#15 (127)
07 Сентября 2015

Людмила Иваниченко: «Выполнение Указов президента — неоспоримая задача, и мы с этой задачей справляемся»

Елена Куцепалова

Образование

Начальник департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи — о ЕГЭ, летнем отдыхе и зарплатах преподавателей.

— Людмила Борисовна, как прошла итоговая аттестация в этом году?

— Итоговая аттестация 2015 года имела свои особенности. Был изменен период сдачи единого государственного экзамена, введены определенные новшества. В этом году ЕГЭ проходил досрочный период с февраля по апрель, а основной период — с 25 мая по 26 июня. Это несколько нетрадиционные сроки. Скажу вкратце и об особенностях. Впервые в этом году был предварительный экзамен — допуск к ЕГЭ — сочинение. Кроме того, математика сдавалась на базовом и на профильном уровне. Были изменения в сдаче экзамена и по иностранному языку. Что касается организационных условий, здесь, наверное, Смоленская область, имеющая достаточно хорошую практику подготовки к единому государственному экзамену, не снизила свою планку. Более того, организационным вопросам уделялось очень серьезное внимание на всех уровнях, вплоть до руководства. Было проведено заседание администрации области, где заслушивался отчет департамента по образованию, науке и делам молодежи о готовности к проведению единого государственного экзамена. Такое внимание со стороны руководства области означает, что вопросы качества знаний и подготовка наших учащихся — это вопросы, которые стоят в центре внимания.

— Мы уже коснулись нововведений этого года — сочинения, без которого не допускали к ЕГЭ. Насколько целесообразно было вводить это испытание?

— Вопрос непростой — нужно сочинение или нет. Эта проблема обсуждалась на протяжении предыдущих семи лет, когда в ЕГЭ не было сочинения. Педагогическое сообщество однозначно выступало за сочинение. В конце концов, на эту сторону стали и люди, которые в повседневной жизни, в профессиональной деятельности сталкиваются с определенной грамотностью человека, специалиста. Русский язык как наш родной язык, который передает уровень образованности, воспитанности, культуры, обязателен для нас всех. И, конечно же, сочинение, как форма выражения собственных мыслей, умение изложить эти мысли письменно, как экзамен для нас очень важен. Мы довольны тем, что сочинение вернулось в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.

— Сколько детей сдавали ЕГЭ?

— В этом году государственную итоговую аттестацию сдавали 4 020 человек. Из них 3 700 — выпускники нынешнего года. Остальные — выпускники предыдущих лет, это те, кто не сдал, допустим, в прошлом году, или выпускники, которые уже получают профобразование, но им нужно ЕГЭ для дальнейшего обучения, а также иностранные студенты. У нас, к счастью, нет ЕГЭ–туризма, что характерно для некоторых других субъектов. Но есть постоянный приток выпускников из Белоруссии. Это в рамках закона, они сдают экзамен на тех же условиях, что и наши выпускники.

— Для выпускников с ограниченными возможностями были оборудованы три пункта сдачи экзамена: два в Смоленске и один в Гагарине. Только в этих районах были такие учащиеся или туда привозили также выпускников с ограниченными возможностями из других районов?

— Пункты проведения экзамена оборудовались там, где были непосредственно выпускники. Эти три пункта, естественно, работали с полной наполняемостью. Но были также пункты проведения в коррекционных школах. Это тоже одна из возможностей создания дополнительных условий для детей с определенными потребностями. Поэтому в процессе подготовки было определено три пункта: в Смоленске и в Гагарине, а также в двух коррекционных школах.

— Всем выпускникам известно, что брать с собой телефоны, шпаргалки на единый государственный экзамен ни в коем случае нельзя. Но в этом году все же было четыре удаления, причем один человек удалялся дважды. Была ли возможность у этих ребят потом пересдать ЕГЭ?

— К сожалению, несмотря на работу, которая проводилась для соблюдения правил организации и проведения единого государственного экзамена, факты наличия телефонов имели место. И, действительно, один человек отличился дважды. Для нас удовлетворительным является тот факт, что это выпускник не наших образовательных организаций, это был военнослужащий, который находился на срочной службе, и проживает не на территории Смоленской области. Это, конечно, не исключает того, что и в дальнейшем мы должны проводить работу по повышению чувства ответственности самих выпускников. Надеюсь, что в следующей кампании ЕГЭ–2016 не будет ни одного подобного случая.

— В этом году, как мы уже упоминали, ребята сдавали математику по двум уровням: базовую и профильную. Базовая — та, которая нужна для получения аттестата. Профильная — для того чтобы поступить в технические вузы. Причем, базовая оценивалась не баллами, а оценкой. Удалось ли облегчить задачу тем, кому математика для поступления не нужна?

