Достучаться до небес
Юрий Семченков
Рейтинг событий
Если кто–то думает, что губернатору какого–либо региона очень просто встретиться, скажем, с председателем правительства, то это не так. С председателем правительства вообще, как представляется, встретиться нелегко. Иначе не было бы телевизионных новостных сюжетов, сообщающих, например, что премьер–министр встретился с министром сельского хозяйства. По нашим представлениям они должны запросто заходить друг к другу в кабинеты. Ан нет.
Это я к чему? К тому, что за скупым сообщением — губернатор встретился с председателем правительства — стоит огромная предварительная подготовка, связи, договоренности и прочее и прочее. Просто поверьте на слово. Островский встретился с Медведевым. Или Медведев принял Островского. В данном случае нет разницы, встреча состоялась.
Теперь подробности.
Я б в рабочие пошел
Началось с того, что смоленский губернатор Алексей Островский выступил на заседании правительства России с докладом, посвященном развитию системы среднего профобразования. Этой теме, собственно, и было посвящено заседание кабинета министров.
Не знаю как вас, а меня сообщение о том, что Островский выступал с докладом по этому вопросу, не удивило. Потому что какое–то движение вокруг профобразования в нашей области действительно происходит. Это видно, слышно и заметно. Если кто–то не в курсе, подпишитесь в соцсетях на Сергея Картошкина, он, как мне кажется, очень в теме.
Но вернемся. По словам главы региона на заседании правительства, с 2012 года в Смоленской области открыты 7 отраслевых ресурсных центров и 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций, оснащенных высокотехнологичным оборудованием. Это позволило обучить по программам непрерывного образования 7 процентов взрослого населения от общей численности занятых в экономике лиц.
Региональным ноу–хау назвал смоленский губернатор проект летней технической школы Смоленской области «Архитектура таланта», современный лагерь талантливых школьников для популяризации рабочих профессий и профориентации. «В основу образовательной программы мы положили «Атлас новых профессий», разработанный АСИ. И как продолжение этого проекта мы видим необходимость в создании Смоленской технической школы — специализированной школы для учащихся 8–11 классов, имеющих склонность к обучению инженерным специальностям», — добавил глава региона.
Это все было на заседании правительства. А что, идея хорошая. Я уже и название придумал: Смоленская техническая школа — сокращенно СТЕША. Согласитесь, звучит очень тепло и по–домашнему.
Инвестируем, создаем и дошкольно воспитываем
Теперь о высокой встрече. Алексей Островский доложил Дмитрию Медведеву о реализации поручений главы государства и правительства в сфере исполнения указов президента.
«Администрация области получила высокую оценку председателя правительства за то, что регион не только выполняет установленные показатели, но и по ряду направлений превышает их», — сообщает администрация Смоленской области. Дмитрий Медведев также высоко оценил работу региональных властей в части ввода в 2014 году порядка 2 тысяч мест в дошкольных учреждениях Смоленщины, отметив, что данный результат является хорошим по общероссийским меркам. Кроме этого премьер–министр остался удовлетворен объемом привлеченных в регион инвестиций и количеством созданных новых рабочих мест.
Опустела без тебя земля
Получив положительные оценки своей деятельности в рамках исполнения указов президента, губернатор Островский, как мы можем судить из информационных сообщений, не покинул кабинет премьера Медведева в благостном расположении духа, а затронул в разговоре довольно болезненный вопрос. Вопрос острый не только для нашей области, но, как представляется, для всей России. Ибо это вопрос о земле.
Отдать ее крестьянам грозился еще Владимир Ульянов, старшему поколению больше известный как Ленин. За процессом передачи земли в руки непосредственных ее обработчиков следило не одно поколение россиян. За последний век проблем с распоряжением землей в России если и стало меньше, то чисто теоретически. На практике же земельный вопрос был и остается самым животрепещущим. А тем более о земле сельскохозяйственного назначения. Ибо земля, прежде всего, кормилица, а уж только потом все остальное: место для ИЖС, ТЦ и т.д.
