Поколение Z
Юрий Семченков
Персона
Об уникальной форме работы с молодежью на Смоленщине: традиционном, но продолжающем развиваться и совершенствоваться летнем образовательном форуме «Смола» мы беседуем с замначальника департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Сергеем Картошкиным.
— Сергей Александрович, что вы считаете самым главным в «Смоле»?
— Самое главное то, что «Смола» возродилась. Это первое достижение. И здесь хочется сказать слова огромной благодарности Алексею Владимировичу Островскому, потому что это его решение — не просто сохранить форум для молодежи, но и вдохнуть в него новую жизнь.
Очень важно понимать, что когда в мероприятии заинтересовано первое лицо, а председателем оргкомитета является Ольга Владимировна Окунева, то все моменты организационного характера решаются значительно проще, соответственно, мы получаем более качественный продукт.
Второй, очень важный момент, — «Смола» видоизменилась. Конечно, «Смола» по–прежнему молодежный образовательный форум, который собирает молодых, активных, энергичных, талантливых и амбициозных людей, кому небезразлично свое будущее и будущее Смоленской области. Это место встречи молодежи с успешными людьми, экспертами, или, как мы называем их в этом году, мастерами продуктивности. Они помогают ребятам сделать первые шаги на профессиональном поприще более эффективными.
— Насколько охотно соглашаются эти мастера продуктивности на ваши предложения выступить перед участниками форума?
— Не только соглашаются, а сами инициируют помощь. Стратегическая линия образовательной программы «Смолы–2015» — это вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. И здесь мы вкладываем в понятие «предпринимательство» не только чистое занятие бизнесом, а стремление делать что–то новое, улучшать, усовершенствовать.
— Предпринимательство — в смысле движение.
— Да, движение вперед. Но в перспективе эта деятельность может коммерциализироваться, и в этом есть определенная заинтересованность для Смоленской области в целом.
Так вот, возвращаясь к началу разговора. Мы изменили формат проведения форума. Поменяли место проведения, сделав точку локализации в Смоленске, в Красном бору, и за счет этого логистика стала намного проще и дешевле. Увеличилось количество экспертов. Некоторые из них после плодотворной работы на первом треке выразили желание выступить еще и на втором, потому что ребята собрались замечательные. Сегодня грамотный бизнес ищет не просто специалистов, которые бы хорошо исполняли поставленные задачи, а ищет лидеров, способных «креативить» в новых направлениях, тем самым развивая ту или иную сферу деятельности.
— Вы упомянули первый трек, второй трек, что означают эти новомодные слова применительно к «Смоле»?
— Если раньше «Смола» длилась семь дней, и главной темой была «молодежная политика», то сейчас мы проводим две смены или, как мы называем, трека. Первый трек — «Профессионалы новой Смоленщины», он ориентирован на ребят, которые развиваются в прикладных профессиях, то есть, другими словами, умеют что–то «делать руками». Это система профобразования, это молодые рабочие, научные школы, которые имеют прикладное значение. Первый трек прошел с третьего по седьмое июня.
Структура мероприятий в треках одинакова, но по контенту они существенно отличаются.
— Можно уже подвести предварительные итоги?
— Да. Ребята параллельно работали по нескольким, как мы говорим, тематическим кластерам. И здесь нашей задачей было показать молодым людям, как в дальнейшем можно применить навыки, полученные при обучении, например, на автомеханика или сварщика; как открыть свое дело, стать индивидуальным предпринимателем. Сегодняшняя молодежь должна понимать как «работать на себя», получив профессиональный базис компетенции, при условии, что у них есть соответствующее желание и внутренние личностные возможности. Значимо ли это для нас? Очень значимо. Чем больше молодежи будет самозанято, тем лучше для области в целом. Если в цифрах, то из 300 участников 152 зашли на «конвейер молодежных проектов и предпринимательских идей», а 74 успешно защитили проекты.
