Алексей Островский: «Доброта — это главное,что должно быть в людях»
Максим Кузьмин
Власть
Каждый десятый житель Смоленской области имеет те или иные серьезные ограничения по здоровью. Более полутора тысяч смолян могут передвигаться только с помощью кресла–коляски. Порядка пяти тысяч человек имеют инвалидность по зрению или слуху. Смоленская область в этом смысле от других регионов мало чем отличается. Статистика везде примерно одинаковая
Обсудить права тех, кому труднее всего в любых экономических условиях, мы решили в очередной программе «Лицом к области» на телеканале ГТРК «Смоленск» вместе с врио губернатора Смоленской области Алексеем Островским. А чтобы воочию оценить уровень комфорта социальных учреждений, отправились со съемочной группой в уникальный ресурсный центр социально–педагогического сопровождения профобразования лиц с ограниченными возможностями здоровья «Оберег», расположенный на базе Смоленского педагогического колледжа, а также в реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Вишенки».
— Алексей Владимирович, мы сейчас с вами находимся на территории реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Вишенки». Это во многом уникальное учреждение, причем, не только у нас, в Смоленской области, — таких учреждений по стране не много. Скажите, а все ли, кто нуждается в этой помощи, могут сейчас помощь в «Вишенках» получить? Есть ли у «Вишенок» возможность всем желающим оказать эту помощь?
— Я постоянно общаюсь с этими людьми, постоянно наблюдаю, как с ними работают очень добрые, очень ответственные специалисты, которые выполняют тяжелый и очень непростой труд: помогают людям с ограниченными возможностями. И я вижу, насколько им важно и нужно наше внимание и забота. Мы стараемся максимально в силу возможностей помогать этой категории граждан. В то же время я как глава региона понимаю, что им нужно гораздо больше помощи, чем мы пока в состоянии оказать.
Здесь открыто специальное отделение «Мать и дитя», где дети могут находиться вместе с кем–то одним из родственников. В настоящий момент такую услугу получают 300 семей, хотя нужно двигаться дальше к увеличению этих показателей.
Вы сказали совершенно правильно, что таких учреждений не так много в других субъектах Федерации. Мы можем им гордиться, но пока, к сожалению, констатирую, что гордиться можем только одним учреждением, а хочется, чтобы их было гораздо больше.
— Дети–инвалиды — совершенно особая категория. Какие у них есть возможности не только для лечения, восстановления, но и для получения полноценного образования?
— Вы знаете, чтобы было понимание и у вас, и у телезрителей: в настоящий момент на территории Смоленской области проживает 157 тысяч детишек. Из них 3,5 тысячи — дети с ограниченными возможностями, дети–инвалиды. И, безусловно, им необходимо развитие, как физических возможностей, так и интеллектуальных способностей. Здесь, в «Вишенках», все условия для этого созданы. И не только в «Вишенках». Мы с вами были сегодня еще в одном социальном учреждении — в «Обереге», где и преподаватели, и весь коллектив старается, чтобы у детей было как можно больше возможностей. В том числе, и для учебы. По моему поручению недавно здесь было открыто новое отделение, которое дает ребятишкам возможность получать услуги образования. И многие из них демонстрируют хорошие успехи.
— Сегодня много говорят о так называемом инклюзивном образовании. За этим термином, если я правильно понимаю, скрывается возможность обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах, возможность нормального общения со своими сверстниками. Есть ли у нас нечто подобное? И востребовано ли это на практике?
— Несмотря на скромные возможности бюджета, администрация региона старается максимально поддерживать нуждающихся и наименее социально защищенных. Если к началу прошлого года у нас было 27 учреждений, где одновременно и здоровые детишки и детишки с ограниченными возможностями могли вместе получать услуги образования, то буквально в прошлом году мы открыли еще 25. Сейчас у нас подобных учреждений уже более 50. Это обстоятельство не может не радовать администрацию региона и, как я уверен, родителей тех детей, у кого возможности ограничены. Поскольку такая форма, когда дети с ограниченными возможностями и абсолютно здоровые дети учатся вместе, позволяет, безусловно, детям с ограниченными возможностями лучше и быстрее развиваться, общаясь со здоровыми сверстниками. Об этом говорят и психологи, и преподаватели, и врачи.
— В центре «Оберег» при Смоленском педагогическом колледже молодые люди с ограниченными возможностями получают профессиональное образование. Есть ли возможность расширить такую практику в Смоленской области, потому что, насколько я знаю, это единственное пока у нас учреждение такого профиля?