В чем же сейчас состоит основная проблема использования сельских земель? После прошедшей совсем недавно массовой и не всегда юридически чистой «раздачи слонов», то есть земельных участков, предназначенных для ведения какой–либо крестьянской деятельности, мы нередко имеем поля и луга, зарастающие бурьяном. Огромное количество упоминаемых земельных участков не используется по назначению, так как новые их собственники, скупившие земли про запас, либо с надеждой в будущем перевести их в какую–нибудь другую категорию, не используют эти земли для ведения сельхозпроизводства или осуществления иной, связанной с сельским хозяйством деятельностью.
По–хорошему в таких случаях земли надо у нерадивых или чрезмерно хитроумных владельцев изымать. Закон такие процедуры предусматривает, но, как это часто бывает на практике, в конкретных случаях правоприменительная практика не радует.
Вот вкратце корень проблем, свои подходы к решению которых и предложил губернатор Алексей Островский, обращаясь к Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Суть предложений — надо как можно скорее внести ряд изменений в действующее федеральное законодательство по земле.
Что конкретно предложил Островский? По его мнению, необходимо наделить субъекты Российской Федерации функциями государственного земельного надзора, увеличить штрафы за неиспользование земельных участков до их кадастровой стоимости и предоставить российским регионам правом регулировать размеры данных штрафов.
Кроме того, было бы уместным государственному земельному надзору получить возможность проведения внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры путем отмены данной нормы в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Также было предложено сократить до двух лет срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят в связи с неиспользованием. Сейчас этот срок составляет три года с момента возникновения права собственности. Необходима, по мнению смоленского губернатора, и упрощенная процедура рассмотрения судами дел по изъятию неиспользуемых земельных участков в порядке особого производства. Прежде всего, в части сокращения сроков рассмотрения дел и вступления решения суда в силу.
Кроме этого, Алексей Островский считает целесообразным наделить органы исполнительной власти субъектов Федерации полномочиями на принятие решений о введении ограничительных мер (запрет отчуждения) в отношении земельных участков, материалы по которым поступили в уполномоченный орган субъекта из органов государственного земельного надзора.
Вот такие меры могли бы, по мнению губернатора Смоленской области Алексея Островского, способствовать возвращению в собственность регионов заброшенных земель, принадлежащих недобросовестным с точки зрения целевого использования владельцам. После выполнения необходимых процедур по изъятию эти земли смогут быть использованы по назначению, то есть будут вовлечены в сельскохозяйственный оборот.
Скользкая тема
В то время как областные власти готовились к разговору на самом верху, власти городские «раздавали пряники» по результатам борьбы с гололедом. За ледяное зеркало на тротуарах в Смоленске ответили главы городских районов и Швыдкин. Именно главы районов и руководитель управления ЖКХ Эдуард Швыдкин, по мнению руководства города, в сложной ситуации не исполнили в полной мере свои должностные обязанности. За что и получили выговоры.
Новому начальнику «Спецавто» поставили. На вид. Все помним, как в начале февраля, весь Смоленск буквально превратился в каток, что повлекло за собой массовый травматизм. Тут мне, по правде говоря, не совсем понятно. С одной стороны — на вид, с другой — администрация города публикует отчеты, где сообщает, что «СпецАвто» выполняет в Смоленске работы по посыпке дорог, тротуаров, площадей, проездов песко–соляной смесью, сколке льда на проезжих частях, лестницах, пешеходных переходах, очистке ливнеприемных колодцев.
Мы узнаем, что в сутки на механизированную уборку выходит 75–80 единиц техники, в том числе 25 КДМ для посыпки улиц. Нам известно, что по поручению главы администрации города Николая Алашеева, «СпецАвто» оказывает помощь управляющим компаниям по уборке территорий.
Получается, что стараются, но недостаточно? Заместитель главы администрации города Александр Захарцов дает рецепт горожанам: если у смолян возникают вопросы по выполнению коммунальными службами своих обязательств, то необходимо сообщать об этом в районные администрации, а также в администрацию города.