Параллельно мы работали с экспертным сообществом, представлявшим профессиональное образование Смоленской области. Было важно, чтобы наши идеи модернизации профессионального образования и развития молодежи были донесены не только до уровня директоров учреждений, но и услышаны заместителями по воспитательной работе, заместителями по развитию, работниками методических служб, педагогами. Ведь когда мы говорим, например, о работе по здоровому образу жизни молодежи, нужно посмотреть, а как воспринимают наши идеи рядовые преподаватели физкультуры, которые должны решать задачи по внедрению ГТО, по вовлечению молодежи в занятия спортом. А сейчас заниматься спортом в молодежной среде стало престижно. Посмотрите, сколько молодежных движений связано со спортом: ролики, коньки, паркур, воркаут и так далее.
И, конечно же, мы смотрели, насколько технологии управления проектами внедрены в образовательный процесс. В России принята Стратегия подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 года, где в разделе «Успешная социализация и эффективная самореализация молодежи» указаны два показателя.
Первый — это участие ребят в конкурсах и олимпиадах, в том числе и по стандартам World Skills, второй — восемнадцать процентов учащихся к 2020 году должно выходить из стен образовательных организаций зарегистрированными предпринимателями. Образовательная организация должна выступать своеобразным бизнес–инкубатором. Есть площади, есть условия, чтобы ребята могли сначала в рамках учебной фирмы посмотреть свои компетенции, снять какие–то риски. Тем более, что программ поддержки довольно много, Минэкономразвития готово поддерживать молодежное предпринимательство. У нас всегда вопрос: кого конкретно поддерживать? Для поиска ответа на него мы плотно работаем с департаментом инвестиционного развития Смоленской области, руководство которого понимает, что инвесторам нужны профессиональные кадры, и инвесторы должны увидеть, где эти кадры можно эффективно готовить.
Наша задача — показать, что система профессионального образования на сегодняшний момент наиболее привлекательна для работодателей, именно она может гарантировать выпускникам трудоустройство. Как говорится, «без куска хлеба» ребята, получившие прикладную специальность, никогда не останутся, они всегда смогут заработать. Это даже более важно не столько для самих абитуриентов, сколько для их родителей.
— Этот родительский менталитет трудно поломать. Принято считать, что среднее профессиональное образование все–таки котируется ниже, чем высшее, но в последнее время стрелка весов качнулась. Это так?
— Безусловно. Вы видите, президент России Владимир Владимирович Путин и премьер–министр Дмитрий Анатольевич Медведев придают этому огромнейшее значение. Например, на заседании Агентства стратегических инициатив, где председателем попечительского совета является Владимир Путин, высказывалась мысль, что создавать инновации мы можем, а вот дальше… Сделать прототипы и запустить в серийное производство — с этим у нас проблемы.
И, конечно, перекос в сторону высшего образования существенен, в том числе и в Смоленской области. У нас около 35–37 процентов выпускников отдают предпочтение системе профессионального образования, остальные ориентированы на высшую школу. И здесь не столько, если так можно выразиться, вина абитуриентов. Имеет место отсутствие информации. Не об образовательных организациях как таковых, а о сфере приложения, зарплатах, соцпакетах, возможностях карьерного роста. И мнение родителей: ну как я скажу подруге, где учится ребенок? Мой в академии или университете, а твой? В колледже? Значит, он слабее? Или глупее? А значит, менее успешен? И никто не задумывается над тем, что лучше быть первым маляром, чем рядовым художником. Почему, когда мы делаем ремонт или едем в автомастерскую, то ищем качественного профессионала по автоделу или ремонту и готовы платить немалые деньги за качественный результат. В то же время считаем, что наши дети не должны этим заниматься.
— Сколько, на ваш взгляд, должно пройти времени, чтобы поломалась эта система выстроенных сейчас, может быть, ложных ценностей?
