Переход через ноль
Елена Куцепалова
Экономика
У нас сложнейшие почвенно–климатические условия, особенно в последние зимы, переходы через ноль, а это самое страшное для покрытия — переход через ноль», — объясняет начальник департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Шукалов, говоря про особенности строительства и эксплуатации смоленских дорог.
Однако то, что страшно для дорожного покрытия, вовсе не плохо для промышленности региона. Применительно к экономике переход через ноль наглядно констатирует рост индекса промпроизводства, из отрицательных величин в положительные. О том, что из этого следует, мы беседуем с Владимиром Шукаловым.
— Владимир Иванович, почти три года назад вас назначили на должность начальника этого департамента. Как вы считаете, удалось ли что–то изменить в данной сфере?
— Да, надо сказать, что проводится очень большая работа и даже за такой период увеличить объемы производства реально. Наш департамент очень сложный и многопрофильный. Стараемся оказывать максимальную помощь тем отраслям, которые мы курируем. Если говорить кратко о промышленности, то треть всех налоговых поступлений и валового продукта области производится промышленными предприятиями. По итогам, в прошлом году индекс промышленного производства (главный показатель) составил 103 процента, это на 1,3 процента выше среднероссийского показателя. В этом году у нас непростая экономическая ситуация и есть снижение, но оно ниже, чем по Российской Федерации. Конечно, есть предприятия, которые проходят процедуру банкротства, несмотря на все наши усилия. А есть предприятия, которые очень эффективно развиваются, наращивают объемы производства, увеличивают численность коллективов, повышают заработную плату. В целом же промышленность развивается и активно работает. Кроме того, у нас реализуются инвестиционные проекты по развитию новых производств в разных отраслях промышленности.
Что касается дорожного хозяйства. В прошлые годы, когда были ликвидированы целевые дорожные фонды и был принцип остаточного финансирования, в приоритете была социалка. Финансирование дорожного хозяйства сократилось в разы. Тогда же был отмечен рост количества автомобилей, на 15 процентов каждый год. А дороги были построены десятки лет тому назад и рассчитывались на другой объем грузооборота, примерно 6 тонн на ось (сейчас проектируется на 10 тонн, а перспективные требования — до 13 тонн).
Все это привело к очень тяжелому положению в дорожном хозяйстве. В 2012 году, когда пришла новая администрация, были воссозданы дорожные фонды, которые позволили увеличить финансирование дорожной отрасли в 2,9 раза. Впервые мы стали выделять финансы муниципальным образованиям на местные дороги. В очень плохом состоянии была и материальная база, износ фондов был близок к 100 процентам, то есть нечем было работать. И тогда руководством области и лично главой региона было принято решение о коренной реорганизации отрасли с тем, чтобы создать мощное, единое бюджетное учреждение и законно финансировать переоснащение отрасли. Большие деньги были направлены на приобретение новой современной техники. В результате создана мощная государственная компания, которая сегодня может решать любые задачи, как в Смоленской области, так и за ее пределами.
Транспорт — тоже очень сложная отрасль, которая работает в тяжелых условиях, если вести речь о пассажирских перевозках. Вы знаете, какие сложности у нас с железнодорожными пригородными перевозками, это системная проблема всей страны. Этой задачей вынужден заниматься сам президент страны Владимир Владимирович Путин. Здесь неправильная реализация в целом реформы железной дороги. Все должно дотироваться самой железной дорогой за счет прибыли от грузовых перевозок, так как тарифы на перевозку высокие. Возникли задолженности по заработной плате. Приглашаем руководителей, которые имеют задолженности, заслушиваем их совместно с инспекциями с различными федеральными службами и это дает свой эффект. Более тысячи работников получили свои задолженности, и эта работа продолжается.
В 2012 году возродили проведение рейтинговых соревнований, это мы считаем важным для стимулирования конкурентной способности наших предприятий. Недавно глава региона лично в торжественной обстановке в нашем новом комплексе вручал награды победителям. И это очень важно. Несмотря на дефицит бюджета, впервые за четыре года мы вручали и ценные подарки.
— Что касается дорожного финансирования. Удается ли привлекать какие–то средства из федерального бюджета?
— Да. Хотя ситуация остается сложной. Доходы дорожного фонда в основном составляет акциз на реализацию нефтепродуктов, Дума утверждает доход дорожного фонда на будущий год, а мы, соответственно, разворачиваем все свои программы и расходы в соответствии с прогнозом Минфина. В прошлом году Минфин дал завышенный прогноз, из–за того же налогового маневра, который по его инициативе и проводился, резко упали акцизы, в целом по России. Наш дорожный фонд недополучил около 900 миллионов рублей. Сумма огромная. И «Смоленскавтодор» оказался в тяжелейшем положении, потому что он не смог оплатить работу, материалы, своим исполнителям. Эта задолженность перешла и на текущий год. Если говорить про него, то дорожный бюджет составил 3 миллиарда 244 миллиона рублей. В прошлом году он на 245 миллионов был больше, то есть на 7 процентов. Уменьшение было бы еще значительнее, если бы мы не занимались привлечением средств из федерального бюджета. В этом году проводилась очень большая конструктивная работа с федеральным дорожным агентством. Уже в этом году мы привлекли более 675 миллионов рублей федерального бюджета в виде двух траншей.
