#7 (119)
20 апреля 2015

Совет да мандат

Евгений Ванифатов, Максим Кузьмин

Рейтинг событий

До выборов депутатов Смоленского городского Совета остается немногим более пяти месяцев. Новый состав горсовета увеличится на десять человек за счет того, что на треть будет состоять из депутатов, прошедших по партийным спискам. Поэтому, помимо традиционного для местных выборов голосования за «репы» (кандидатов), смолянам придется выбирать между «идеями» (политическими партиями).

Накануне первомайских праздников на прием к нашему виртуальному Эксперту (Э.), консультирующему в свободное от работы время, записался виртуальный Вопрошатель (В.) — местный предприниматель, которого однажды ночью посетила шальная мысль: не пойти ли в депутаты?

Посидев накануне приема с друзьями в баре и прозондировав данную тематику, Вопрошатель вынес на утро только одно: все выборные кампании отличаются друг от друга и при планировании каждой последующей неплохо бы знать нюансы предыдущей.

Этого было достаточно, чтобы зайти в кабинет Эксперта с видом искушенного человека.

Канцлер Алашеев

В. — Давайте начнем с понимания того, что представляла собой городская выборная кампания 2010 года, когда смоляне выбирали нынешних депутатов городского Совета.

Э. — Многие уже и не припомнят, но в те времена в Смоленске существовала совсем иная система распределения властных полномочий. Был всенародно избираемый мэр и депутаты, и основные распорядительные полномочия находились в руках мэра, а полномочия депутатов были гораздо меньше, нежели сейчас.

Гигантский отпечаток на выборы депутатов городского Совета наложила предшествующая годом ранее мэрская кампания: скандальная, со снятием кандидатов, с неожиданной победой Качановского и его последующим арестом буквально накануне дня голосования в Совет. Огромное влияние на избирательную кампанию оказала небезызвестная ФПГ, крах которой мы наблюдали в прошедшем году: «Смоленский банк» и близкие к нему коммерческие структуры. К 2010 году ФПГ активно работала в смоленской экономике и начинала свой поход во власть, который впоследствии многие называли «попыткой приватизации власти». (Надо сказать, на определенном этапе это была довольно успешная попытка.)

Сегодня же именно депутаты (не горожане) избирают главу города, они же назначают по контракту главу администрации. Интересно, что последний, в понимании горожан, и является руководителем города, так сказать, градоначальником. Возможно, по этой причине губернатор Алексей Островский намерен «вернуть Смоленску мэра»: недавно он внес в областную Думу пакет поправок, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять и администрацию. Избираться он будет депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В. — До настоящего времени в Смоленске есть глава администрации Алашеев и собственно глава города, этот, ну как его?..

Э. — Да, почти как в ФРГ, где есть президент (Вы знаете его фамилию? Я нет. А он есть) и федеральный канцлер Ангела Меркель. Приблизительно такая же схема и в Смоленске: де–факто руководит канцлер Алашеев, де–юре высшим должностным лицом Смоленска является глава города Евгений Павлов.

Но, повторюсь, скоро эта схема должна поменяться, и глава администрации, следует думать, вновь станет полноправным хозяином в городе.

В. — Кому и зачем пришло в голову изменить эту схему ранее?

Э. — Идея родилась тогда, когда начались мучения, связанные с арестом Качановского и его последующим отрешением от должности. Тогда на повестку дня встал вопрос: либо заходить во вторую кампанию по выборам мэра, не успев очухаться от ужасно проведенной первой, либо менять Устав Смоленска, добавляя депутатам городского Совета полномочия по избранию исполнительной власти. В итоге, было принято второе решение: менять Устав. Претворялось в жизнь оно крайне долго и болезненно: вначале не могли выбрать главу Смоленска, потом — назначить главу администрации.

В. — Смею предположить, что вся дестабилизация исходила от указанной вами ФПГ?

Э. — Она исходила от крайне слабой региональной власти, решения и воля которой, транслируемые на уровень города, попросту игнорировались. Мы помним неоднократные заявления экс–губернатора о независимости местного самоуправления, его обособленности и самостоятельности.

Коалиция Островского

В. — Кампания 2013 года по выборам депутатов Смоленской областной Думы проходила в условиях уже изменившейся политической реальности?

Э. — Да, с приходом в 2012 году губернатора Алексея Островского поменялись правила игры. Вернее сказать, с появлением Островского правила в этой игре и появились. Стало понятно, что избраться в заксобрание можно, будучи выдвинутым той или иной политической партией. Иначе — нельзя.