— Не менее пяти лет. Глава нашей области Алексей Островский поставил задачу переформатировать в школе систему профориентации, где школьник с пятого класса должен получать объективную информацию о своих внутренних резервах и способностях. К пятому классу мы видим, у кого к чему склонности больше. Ученик вместе с родителями должен понимать вектор развития региона: с каким образованием можно быть востребованным на территории Смоленщины. И родителям нужно рассказывать, какие кластеры будут развиваться более активно, и с каким образованием в данном кластере можно получить хорошее место работы. Есть у нас, например, композитный кластер. Это же прорывная технология, это будущее! Через пять–семь лет применение композитов в промышленности увеличится с семи, как сейчас, до двадцати и более процентов. Соответственно, мы должны ориентироваться на это.
— Это, мне кажется, сложная задача и для вашего департамента, и для других. Дети могут в любой момент сказать: смотрите, нас вы подтягиваете до определенного уровня, а условия вокруг не соответствуют, уже возросшим потребностям в трудоустройстве.
— Согласен. На сегодняшний день органы власти в чистом виде это сделать не могут, должна быть обязательная активная работа с бизнес–сообществом и общественностью, с общественными организациями. Только трехстороннее взаимодействие сможет сдвинуть с места эту проблему. Поэтому мы и говорим, что ориентируемся на государственно–частное партнерство. Профориентацией должны заниматься не образовательные организации, которые рекламируют свою услугу, это второстепенно, а должны быть профориентационные центры, которые вместе с представителями промышленности, бизнеса рассказывали бы о сферах своей деятельности.
И большинство мастеров продуктивности, посетивших «Смолу», говорят о том, что получение образования какого–либо уровня не гарантирует объема знаний, необходимого в работе. Где их взять? Многие ребята говорят: «После колледжа пойду на «вышку»!» А зачем получать высшее образование ради диплома, если в итоге не получишь конкретного модуля качественных знаний и навыков? Сейчас мы настраиваем ребят на новый формат образования, когда получение знаний происходит не только в рамках стен образовательных организаций, а в профессиональном сообществе. То есть работает схема «мне нужны знания — я иду к ментору, наставнику». И показательно, что предприниматели, которые приезжают к нам на форум, готовы поделиться своим уровнем достижений: и финансовым, и статусным. Найти единомышленников, поделиться опытом, зарядить своей энергией — то, что свойственно нашей русской душе.
— Давайте теперь про второй трек. Он чем принципиально отличается от первого?
— Составом участников. Мы говорим о смене «Молодежная политика 2.0. Ориентация Z».
— Почему Z?
— Есть теория поколений. Сейчас трудоспособными и социальноактивными считаются поколение Х и поколение Y. Им на смену идет поколение Z. И каждое поколение отличается от других, одно поколение не понимает другое, об этом еще классики писали.
В этом треке нашего форума участвуют представители молодежных общественных организаций, представители муниципальных образований. Мы говорим о том, как нужно работать с подрастающим поколением, но технологии, которые хорошо работали в восьмидесятых–девяностых годах, уже не дадут эффекта сегодня.
Сегодняшняя молодежь не представляет, что значит жить без интернета. Если раньше преподаватель был единственным источником, который мог транслировать информацию, то сейчас есть интернет, есть огромное количество онлайновых бесплатных курсов по всем направлениям. Если мне что–то необходимо, то я легко могу найти. И наша главная задача — исконно русские ценности — патриотические, православные — обернуть в новый формат, который привлекателен для молодежи.
Нельзя говорить, что современная молодежь хуже или лучше, чем раньше. Она другая. Но могу сказать уверенно, что уровень патриотизма молодежи за последние семь лет значительно вырос. Молодые люди гордятся тем, что живут в России, безусловно, верят в нашего национального лидера Владимира Владимировича Путина, и они готовы бороться с несправедливостью. Это радует. И наша главная задача — поместить это поколение в качественные условия образовательной среды.