— Безусловно, такие планы есть. И уже проработаны конкретные решения, чтобы подобные учреждения открывались. И не только дополнительно в Смоленске, но еще и в районных центрах. Мы, уже сейчас, думая над бюджетом 2016 года, планируем заложить средства на дополнительные возможности для этих людей, а также для специалистов, которые готовы преподавать и помогать детишкам с ограниченными возможностями. Более того, меня как человека в первую очередь радует тот факт, что таких профессионалов, которые готовы идти в социальную сферу, работать с этими ребятами, любить их, дарить им добро, с каждым годом становится больше. Я думаю, это происходит, в том числе, и потому, что многие из нас становятся ближе к вере, к Богу, к духовности, все больше людей душой и сердцем воспринимают такие понятия как «милосердие», «терпение», «доброта».
— По статистике, в Смоленской области более полутора тысяч человек могут передвигаться только с помощью кресла–коляски. Они все обеспечены этими средствами передвижения?
— У нас в области работает программа «Доступная среда». Работает не так, как хотелось бы и нам, власть имущим, и тем, кто нуждается в этой самой доступной среде. Но в то же время, год от года мы все больше средств выделяем на то, чтобы у этих людей, которые так нуждаются в нашей помощи, жизнь становилась лучше и комфортнее. Скажем, в прошлом году мы впервые получили федеральную помощь в рамках федеральной программы «Доступная среда», в нынешнем году мы ее получили вторично и в большем объеме. Мы благодарны Федерации за то, что она начала так помогать нам как субъекту, видя качественную работу. Хотя и этих средств пока не хватает. Что касается колясочников, то эти мероприятия проводятся Фондом социального страхования на территории всей страны и на Смоленщине, в том числе.
В прошлом году 550 инвалидов–колясочников получили возможность комфортно передвигаться на соответствующих колясках. В нынешнем году уже 170 обратившихся смогли воспользоваться этой услугой, а к концу года мы планируем выйти на превышение прошлогоднего показателя и предоставить такую возможность 720 инвалидам–колясочникам. Забегая вперед, хочу сказать, что эти коляски не являются каким–то допотопным пережитком прошлого. Это достаточно комфортные, современные транспортные средства. Хотя, конечно, они никогда все равно не заменят человеку полных физических возможностей.
— Одной из серьезных проблем остается трудоустройство инвалидов. Сегодня мы общались с ребятами в «Обереге», они учатся, получают образование, многие из них талантливы, но как им найти свое применение дальше в жизни, развиваться профессионально? Как государство может стимулировать предприятия на создание таких рабочих мест?
— У нас на территории региона действует областной закон о квотировании рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Эти правила очень понятны и доступно прописаны. Те предприятия, которые имеют более ста рабочих мест, обязаны трудоустроить не менее трех человек с ограниченными возможностями. Если на предприятии количество работающих составляет от 35 до 100 человек, то они обязаны принять на работу 2 человек с ограниченными возможностями. Всего у нас таких предприятий, подпадающих под ту или иную категорию, которые обязаны трудоустраивать людей с ограниченными возможностями на работу, — 1420. Если говорить, сколько людей трудоустроено в процентном соотношении, то на 4,5 тысячи мест, которые подлежат квотированию, в настоящий момент работает более 2,5 тысячи людей с ограниченными возможностями. Это 63 процента от общего объема предоставляемых мест. У нас есть постоянные программы, которые стимулируют предприятия к тому, чтобы они шли нам навстречу в решении этой задачи. Например, в нынешнем году мы помогли серьезной субсидией одному из крупных заводов, работающему на территории Смоленской области, где трудится большое число инвалидов. Его руководитель смотрит в правильном направлении, давая возможность реализоваться таким людям, которые не хотят сидеть дома, они социально активны, социально ответственны и хотят приносить пользу и себе, и своим семьям, и обществу. Мы, видя такой подход со стороны директора предприятия, безусловно, оказали помощь из регионального бюджета в ответ на его обращение. И готовы помогать всем, кто, действительно, проявляет социальную ответственность, трудоустраивая не только на основании закона о квотировании таких мест, а просто по зову души и сердца.
— Спасибо, Алексей Владимирович, за этот разговор. Мы от себя надеемся, что среда, которая нас окружает, будет не только доступной, но еще и доброжелательной ко всем нам.
— Спасибо большое, Максим Николаевич. Действительно, доброта — это главное, что должно быть в людях, тем более, в такое сложное время, как сейчас. И я очень надеюсь, что таких людей будет как можно больше.