К тому моменту уже была сформирована межпартийная коалиция, в ее состав вошли представители ЕР, ЛДПР и КПРФ. На думских выборах они не вели между собой никаких войн, если и критиковали друг друга, то в «травоядных формах».

Активную протестную кампанию вела одна партия — СР. Ее результат, правда, оказался совсем невысок.

В выборах принимали участие много новых партий, не парламентских, некоторые из них — довольно активно: Родина, например, или Гражданская платформа (Российская партия пенсионеров за справедливость совершенно неожиданно для многих получила мандат и вошла в коалицию).

В целом, ЕР одержала тотальную победу, ЛДПР и КПРФ показали традиционно ровный результат, СР потерпела полную неудачу.

В. — Провал СР, как и малых партий, видимо, был очевиден.

Э. — Как сказать… Если помните, на президентских выборах кандидат Михаил Прохоров, вопреки прогнозам, набрал много голосов, и в связи с этим у Гражданской платформы были определенные надежды. От других малых партий также пытались избраться вполне достойные и известные в Смоленской области люди, обладающие ресурсами и готовые их вкладывать.

В. — Вы упомянули о неких правилах игры Островского. Давайте их перечислим.

Э. — Правило первое: партийное выдвижение кандидатов. Необязательно быть членом партии, но быть выдвинутым от ее лица — да. В таком случае кандидат застрахован от слишком скурпулезного внимания со стороны избирательной комиссии. Или же, говоря простым языком, его не снимут с избирательной гонки (если только в случае действительно серьезных нарушений закона, вроде прямого подкупа). При этом неважно, оппозиционный кандидат или провластный — если выдвинут партией, никто его не тронет, и до финала — голосования — он, скорее всего, дойдет.

В. — Насколько рациональна такая схема на местных выборах, когда депутат выбирается от небольшого городского округа и, по сути, обслуживает интересы его жителей, а не политической партии? Отчего не дать самим избирателям право выдвинуть Иванова–Петрова–Сидорова?

Э. — Знаете, когда начинают говорить про «народных» или «независимых» кандидатов — ищите за устами говорящего коммерческие или даже криминальные структуры. В Смоленске уже был (правда, недолго) «народный» мэр Качановский, отбывший впоследствии несколько лет в местах лишения свободы.

Что касается партий, их, как вы знаете, достаточно много, и амбициозный горожанин запросто может попробовать свои силы, выбрав одну. Скажу больше: сами партии остро нуждаются в таких кандидатах, которые усилят их своим финансовым, организационным и личностным ресурсом.

ЕР, например, продолжает практику широких праймериз, и заявки на участие в борьбе за право стать кандидатом от партии власти уже принимаются. Я вам процитирую лидера местных единороссов Ляхова. Вот что он сказал:

«Мне приходилось слышать мнение, якобы наши партийные списки уже сформированы, что «все уже решено». Со всей ответственностью заявляю: нет этого! Только победители праймериз будут выдвинуты партией кандидатами на предстоящих выборах. Партия будет делать ставку на ресурсных кандидатов, которые смогли победить в конкурентной борьбе на праймериз».

В. — Важно быть просто членом партии или именно ею выдвинутым? Иногда ведь в тактических целях те же единороссы баллотируются в депутаты как самовыдвиженцы, особо не афишируя свою партийную принадлежность.

Э. — Именно выдвинутым. Не забывайте, что новый состав городского Совета будет на треть состоять из тех, кого выберут по партийным спискам. Сегодня в России мы не видим серьезной протестной волны, — условия, при котором кандидаты–единороссы «прячутся» за самовыдвижением. Более того, я отношусь к такого рода лукавству более чем сдержанно. Избирателю ничего не стоит заглянуть в биографию кандидата, почитать интернет — кто, где и когда и с кем. Можно такому кандидату задать соответствующий вопрос на встрече с избирателями: «А что это вы, стыдитесь своей партии?»

«Репы» и «идеи»

В. — Насколько жесткой будет на этих выборах межпартийная борьба?

Э. — Ее накал будет примерно тот же, что и на выборах в областную Думу. СР будет бороться против всех, но шансов у нее мало. Думаю, что ЕР потеряет свое тотальное большинство в городском Совете, но простое большинство сохранит. КПРФ, скорее всего, сделает ставку на свой традиционный электорат, голосующий за коммунистический бренд в любом состоянии, и получит определенный процент мандатов по партийным спискам. Что касается одномандатных округов, перспективы больше у ЕР, учитывая кадровый потенциал. Все же на этих выборах в первую очередь будут голосовать за персону, а не политическую программу.