Пришел, увидел, сообщил.
Знаю, но не скажу
Еще одна новость из сферы жилищно–коммунальной. Но из разряда, когда невозможно сказать, хорошая она или плохая. Восемь руководителей управляющих компаний в Смоленске не сдали квалификационный экзамен. Из 51 директора смоленских управляющих компаний квалификационное компьютерное тестирование прошли лишь 43. Можно было бы предположить, что чего–то они там не знали или не умели. Но нет. Как оказалось, основная проблема для экзаменуемых — это соблюдение стандарта раскрытия информации о своей деятельности.
Надо сказать, что порядок ее размещения очень жесткий. Все показатели финансово–хозяйственной деятельности, технического состояния жилья, отчетность, данные о привлечении к административной ответственности (короче, все, что касается каждого многоквартирного дома) должны быть размещены на сайте государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ. Получается, те, кто экзамен не сдали, эту информацию затихарили. По неким умалчиваемым от нас и от экзаменаторов причинам. Но не все так страшно: не сдавшие имеют шанс исправиться: пересдавать бесплатный экзамен можно неограниченное число раз.
Вы понимаете? Требования к обычным школьникам намного суровее, чем к руководителям управляющих компаний. Неограниченное число раз. Напомню, квалификационные экзамены в Смоленске идут с 16 декабря 2014 года. С учетом того, что сейчас в Смоленской области работают более 140 управляющих компаний, из них 46 — в Смоленске, основного наплыва экзаменуемых по прогнозам следует ждать в марте–апреле. То есть, вот–вот. Надо сказать, по моим личным ощущениям кольцо вокруг управляющих компаний сжимается, тучи над ними сгущаются, давление на них усиливается. Со всех сторон. Похоже, бесконтрольной, и часто вследствие этого излишне беззаботной, жизни управляющих компаний приходит конец.
Вот и на встрече губернатора Алексея Островского с уполномоченным по правам человека в Смоленской области Александром Капустиным речь, помимо всего прочего, зашла и о предстоящем неизбежном лицензировании управляющих компаний.
«Мы получили очень серьезный инструмент — лицензирование управляющих компаний. Мы благодарим за это руководство страны, парламент. Сейчас проводится большая работа по тому, чтобы навести в этой сфере порядок. Я заранее предостерегаю вас: будут обращаться те, кто не пройдет лицензирование. У нас есть весомые основания в рамках закона отказать ряду управляющих компаний в связи с их нечистоплотностью, недобросовестностью и введением людей в заблуждение. Мы будем стоять строго на стороне жителей региона. И одним из ключевых факторов, на основании которого будет приниматься решение, является мнение жителей», — рассказал глава региона. И вот тут позвольте, дорогие читатели, совет. На сайте областной администрации сейчас проходит опрос: как жители Смоленской области оценивают деятельность своей конкретной управляющей компании. Оценочку можно поставить: хорошо, удовлетворительно или неудовлетворительно. Как видим, говорят, при выдаче лицензий наше мнение учтут. Не верите? А вдруг?
Дождались
Завершим сегодняшний обзор еще одной новостью из высших сфер. 15–го февраля в Смоленск прибыла «Одигитрия». Жители и гости города встречали возвращенную после реставрации икону на крыльце Успенского кафедрального собора в 10 часов утра, после чего прошла торжественная литургия в честь прибытия иконы на родину и праздника Сретения Господня. На протяжении последующей недели, с 16 по 21 февраля, клирики Смоленской епархии совершали в Свято–Успенском соборе божественные литургии и молебные пения перед «Одигитрией».
Напомним, что икона Смоленской Божией Матери была признана списком иконы–первоисточника, написанной евангелистом Лукой. Чудотворный образ оказался на Смоленщине в 1602 году, после чего «Одигитрия» навсегда осталась символом города Смоленска и его защитницей от врагов. Говорят, что после реставрации лик на иконе изменился. Стал суровее. Или требовательнее.