которые продолжаются по реализации проекта «Игоревского деревообрабатывающего комбината», которым производится строительство заводов по производству плит МДФ. Проект был заморожен. В свое время он получил определенный статус на федеральном уровне, то есть с проектом работал Инвестиционный фонд Российской Федерации. В конце концов, удалось решить все трудности. Комбинат сейчас активно кредитуется, развивается и, насколько мы понимаем, вторая очередь размораживается.

Следует сказать, что есть еще «ЭГГЕР древпродукт» Гагаринский, тоже крупное предприятие. «Эггер» — это крупный австрийский холдинг, который владеет многими деревообрабатывающими предприятиями, деревоплиту делает. Они, во–первых, тоже модернизацию производства запустили, во–вторых, намереваются построить завод по производству МДФ. Есть и многие другие проекты. Думаю, несмотря на экономические трудности, удастся привлечь и новых инвесторов, и добиться того, чтобы имеющиеся предприятия развивались.

Для инвесторов очень важно сохранение политической и социальной стабильности. Это является хорошим залогом для того, что эти проекты будут продолжаться.

— Мы коснулись в разговоре темы индустриальных парков. Сегодня на Смоленщине их строится два — «Сафоново» и «Феникс». На эти цели из федерального бюджета было выделено 200 миллионов рублей. Что это даст региону?

— Индустриальные парки как метод развития региона были предложены еще в стратегии социально–экономического развития Смоленской области в 2007 году. Тогда идею не удалось реализовать. Новая подготовленная инвестиционная стратегия в 2014 году несколько детализировала работу. В этом году благодаря работе многих органов власти области под руководством губернатора, который возглавляет группу по созданию индустриальных парков, удалось добиться выделения средств. Это позволит крупным и средним предприятиям реализовать свои инвестиционные проекты.

Средние предприятия — что тоже для Смоленщины неплохо (это до 250 работающих) — получат возможность присоединения к объектам инфраструктуры: и автотранспортной, и энергетической, и инженерной. Создание этих парков не означает, что все инвестиции сосредоточатся там. Когда мы создаем парк — это означает, что на территории создаются благоприятные условия для присоединения к различной инфраструктуре, но это не значит, что инвестиции не могут развиваться где–то еще. Плюс инвестиции — это не только новые предприятия (это лишь небольшая доля). Основная масса инвестиций — это ежедневная деятельность предпринимателей, предприятий, организаций Смоленской области по приобретению основных средств. Купили новый станок, что-то построили — это инвестиция. Подавляющее большинство объемов инвестиций — это работа действующих предприятий. И результатом инвестиций является повышение производительности труда, то есть интенсификация, выпуск конкурентоспособной продукции и так далее. К этому стремятся все предприятия.

— На данный момент Смоленщина, как отметил председатель правительства Дмитрий Медведев, находится в тройке лидеров по развитию конкуренции в стране. Как этого удалось достичь?

— Нужно сначала сказать, каким образом это измерялось. Во главу угла в мониторинге ставилось количество обращений в антимонопольные органы, которые предприниматели направляли, если чувствовали, что нарушаются их права — злоупотребление организациями или органами власти своими полномочиями. В Смоленской области относительно других регионов таких обращений было меньше. Большая часть их идет по результатам госзакупок. Это означает, что в Смоленской области, если сравнивать с другими регионами, проводятся относительно прозрачные процедуры государственных закупок. Что конкурсы, как правило, не заточены под конкретного победителя, что у предпринимателей чаще всего нет поводов обращаться в органы федеральной антимонопольной службы. Но это не говорит, что не надо дальше заниматься развитием конкуренции. Есть стандарт, который разработан в агентстве стратегических инициатив, который мы тоже должны внедрять, он касается развития конкуренции в области. Оно должно пойти по результатам этого стандарта по такому пути: развитие негосударственного сектора в сферах экономики и социальной сфере, которые традиционно считались до сих пор бюджетными — это медицина, сфера образования, культура, социальная защита.

Еще интересное направление есть в торговле. Развитие сектора рынков, развитие торговли в шаговой доступности — это актуально для местных товаропроизводителей. Потому что сетевой магазин, например, организует работу по своему стандарту. И если предприятие туда приходит, оно должно обеспечить присутствие на полке каждого из магазинов своего товара бесперебойно. Поэтому для небольших предприятий лучший путь — проникновение в магазины шаговой доступности, в небольшие торговые форматы. Для совсем мелких производителей аналогом являются рынки. Но у нас ситуация с рынками не очень хорошая, к сожалению.