Мы получили 197 миллионов, и эти средства пошли на главную расходную часть, то есть на содержание текущих дорог, а у нас областных дорог восемь тысяч триста пятнадцать километров. Благодаря этому траншу мы вышли практически на уровень прошлого года, а это круглосуточное содержание всех дорог и зимой и летом. 435 миллионов — это другой транш, он пойдет на реконструкцию и строительство дорог. Эта сумма уже реализуется: на реконструкцию дороги Дугино–Шанехово в Сычевском районе почти 88 миллионов, на реконструкцию дороги Сафоново–Пушкино 59,5 миллиона рублей. На реконструкцию моста в Велиже через Западную Двину мы направляем федеральные субсидии и на строительство автомобильной дороги в Сычевском районе Бочарово–Дудкино. Кроме того, нам удалось получить субсидии из федерального бюджета по программе сельских дорог. 41 миллион рублей направляется на окончание строительства дороги в Угранском районе. Так же по программе сельских дорог в этом году ведутся работы по строительству дороги в Ярцевском районе: на этот объект будут выделены федеральные средства на сумму 46 миллионов рублей.
По Велижу. В ноябре прошлого года образовалась трещина между балкой пролетного строения и произошло проседание грунта на 40 сантиметров, что привело к аварийной ситуации, мост был закрыт. Оперативно возвели временную металлическую опору для того, чтобы предотвратить обрушение моста. Возводился понтонный мост. Сейчас движение осуществляется по большому армейскому мосту. Привлекли проектировщиков и первые заключения были не утешительными, по заключению экспертизы авария произошла из–за сверхгруза. Такие мосты очень напряженные, их ремонтировать нельзя, так как они подвержены внезапному обрушению. Мост недавно ремонтировался и испытывался на 90 процентов нагрузки, и все было нормально. Мы привлекли специалистов, которые уже занимались ремонтом именно таких мостов и заключили комплексный контракт. Подготовили всю документацию со всеми необходимыми замерами с учетом реальных нагрузок.
Сегодня, к сожалению, произошла задержка с началом работ. Работы должны были начаться еще в июне, но при детальном обследовании было установлено, что предполагаемый ремонт не достаточен и надо делать реконструкцию. Пришлось срочно полностью все перепроектировать, получать вновь заключение экспертизы, это и задержало работы. Сегодня работы начаты, там очень сложная конструкция, 90 процентов всех металлоконструкций необходимо будет заменить. Будет возводиться временный металлический мост над пролетом. Сейчас проводятся работы по разборке аварийных участков и возводится временная металлическая лестница, чтобы на время ремонта пешеходы могли пользоваться мостом, так как временный армейский мост находится в 5 километрах. По просьбе главы региона были выделены средства на дополнительный автобус, рейсы осуществляются, но решили для удобства жителей сделать еще пешеходный переход. Несмотря на то, что работы затянулись, мы планируем завершить их в этом году, и на это заложили 165 миллионов средств из федерального бюджета.
— В Смоленской области, начиная с этого года, будут строиться два индустриальных парка. Один в Сафонове, другой непосредственно в Смоленске. Уже ведутся работы по обеспечению дорожной инфраструктуры?
— Это очень важная тема, и мы активно ей занимаемся. Создана рабочая группа под председательством врио губернатора. В этом году планируются небольшие работы, основные же работы будут развернуты в следующем году, но уже разработана проектно–сметная документация, она прошла экспертизу в технической части, решается вопрос землеотвода под дорогой и «Смоленскавтодор» уже приступает к реализации этой части проекта. Благодаря главе региона удалось привлечь средства для развития инвестиционных парков (у нас — второй по величине по России), и там есть доля софинансирования из областного бюджета, поэтому сегодня из областного бюджета перераспределено 16 миллионов рублей и на эту сумму будут выполнены работы по созданию нового выезда. Будут также проведены работы для подведения различных коммуникаций. В следующем году уже не из бюджета, а из дорожного фонда реализуем эти проекты и, учитывая приоритетность, изыщем средства на полное строительство дороги.
В Сафонове ситуация другая, если мы здесь проектировали дорогу как отдельный объект, там дороги проектируются единым комплексом. Дорога как составляющая общего проекта. Здесь мы зависим от проектной организации, которая разрабатывает проектно–сметную документацию. Будут объявлены конкурсные процедуры, определится генподрядчик, который и будет строить весь комплекс. «Смоленскавтодор», конечно, готов принять участие в этом конкурсе как субподрядчик.
