Глобальные идеи Виктора Шабельника
Юрий Семченков
Мастерская
В любой среде, а в молодежной особенно, есть свои лидеры. Формальные и неформальные. И большое благо для коллектива, когда две эти позиции совпадают в одном лице. Наш сегодняшний собеседник, как представляется, именно из таких людей. Иначе тысячи (без преувеличения) студентов не доверили бы ему представлять свои интересы и отстаивать права.
Мы беседуем с председателем профсоюзной организации студентов Смоленского государственного университета Виктором Шабельником.
— Виктор, насколько лидер студенческого профсоюзного комитета является «отцом» для студентов? С какими вопросами они обращаются в профком? Могут ли прийти с чем–то совсем личным?
— Если говорить о личном и сокровенном, то в данном случае правильнее будет сказать, что с такими вопросами ко мне обращаются не как к профсоюзному лидеру, а как к человеку. Наверное, мои личные качества позволяют доверить мне определенные личные секреты. Я стараюсь всегда быть наравне со студентами. И порой, приходя домой, понимаю, что голова наполнена чужой личной информацией, которая должна остаться только у тебя. Ты должен дать совет и при этом сам никому ничего не рассказать, ни с кем не посоветоваться в свою очередь, потому что это не твоя тайна.
— Хорошо, а в профком, как в организацию, с какими проблемами идут?
— Основная задача любой профсоюзной организации — защита прав. В нашем случае — прав студентов. И, конечно, с этими вопросами они к нам, в основном, и идут. Но мы помогаем студентам не только в повседневных делах, когда возникает вопрос, скажем, о выселении из общежития или, такое бывает крайне редко, преподаватель, на взгляд студента, относится к нему несправедливо. Мы работаем еще и в, так сказать, глобальном масштабе.
— Это как?
— Скажем, когда во всероссийском масштабе велось обсуждение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» в его новой, нынешней редакции, то мы прилагали усилия к тому, чтобы законодательно сохранить социальные льготы, социальные гарантии и права, что были у студентов. И в конечном итоге нам удалось отстоять, например, сам факт существования студенческих стипендий, потому что законопроект предполагал, что минимальный размер стипендии устанавливался бы самим вузом. Можно представить себе, каким бы он был в некоторых небогатых учебных заведениях.
Я еще являюсь руководителем студенческого координационного совета от Смоленской области. Это всероссийская организация при профсоюзе работников образования Российской Федерации. К чему я это говорю — мы на общероссийском уровне внесли предложение о назначении специальных стипендий студентам по пяти направлениям. И сейчас некоторые студенты получают повышенные стипендии по 7 тысяч рублей за достижения в науке, спорте, общественной работе, культурно–массовой работе и учебной деятельности. Согласитесь, это довольно серьезные деньги. Свою позицию мы аргументировали тем, что студент в первую очередь должен получать образование, а не работать для того чтобы прожить. И нам это удалось. Если говорить о нашем вузе, то сейчас порядка трехсот студентов получают такие стипендии.
— Многие ли студенты вынуждены подрабатывать?
— Конечно, многие студенты вынуждены работать. Подработка сейчас есть, но не всегда. Я хотел бы заострить внимание вот на чем. Когда студент первого или второго курса начинает по–хорошему активничать, проявлять себя как организатор, демонстрировать свою активную позицию, в том числе и гражданскую, ему гораздо легче устроиться на работу — к пятому курсу таких студентов чаще всего уже где–то ждут. У нас некоторых студентов знают в лицо и глава города, и депутаты. И тех, кто действительно проявляет свою позицию, они с удовольствием привлекают.
— Насколько я знаю, сейчас есть возможности проявить себя и по общественной линии, поработав в существующих у нас в городе молодежном правительстве или парламенте.
— Да, и там тоже можно себя проявить. Это, конечно, не приносит зарплаты, но надо понимать, что в перспективе активистов из таких структур, скорее всего, с руками и ногами заберут.
— Вы уже семь лет работаете в своей должности и можете судить, отличаются ли сейчас молодые люди от своих сверстников, которые приходили учиться несколько лет назад. Что думаете?