В. — Вы подчеркнули, что новые депутаты будут утверждать главу администрации Смоленска. В этой связи хочется несколько слов сказать про персону Николая Алашеева. Его политическая история достаточно интересна, если не сказать уникальна. Выйдя первоначально из окружения ФПГ (придя в городской Совет в качестве ее протеже), он в нужное время отдалился от ФПГ, быстро укрепил собственные позиции в ЕР и, в итоге, заполучил должность главы администрации Смоленска. (Правда, в ходе этих многочисленных перемещений, как говорят, потерялась его трудовая книжка. Но главное, что партийный билет всегда под рукой.) Сегодня Алашеев прекрасно чувствует себя во взаимоотношениях с губернатором, ладит с депутатским корпусом. Не иначе как философия Востока помогает ему.

Э. — Способности Алашеева сорганизовать коллег по депутатскому цеху мы знаем давно, еще в его бытность «по другую сторону баррикад». Как показала практика, он не является заложником какой–либо коммерческой структуры. Помимо этого, Алашеев прочувствовал и принял политику губернатора Островского. Несмотря на то, что де–юре городская власть в Смоленске напрямую не подчиняется региональной власти, де–факто подчиняется. И Алашеев это демонстрирует, как публично, так и фактически: выполняя указания Островского. Вот и недавно, комментируя упомянутую выше инициативу Островского о возвращении Смоленску мэра, Алашеев заявил:

«Решение депутатов областной Думы получит поддержку на уровне Смоленского городского Совета и администрации города».

Что касается планов, думаю, Алашеев намерен и далее сохранить за собой пост главы администрации — его нынешние полномочия истекут вместе с полномочиями действующих депутатов городского Совета. После выборов, по идее, должен быть назначен новый конкурс по отбору кандидатов на пост главы. Новоиспеченные депутаты и будут выбирать главу администрации Смоленска.

В. — Традиционно к очередным выборам пытаются притянуть возможность проведения губернаторских выборов. Есть ли сегодня к тому хоть какие–то показания?

Э. — Разговоры о возможных выборах губернатора Смоленской области полностью несостоятельны. Выдвинутый президентом и утвержденный областной Думой губернатор Островский будет работать до конца первого срока — еще два года. А далее, в сентябре 2017 года на Смоленщине пройдут губернаторские выборы, и Островский пойдет на них в качестве и.о. губернатора. И сегодня нет никаких оснований говорить о других сценариях.

Выдвинутые «от и до»

В. — Остается решить главный вопрос: от какой же партии выдвигаться?

Э. — Неплохо, конечно, когда вы еще до начала выборной кампании понимаете, какая партия что из себя представляет. Все просто: выбирайте партию и начинайте работать. Предложите ей интересный, перспективный, общественно–значимый проект и вас примут с распростертыми руками. Сегодня партии как раз озабочены подбором проходных кандидатов. Взамен от вас потребуется как минимум лояльность партийному руководству…

В. — Подозреваю, что кризис кадров существует и в ЕР, и в ЛДПР, и в КПРФ, однако партии — структуры не мобильные. Нельзя же просто так прийти в партию и получить первое место в списке?

Э. — Нельзя. И это хорошо. Готовиться нужно заранее, показать себя общественником или управленцем, поработать в самой партии, а дальше уже баллотироваться. Партийный фильтр это хорошо. Вспомните, еще совсем недавно практически любой желающий, обладающий финансовыми ресурсами, мог выдвигаться на любую должность, становиться мэром, совершенно не смысля ни в чем или приходя на эту должность с корыстными целями. Фильтр позволяет не пускать такого деструктивного человека во власть.

В. — В завершении беседы давайте прикинем, насколько обновится новый депутатский корпус?

Э. — Выборы специфические, округа небольшие, и если есть хороший контакт с избирателями, если проведен грамотный «подкуп», люди могут переизбрать действующих депутатов.

В. — Простите, подкуп?

Э. — В кавычках, естественно: «подкуп». Под этим я понимаю решение проблем избирателей: ремонт подъездов и придомовых территорий, юридическую помощь и прочие хорошие дела на законных основаниях. Есть ряд депутатов, чьи позиции прочны именно по этой причине: они ведут приемы, решают проблемы — в той или иной степени весь свой срок полномочий занимаются «подкупом» избирателей. И это правильно. И вам, в случае получения вожделенного мандата, я крайне рекомендую заниматься тем же: ежедневным «подкупом» избирателей.

Однако в целом, думаю, депутатский корпус обновится на половину или даже более того.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/119/02