— Базовый уровень предполагает овладение математикой в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Ребенок получает этот уровень в процессе обучения в средней школе и обязан продемонстрировать его на государственном итоговом экзамене. Другое дело — профильная математика, когда ребенок обладает определенными склонностями, уже представляет свое будущее. Здесь предусматривается владение знаниями не только в рамках образовательного стандарта, но и определенным объемом дополнительных знаний. Это не значит, что в первом или во втором случае легче или труднее сдавать экзамен. Это просто дисциплинирует самого выпускника, который может выбрать один или другой экзамен.

— В этом году Смоленская область достигла лучших показателей в стране по подготовке и проведению ЕГЭ. Также у нас 39 стобалльников, что на 14 больше, чем в прошлом году. Как вы думаете, это как–то взаимосвязано?

— Действительно, в этом году Смоленская область показала очень высокий результат подготовки и проведения ЕГЭ. Это было отмечено нашими федеральными структурами, нас это очень радует, но не успокаивает, потому что нет предела совершенству. Что касается взаимосвязи между качеством знания и организационным моментом подготовки к экзамену, возможно, здесь есть взаимосвязь. Чем более атмосфера и условия сдачи экзамена комфортны для выпускника, тем больше у него душевного спокойствия и возможности максимально проявить себя. И, конечно, если выпускник получал хорошие базовые знания на протяжении всего обучения, у него есть возможность эти знания проявить. В организационной работе участвуют не только структуры управления образованием, но и очень большое количество других профессионалов: это педагоги, организаторы, руководители пунктов проведения экзамена, врачи, представители МВД. Так вот, чем выше уровень этой подготовки, тем, мы надеемся, комфортнее нашему выпускнику, у него появляется возможность как можно лучше показать свои знания.

— Ведется ли уже подготовка к ЕГЭ–2016?

— Сентябрь — период, когда мы заканчиваем ЕГЭ–2015, в это время еще будут проводиться экзамены. Но, несмотря на это, даже наш разговор — это анализ результатов 2015 года, а значит, возможность увидеть, что получилось хорошо, а где есть моменты, на которые нужно обратить больше внимание. То есть из анализа ЕГЭ–2015 вытекают задачи, по крайней мере, организационного характера для ЕГЭ–2016.

— Теперь давайте немного отойдем от темы ЕГЭ. Как в этом году был организован отдых для школьников?

— Лето–2015 тоже имеет свои особенности. Организованы смены в лагерях, площадки с дневным пребыванием, экскурсионные поездки, путевки в международные лагеря, такие, как «Артек» и «Орленок». Смоленская область старается создать условия для того, чтобы в течение лета максимальное количество детей было вовлечено в различные формы отдыха. Есть и определенная особенность нынешнего лета. В Смоленской области есть практика проведения всероссийских олимпиад. Смоленский государственный университет является базовым университетом, в нем уже на протяжении нескольких лет проводятся всероссийские олимпиады по отдельным предметам. Конечно, нам, как принимающей стороне, всегда интересно, какие результаты показывают смоляне на фоне остальных участников. Этому была посвящена работа департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Смоленского областного института развития образования, Смоленского государственного университета. А именно — поиску необходимых форм работы с творческими детьми с высоким уровнем знаний, с высокой работоспособностью. В рамках нынешней летней оздоровительной работы была организована творческая смена. Возглавлял ее традиционно Николай Петрович Сенченков, руководитель с огромным стажем, который в этом году объединил под своим крылом детей с особым отношением к тем или иным предметам. Эта смена собрала 64 человека из всех муниципальных образований Смоленской области. Это так называемые физики, лирики, математики, биологи, химики, историки. Дети, которые проявили высокий уровень знаний и интерес к тем или иным предметам. В рамках летней школы они показали свои замечательные способности и знания предметов. С этими детьми работал профессорско–преподавательский состав университета. Дети были погружены в совершенно иную обстановку. Кроме того, что это был отдых на базе нашего лагеря в Голоевке, это была еще удивительная встреча детей с преподавателями Смоленского государственного университета, которые продолжали их обучать, но не в рамках школьной программы, а в рамках тех предметов, к которым они проявляют большую склонность. Такое начало нам кажется очень важным.

— Сегодня активно развивается система профильной ориентации школьников. Она состоит из двух этапов: предпрофильной подготовки в основной школе и профильной подготовки в средней школе. Но иногда этого бывает недостаточно. Руководство школ сотрудничает с предприятиями региона?