— Существует вечная тема — «молодежь нынче не та». Я всегда был противником такой точки зрения и сейчас стараюсь так не думать. Но в настоящий момент, прежде всего, в связи с отсутствием цельной молодежной политики как таковой, можно говорить, что отличия проявляются все сильнее. Некоторые манеры общения молодых людей между собой, например, в социальных сетях меня очень неприятно удивляют.
— В последнее время Смоленский государственный университет развивается стремительно в самом прямом смысле этого слова. Ваши новые объекты нельзя не заметить.
— К юбилею Смоленска наш вуз получил определенное финансирование, и мы построили еще один дополнительный новый учебный корпус, благодаря которому перешли на учебу в одну смену. Студентам, конечно, полегче стало, в том числе и подрабатывать, о чем мы говорили ранее. У нас открылся физкультурно–оздоровительный комплекс. Открылся еще один дополнительный концертный зал. В университете учится очень творческая молодежь, одного зала не хватает, учитывая, что он является востребованным не только нашим вузом, но и на уровне областных и городских мероприятий. Поэтому новый зал на двести мест пришелся как нельзя кстати.
В прошлом году мы стали обладателями всероссийского гранта на развитие студенческого самоуправления. По России около двухсот вузов получили средства, нам выделили около десяти миллионов рублей. Благодаря этому гранту у нас появился студенческий бизнес–центр. Это потрясающая суперсовременная аудитория, где студенты могут прослушать лекции о бизнесе и посетить другие учебные занятии по данной тематике. Там проводятся деловые круглые столы, конференции, семинары. Создан коворкинг–центр, место, оснащенное всем необходимым, где студенты могут поработать. Сейчас идет его окончательное оснащение. В рамках удостоенного гранта проекта мы провели ряд региональных мероприятий. У нас появилась своя студенческая мини–типография, оборудование для профессиональной фото–видео съемки.
В этом году мы тоже выиграли грант и, кроме всего прочего, планируем провести на базе нашего вуза масштабное всероссийское мероприятие. Оно называется «За это я люблю Россию». Это проект, суть которого в том, что студенты и школьники из российских регионов будут своеобразно и оригинально презентовать свои родные места — показывать достопримечательности, рассказывать об удивительных людях, обращать внимание на «незапопсованные» памятники архитектуры, памятные и мемориальные места.
Впоследствии эти презентации будут сводиться в один большой интернет–ресурс, будет разработано мобильное приложение. Финал этого грандиозного мероприятия будет проходить в нашем городе–герое Смоленске. К нам съедутся победители, представители всех регионов. Здесь, помимо всего прочего, будут представлены мастер–классы народных российских умельцев самых разных направлений. Я думаю, это мероприятие будет иметь большой успех. По крайней мере, мы прилагаем для этого все усилия.
— Недавно на базе вашего университета уже проходило пусть не такое масштабное, но примечательное мероприятие — квест городов–героев. Можете поделиться подробностями?
— На самом деле, это было, по моему мнению, самое лучшее молодежное мероприятие из тех, что проходили в Смоленске за последние несколько лет. Квест городов–героев подразумевал, что в каждом городе–участнике этой всероссийской акции проходила патриотическая игра по особым правилам. Каждая команда, получив задание, должна была прийти по маршруту на ряд контрольных точек, на каждой из которых необходимо было выполнить то или иное задание, тематически связное с одним из городов–героев России. Например, разборка–сборка автомата Калашникова или задание нарезать хлеб блокадными пайками по 125 граммов, написать фронтовое письмо–треугольник и так далее.
— Команды знали заранее, какие будут задания?
— Нет, для них это было полной неожиданностью. Игра проходила очень интересно и местами даже трогательно. Мы получили массу положительных восторженных отзывов от участников и в дальнейшем также планируем проводить подобные мероприятия. Это же патриотическое воспитание в несколько необычной форме, которого так не хватает молодежи. Есть устоявшиеся стереотипы при проведении патриотических мероприятий, часто они проходят только «для галочки», а здесь с помощью современных технологий, с использованием гаджетов и приложений, новыми методами решаются задачи патриотического воспитания. Финал этого квеста уже прошел в Санкт–Петербурге, наш представитель занял там второе место, чем мы тоже очень гордимся. Это потрясающая идея, которую мы в дальнейшем будем развивать.