С 2007 по 2014 год по совершенно разным причинам доля рыночной торговли снизилась с 30% чуть ли не до 6%, то есть в пять раз. Это, в том числе, результат работы закона «О розничных рынках», когда возникло требование ко всем рынкам перейти на торговлю исключительно в капитальных зданиях, независимо от города. В небольших городах и населенных пунктах строительство этих зданий нерентабельно. Поэтому оказалось проще рынок закрыть. А рынок, между прочим, не просто набор торговых рядов, это и ветеринарная лаборатория, и прочая инфраструктура, которая удобна для того, кто свою продукцию производит, для сезонной продажи продукции. Рынок — это целый комплекс.

В конце прошлого года был принят федеральный закон, дающий регионам право отложить требования о капитальности строения в отношении сельхозрынков. Правда, оно было принято до 2007 года, и законопослушные рынки пытались выйти из состава рынков, назывались как-то иначе, торговыми домами, постоянно действующими ярмарками и тому подобное. Смоленская область воспользовалась этим правом, и решением губернатора был предложен законопроект, который был принят Смоленской областной думой о том, что эти требования в регионе откладываются как минимум до 2020 года. Поэтому сейчас стоит задача возвращения к рыночной торговле, чтобы на территории области наши производители имели возможность реализовывать свою продукцию. Есть определенное решение в части нестационарной торговли, есть задумки в отношении организации ярмарок. Сейчас ярмарочной торговлей занимаются в основном на территории муниципалитета, но есть идея сделать региональные ярмарки, привлекать предпринимателей из соседних регионов, из Смоленской области.

Ярмарка — это возможность для предпринимателя представить свой товар. А для потребителя это возможность приобретения товаров, которые могут быть чуть дешевле, чем в торговой сети.

— Сейчас все более интересным для предпринимателей становится Гагаринский район. Там расположена ферма «КРОЛЪ и К», мясокомбинат «Останкино», деревообрабатывающий завод «Эггер». Отчасти это понятно: развитая инфраструктура, хорошие дороги, близость к Москве. Что делается для того чтобы привлекать бизнес в другие районы области?

— Нужно заботиться не столько о привлечении бизнеса, сколько о создании условий для бизнеса местного. Вот если местному будет хорошо работать, то тогда и пришлый бизнес потянется. Главный рецепт — создание благоприятных условий, прозрачных для бизнеса, в которых он может развиваться, простых правил работы. И содействие реализации инвестиционных проектов бизнеса.

— На Смоленщине давно и успешно работают многие предприятия. Предусмотрены ли какие–либо программы поддержки для них? Например, Сафоновский «Авангард», ЗАО «Дорогобуж», Смоленский авиационный завод.

— Я могу только сказать, что в этом году несколько претерпело изменения инвестиционное законодательство Смоленской области. Раньше существовало понятие «одобренный инвестиционный проект», которое сохранилось, но появилось еще одно — «приоритетный инвестиционный проект». Если предприятие реализует инвестиционный проект на сумму более 300 миллионов рублей (это связано со строительством, прежде всего), то он фактически автоматом получает налоговые льготы на прибыль, на имущество. Если менее 300 миллионов, вступает в силу понятие «одобренный инвестиционный проект» как в части строительства, так и в части реализации производства. Поэтому объявляются конкурсы, куда сдаются проекты, документы, бизнес-планы, подписываются определенные соглашения. Проект реализуется и также получает налоговые льготы.

— Какие вы видите перспективы работы вашего департамента?

— Перспективы работы связаны с тем, что сейчас нам нужно внедрять новый стандарт развития конкуренции. Нужно продолжать развивать стандарт предпринимательской деятельности. Это емкие понятия, внутри которых входит очень много направлений, и не только нашего департамента. Многое предстоит сделать и в сфере торговли. Определенные государственные услуги закреплены за нашим департаментом. Еще в рамках развития конкуренции предстоит государственно–частное партнерство.

В этом году был принят новый федеральный закон, который достаточно сложен в реализации. Сейчас мы ждем методических рекомендаций от министерства экономического развития. А пока на федеральном уровне есть новый закон и подзаконные акты, которые должны быть приняты до конца этого года на уровне правительства, министерства. Тогда будем организовывать эту работу.

 

 

эфир радио «ВЕСНА» 25 сентября 2015 г.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/129/04