#16 (128)
21 Сентября 2015

Памятник героям–минерам

Культурный слой

То, что сейчас для Смоленщины благо, — железнодорожные артерии и автомагистрали, соединяющие Россию с Европой, — весной 1943–го было смертоносным. По этим дорогам днем и ночью катили с Запада эшелоны с боевой техникой и живой силой вермахта. И каждый спущенный под откос железнодорожный состав, каждое разбомбленное скопление фашистских войск приближали к победе.

Именно такая задача: разведка и диверсионная работа на дорогах во вражеском тылу — стояла перед группой гвардии старшего лейтенанта Колосова.

Диверсионно–разведывательную группу выбросили на парашютах с самолета в ночь на 22 апреля. До своего последнего боя им оставалось еще двадцать дней. Успели многое: в штаб фронта летела радиограмма о взорванных эшелонах и мостах, передвижении немецких войск. Один из последних приказов группе Колосова гласил: на перегоне Голынки–Лелеквинское подорвать эшелон противника, разведать движение на автостраде Витебск–Смоленск и взорвать мост...

Группу Колосова обнаружили каратели. Скорее всего это была «плановая зачистка», рассчитанная на партизанский отряд, потому что лес прочесывал батальон эсэсовцев. Невероятно, но еще несколько суток минерам удавалось избегать открытого столкновения с противником, выполняя приказ командования.

Вот последняя радиограмма Николая Колосова: «Все время ухожу от преследования». А дальше в эфире тишина, но только не в том Руднянском лесу. Группа Колосова пошла на прорыв плотной цепи карателей. Начался бой, часть разведчиков, видимо, пробилась, с Колосовым остались только пятеро минеров.

Кружа по лесам, запутывая следы, гвардейцы берегли главное — патроны и тол. Взрывчатки было много, готовились к новой диверсионной работе или... Как могли шестеро ребят несколько часов подряд держать бой против батальона карателей, подготовленных для действий в русских лесах? И вшестером уничтожить более 120 гитлеровцев?

Военные специалисты и сегодня отмечают грамотные, профессиональные действия группы Колосова, закрепившейся на одной из высоток у деревни Княжино. Эсэсовцы пустили в ход пушки и минометы, но маневр наших подрывников был вернее. По завершении боя взорванных и застреленных фашистов увозили от двух высоток на нескольких грузовиках. Все это доказано точно. Свидетелями происходящего были жители деревень Княжино и Дубровка.

Ребята погибли 12 мая. А 29 сентября Руднянский район освободили от немецко–фашистских захватчиков. Тогда по свежим следам и была восстановлена максимально точная картина этого боя. Уже 4 декабря 1943 года командующий 1–м Прибалтийским Фронтом генерал армии И.Х. Баграмян напишет в своем приказе: «Представить героев–гвардейцев к высшей правительственной награде — званию Героев Советского Союза — посмертно». Это звание присвоено минерам Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 июля 1944 года.

Вот их имена: гвардии старший лейтенант Николай Колосов, гвардии старший сержант Владимир Горячев, гвардии младший сержант Вячеслав Ефимов, гвардии рядовые Иван Базылев, Филипп Безруков и Михаил Мягких.

Шестерых героев, изрешеченных пулями, похоронили у деревни Княжино местные жители Иван Захаренков, Матрена Шукаева и Мария Сазоненкова. И посадили здесь шесть кустов шиповника. На этом месте сейчас возвышается стела, сделанная когда–то учениками Смоленского ГПТУ № 10. Каждый год 12 мая уже 20 лет подряд сюда пешком приходят руководители района и ветераны, кто еще в силах. С венками и цветами.

Это — место гибели, а вечный покой шестеро героев минеров нашли в другом месте. Перезахоронили гвардейцев на высоком холме в селе Микулино. И первый памятник героям сделали сами солдаты инженерных войск 1–го Прибалтийского фронта. Простой двенадцатиметровый монумент из тесаного камня, открытый 8 мая 1945 года. За день до Великой Победы.

 

источник: рудня.рф

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/128/05