— На сегодняшний день вопросы профориентации в зоне внимания и школы общеобразовательной, и школы профессиональной. Вопросы подготовки кадров и выстраивания будущего выпускников важны для любого региона. Этому вопросу уделяет много внимания и руководитель области. Наша задача — выстроить систему профориентационной работы. Не секрет, что на сегодняшний день высшее образование становится доступным для большой массы людей, но вместе с тем все не могут быть юристами, экономистами, менеджерами. Нам нужны специалисты каждого уровня, нужны высококвалифицированные рабочие. Рабочий — это гордое звание, оно не означает работу без знаний, без опыта. Это означает работу на предприятии, оснащенном высококлассной новейшей техникой, подразумевает высокий уровень знаний и заработной платы. Точно так же специалист среднего звена не значит плохой специалист. Это работник с определенными навыками управления механизмами и человеческими ресурсами. В свою очередь, работник высшей сферы — это тоже специалист, который обладает большим объемом профессиональных знаний, выходит на работу с высокоточными механизмами, на более высокий уровень управления трудовыми коллективами. Профессиональная ориентация, которая сама по себе предопределяет помощь нашим выпускникам в выборе специальности, не говорит о том, что мы должны сегодня ориентировать детей на получение просто рабочей профессии или среднего, или высшего профессионального образования. Профориентация предполагает помощь в выборе специфики, направления, в определении индивидуального маршрута, выборе своей профессии. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы молодежь была сориентирована на проблемы экономики и рынок труда в Смоленской области. Чем больше молодых кадров будет оставаться в нашей экономике, на наших производствах, тем больше возможностей для процветания Смоленщины. В связи с этим мы ориентируем выпускников на выбор профессий, которые нужны нам. Потому имеет большое значение связь школы профессиональной и производства. К сожалению, на сегодняшний день утерян положительный опыт, который существовал несколько десятилетий назад. Но выстраиваются новые продуктивные отношения между ведущими предприятиями области и общеобразовательными, профессиональными образовательными организациями. Выстраивая такое взаимодействие, мы надеемся на то, что профориентация будет иметь свои положительные результаты, позволит молодым людям выбирать нужные для них профессии и специальности, оставаться на Смоленщине, приносить пользу нашему краю.

— Существует стереотип, что преподаватели мало получают. Но, как нам стало известно на заседании трехсторонней комиссии, это далеко не так. Сколько в среднем по области получают работники сферы образования и дошкольного воспитания?

— Майские Указы президента 2012 года как раз были направлены на то, чтобы повысить престиж профессии учителя, в том числе за счет создания условий для более успешной трудовой деятельности и, естественно, через повышение заработной платы. Повышение зарплаты на сегодняшний день имеет место во всей социальной сфере. Это и образование, и социальное развитие, и здравоохранение. Люди, которые трудятся в этой сфере, близки по тому вкладу, который привносят путем своего созидательного труда. Поэтому именно этой сфере уделено особое внимание и правительством в целом, и руководством области. На сегодняшний день сферы образования, социального развития, здравоохранения справляются с той задачей, которая определена Указами президента. Мы практически выдерживаем все показатели, которые заложены в дорожной карте. Это основной документ, который регулирует уровень заработной платы. Он различен у разных категорий работников, в зависимости от направления или видов работ и обязанностей. В образовании мы выполняем все показатели, которые составляют сейчас 101–102 процента. Есть еще некоторые проблемы, которые мы решаем в сфере дошкольного образования. Перед нами поставлена задача — поднять планку, достигнуть нужного показателя, на что нам указал и руководитель области.

— Людмила Борисовна, вы являетесь начальником департамента три года. Удалось добиться каких–то глобальных успехов, изменений за эти годы?

— Для социальной сферы глобальных изменений трудно добиваться. Но, вместе с тем, даже то, о чем мы с вами говорили, на мой взгляд, — это определенные успехи в сфере образования. Выполнение Указов президента — неоспоримая задача, и мы с этой задачей справляемся, несмотря на очень сложную экономическую ситуацию в области и в стране в целом. Наша задача — повышать качество образования наших выпускников. Те же результаты единого государственного экзамена показывают, что мы с этой задачей справляемся успешно. У нас есть стобалльники, медалисты, победители всероссийских конкурсов. Конечно, здесь не может быть потолка и порога. Мы не можем выполнить свою задачу стопроцентно, чтобы больше не к чему было стремиться. Даже вспоминая о хороших результатах, мы не можем говорить о том, что это наша конечная точка. Она поставлена только на сегодняшний день и является точкой отсчета для следующего периода, следующего учебного года.

За последние три года мы улучшили материально–техническую базу образовательных организаций. Кардинально поменяли ситуацию, например, с учебниками. Ежегодно на приобретение учебников выделяется более 50 миллионов из средств областного бюджета. Мы сейчас приобретаем все учебники, которые нужны в рамках федерального государственного образовательного стандарта. В последние годы уделяется внимание развитию физкультуры и спорта на селе. Есть проект, в рамках которого нам удалось отремонтировать спортивные залы, построить новые площадки, что не может не сказаться на участии детей в спортивных состязаниях, на укреплении здоровья. Это такие замечательные моменты, которые говорят о том, что у нашей работы есть определенный результат. Кроме того, два последних года Смоленская область находится в беспрецедентной ситуации. Мы впервые за последние десятилетия строим детские сады не по одному–два, а по восемь–девять. На сегодняшний день мы близки к абсолютному выполнению Указа президента по ликвидации очередностей в учреждения дошкольного образования на конец 2015 года для детей в возрасте от трех до семи лет. Поэтому выполнение таких масштабных задач — это серьезные успехи в сфере образования.

 

эфир радио ВЕСНА 6 августа 2015 г.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/127/04