— Во времена моей студенческой юности профком стойко ассоциировался со словами «студенческая столовая» и «летний отдых». Как обстоит дело сейчас?
— Со столовой и сейчас ассоциируется, конечно. Куда ж без этого. У нас несколько лет назад столовая принадлежала частному лицу, и мы обратились к администрации вуза с просьбой пересмотреть политику в сфере питания студентов, предоставив мониторинг цен по столовым в городе, показав, что у нас самые высокие цены, самые маленькие порции и так далее. В итоге столовая сейчас принадлежит вузу, и каждый студент может покушать в среднем за сто рублей. Нормальная цена, хорошее качество. Считаю, в этом есть и наша заслуга. Мы и сейчас периодически выступаем с инициативами. Например, о необходимости постных блюд в соответствующее время.
А по поводу летнего оздоровления — это естественно. Каждый год мы вывозим студентов в Крым. В прошлом году мы, например, совместно с Липецким техническим университетом провели студенческий фестиваль. На общей базе прошла патриотическая смена, на которой студенты занимались и спортом, и культурно–досуговыми мероприятиями, и, конечно же, профсоюзной работой. Там же на море проходил конкурс «Профорг года». Студенты остались очень довольны, и это легло в основу идеи, которую мы сейчас разрабатываем: провести школу актива для максимального количества студентов не только Смоленска, но и всего Центрального федерального округа. Чтобы студенты не только отдыхали на море, но и чтобы присутствовала общественная активность.
— Сейчас сохранилось понятие студенческих строительных отрядов?
— У нас есть свой оригинальный и специфический педагогический отряд «Крылатый», знаменитый не только в Смоленской области, но и во всей России. Его участники проводят потрясающие смены. И, надо отдать должное, после педагогического отряда его выпускники или просто участники смены очень часто работают у нас в профкоме, потому что это люди с креативными идеями, люди, работающие и понимающие, условно говоря, что в сутках нужно использовать двадцать пять часов.
— Как вообще отбираются активисты? Они сами стучатся в профком, или вы как–то по анкетам, например, их вычисляете?
— У нас на первом курсе, как только абитуриенты стали студентами, в первые две недели мы проводим так называемый «веревочный курс», мероприятие на сплочение коллектива каждой студенческой группы. Это очень важно, потому что студенты еще не знают друг друга, и мероприятие направлено на выявление лидеров, которые сразу же бывают видны. После этого в группах проходят выборы, и чаще всего профоргом выбирается именно тот человек, который проявил лидерские качества на «веревочном курсе».
— Как строятся отношения профсоюза студентов с администрацией вуза?
— Мы, разумеется, очень плотно работаем, и очень приятно, что у нас администрация вуза понимает проблемы студентов. Фактически никогда не бывает споров, и все вопросы решаются быстро и продуктивно.
— Вы недавно возглавили и Смоленскую региональную организацию «Молодой гвардии». Еще одна нагрузка, зачем вам это нужно?
— Это еще один шаг в реализации моего видения молодежной политики в регионе. Будем объективны — и в регионе, и в стране в целом, молодежная политика реализуется совсем не блестяще. Нигде в регионах практически нет даже главных управлений молодежной политики, и все меньше людей с идеями и горящими глазам. У меня есть своя точка зрения на эти проблемы: молодежи надо дать возможность самореализации. Каждый талант должен быть востребован. Хочешь петь — нужен соответствующий кружок, занимаешься спортом или наукой — должны быть созданы необходимые условия. Я вижу свою задачу в том, чтобы максимально, в хорошем смысле этого слова, расшевелить молодежь. Причем я говорю не только о «Молодой гвардии», молодежные движения есть и у ЛДПР, и у коммунистов.
Мы же все видим, что когда встает выбор между пивом на парапете или походом, условно говоря, в театр, молодежь чаще, к сожалению, выбирает пиво. А нам нужно сделать так, чтобы молодежь выбирала театр. Или спорт, или науку. Такая вот глобальная идея.