«Он играет, как умеет». Страсти вокруг регионального фонда капремонта
Светлана Савенок
Резонанс
Так вот иной раз задашь тему к обсуждению, и она начинает «работать» уже совершенно отдельно, и через какое–то время, смотришь, «бытовые страдания» уже становятся вопросом политическим. И вот уже партии, «круглые столы», рабочие группы и прочее, прочее — все вертится, шумит, жизнь кипит… «А потом бац — и вторая смена», новый виток. Пар — в свисток?
«Когда кончится этот бардак?»
К теме «мутных» счетов за капремонт нам пришлось возвращаться второй месяц подряд. И опять после многочисленных обращений смолян, которые жаловались на некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области».
Суть жалоб знакома многим: люди исправно вносят платежи за капремонт, а в следующем месяце из квитанций узнают, что вроде как и не платили. Дозвониться по указанным в квитанциях телефонам невозможно,.. а в следующем месяце история повторяется. Причем, одни исправные плательщики оказались «должны» за месяц, другие за два, а есть и те, кто и за три. Естественно, люди начинают нервничать. Естественно, у многих пропадает желание «кидать деньги в эту бездонную бочку».
Возмущение людей понятно. Непонятно только, «когда кончится этот бардак»? Собственно, невозмутимое молчание фонда капремонта при том бардаке с цифрами в платежках, который сильно разозлил людей, и заставило нас отчаянно забить в колокола и попытаться разобраться в ситуации.
Первое, что мы выяснили, разбираясь в вопросе — это то, что по телефонам, указанным в квитанциях дозвониться действительно невозможно.
Трудности перевода
Пришлось воспользоваться «служебным положением» и позвонить напрямую — исключительно для того чтобы разъяснить людям, что происходит на самом деле. Мы пообщались с гендиректором регионального фонда капремонта Юлией Волченко. Разговор получился такой:
— Юлия Сергеевна, хотелось бы получить ваш комментарий относительно «долгов», которые фонд выставил населению марте в квитанциях за февраль…
— Какой адрес конкретно?
— Адресов у нас много. Судя по обращениям, которые поступили к нам в марте, в «должниках» опять подавляющее большинство смолян.
— Квитанция, где указана задолженность, могла прийти в том случае, если человек заплатил за январь, но уже после 20 февраля, поэтому сумма эта не учтена. То есть, оплата должна проходить, как положено по всем коммунальным платежам, до 20 числа каждого месяца.
— Объясните, пожалуйста, почему второй месяц подряд происходит эта свистопляска? Смоляне окончательно сбиты с толку — якобы неоплаченные месяцы у всех разные… С начала года это происходит. Путаница началась, когда люди получили квитанции после новогодних каникул.
— Один раз. Да, тогда произошел сбой. По техническим причинам. Мы извинились.
— Если бы один раз, мы бы не возвращались к этой теме вновь.
— Да, а теперь мы сдвигаем,.. входим в график. Вы понимаете, произошел один сбой в декабре — когда текущее начисление попало в задолженность — там была программная, техническая ошибка — мы ее исправили, извинились…
— А с февральскими квитанциями другие ошибки пошли, так? Юлия Сергеевна, очень хочется понять: что смолянам посоветовать в данной ситуации? Хотелось бы услышать четкие рекомендации.
— Надо разъяснить следующее. Платежи за капремонт осуществляются с октября прошлого года. Получается, мы собираем их уже пять месяцев. Если люди платили все это время, то эти платежи никуда не делись, они все зачислены и учтены. Но в квитанцию, как оплаченные, попадают только те платежи, которые были произведены до 20 числа. Те, что позже — проходят как долг.
— Предположим, человек исправно платит с октября. Но неразбериха со счетами и «долгами», которые появляются в квитанциях, продолжается. В силу разных причин: сбой программного обеспечения, сбой в работе почты, еще какой–то сбой… Ему как — платить только за месяц и не переживать, что что–то не пришло от него в фонд капремонта? Или постоянно выезжать к вам в фонд и производить сверку счетов на месте (потому что дозвониться просто нереально)?
— Лучше все–таки контролировать. Еще одной из субъективных ошибок является «человеческий фактор». Скажем, человек платит на почте, а оператор из–за невнимательности вбивает в квитанцию по оплате другой счет… Естественно, эти деньги до нас не доходят. Такие случаи, к сожалению, не единичны.
— Вы представляете, насколько все эти путаницы и невозможность разобраться без выезда к вам (а там — очередь) нервируют население.
— Да, проблема есть, и мы работаем над ее решением. Для снятия напряженности мы приобрели портал, чтобы люди могли заходить на наш сайт и в режиме онлайн контролировать свои лицевые счета. Но портал, к сожалению, не работает — там тоже технический сбой. Сейчас два специалиста в командировке в Казани, пытаются его устранить с разработчиками сайта… Вот вы написали у себя на сайте, мол, фонд капремонта «кошмарит» смолян, но поймите: программа новая, система сбора платежей на этапе становления. И настроить все, чтобы сразу работало, «как часы», без сбоев невозможно. И повторю: не все упирается только в нас. Есть еще почта, есть Сбербанк, который тоже не сразу перечисляет нам деньги. Словом, это комплексная проблема.…
— Смущает одно: подобных проблем почему–то не возникает в других структурах коммунальной сферы, которые собирают платежи за свои услуги. Вроде все завязаны на тех же контрагентов — ту же почту, тот же Сбербанк. И только фонд капремонта, создание которого с самого начала у населения вызвало негативную реакцию… Кстати, а другие региональные фонды тоже являются «возмутителями спокойствия» граждан?
— Кстати, в Смоленской области еще не самая худшая ситуация. А может быть, и лучше, чем в других регионах: за пять месяцев уже 17 директоров региональных фондов сменилось, настолько сложная ситуация. Потому что платеж абсолютно новый… Мы сейчас пытаемся отрегулировать вопрос своевременных поступлений квитанций (с Парамоновым говорили о проблеме, обещал, что не повторится). Проблему с тем, что сложно до нас дозвониться, знаем. Она решается. Новую АТС закупили. Помещение нам в апреле дают новое — мне просто людей сейчас даже посадить некуда, чтобы они отвечали на звонки… Мы начали работать, что называется, с колес. Надеюсь, что ситуация нормализуется в самое ближайшее время.
P.S. Мы также полагаем — не надеемся даже, а не сомневаемся — что в ближайшее время возникшая напряженность вокруг фонда будет снята. Знаете, почему? Потому что власть мгновенно отреагировала на сигнал тревоги, который пошел, что называется, «снизу», от людей. Заметим, это уже не единичный пример (вспомнить хотя бы совсем «свежую» историю сохранения соснового бора в Королевке). И хочется верить, что эта (пока еще наметившаяся) тенденция станет явлением… впрочем, на первых порах — абсолютно непривычным для смолян.