— Ремонт дороги Десногорск–Екимовичи. Проблема в том, что данная дорога не включена в ведение «Смоленскавтодора», ее часть находится на территории Десногорска, часть на территории Екимовичей, часть является федеральной, но собирались передать ее в областную собственность. Было ли это сделано, и начались ли работы по ремонту?
— Да, глава региона лично мне сделал поручение по ремонту данной дороги. Мы оперативно нашли средства, запроектировали ремонт дороги и около 6 миллионов рублей получили субсидии, но, учитывая, то, что дорога проходит по двум поселениям, Екимовичскому сельскому и Десногорскому городскому, сумму субсидии разделили. Заказчиком являются поселения, они должны провести конкурсные процедуры и заключить контракт. Десногорское поселение провело уже аукцион, а в Екимовичском поселении работа в стадии размещения заказа. Но, безусловно, мы проведем ремонтные работы в этом году.
— Губернатор награждал лучшие промышленные предприятия региона и среди них был Смоленский авиационный завод. Бюджет увеличился, доходы возросли почти в два раза, несмотря на трудности, которые еще незавно испытывало это предприятие, в чем причина?
— Авиазавод — флагман нашей промышленности машиностроения — пережил очень сложное время. Были массовые сокращения, объемов не было. Сегодня он входит в программу возрождения военно–промышленного комплекса. Объемы выпуска продукции выросли в разы. Это самое крупное предприятие по численности, почти три тысячи человек. Недавно глава региона посещал этот завод, награждал лучших, ознакомился с работой цехов, там есть и закрытая зона. Завод весь в ремонте, завод оснащается новой техникой. Это предприятие — победитель соревнования, и мы надеемся, что оно сохранит лидерство.
— Какова ситуация с остальной промышленностью в регионе?
— Я говорил в начале, что за прошлый год динамика неплохая — 103 процента промышленного производства, а в этом году есть снижение. По объективным причинам. Спад идет по всей Российской Федерации. Основная проблема — это кредитование, очень высокие ставки по кредитам. Если раньше пользовались займами западных банков под невысокие проценты, то сейчас эти кредиты недоступны. А наши коммерческие банки продолжают сохранять очень высокую ставку, что сдерживает развитие. Но все равно у нас реализуется около шестидесяти проектов в промышленности за счет собственных привлекаемых средств. У нас есть областные программы поддержки, так что промышленность живет и развивается. Многие наши крупнейшие предприятия показывают хорошую динамику и реконструируют свою производственную базу даже в таких сложных условиях. Надеемся, что российская общеэкономическая ситуация будет улучшаться.
— А каковы дальнейшие перспективы вашей работы?
— Моей лично? Если говорить обо мне, то исполняющий обязанности губернатора идет на выборы, и после выборов глава региона определит состав своей команды. А если говорить о работе департамента, вполне допустимы структурные изменения, наш департамент объединяет сложные отрасли, все это определит глава региона.
— Владимир Иванович вы согласны с утверждением, что в России две беды: дураки и дороги, и если да, то с какой из них легче справляться?
— Это шутка, надеюсь. Если говорить о дорогах, то у нас сложнейшие почвенно–климатические условия, особенно в последние зимы, переходы через ноль, а это самое страшное для покрытия —
переход через ноль. Климат и почвы накладывают свои условия, но, несмотря на все трудности, мы обеспечиваем круглосуточную, круглогодичную эксплуатацию своих дорог и не допускаем перебоев в работе наших областных дорог. Мы для своих дорог сделали внутреннюю классификацию, разделили их на три группы. Дороги первой группы — самые важные дороги, которые соединяют Смоленск и районные центры, выходят на соседние области. В эти дороги мы вкладываем больше денег, несмотря на дефицит. Вторая группа — это дороги, где есть постоянное автобусное сообщение. Постоянно внедряем новые технологии, экономим, обеспечиваем безопасные дорожные условия. «Смоленскавтодору» переданы комплексы видеофиксации, чтобы наши водители лучше соблюдали правила дорожного движения, т.к. аварийность остается достаточно высокой. Проводим такие работы как разметка, барьерное ограждение, ликвидация очагов аварийности, замена дорожных знаков на новые и т.д.
Сейчас очень важный вопрос — это подготовка школ, сейчас новые ГОСТы, новые требования по обеспечению безопасности подъезда к школам, должны устанавливаться специальные знаки. Работает областная комиссия по безопасности дорожного движения, которую возглавляет врио губернатора, в районах возглавляют главы районов. Так что по всем направлениям ведется постоянная и кропотливая работа.
эфир радио ВЕСНА 21 августа 2015 г.