Вологда-Динан .
Далее везде
Юрий Семченков
Мастерская
Двести лет назад в бельгийском городе Динан родился Адольф Сакс. А потом этот самый Сакс изобрел музыкальный инструмент, который мы называем саксофоном. Через некоторое время, надо сказать, довольно продолжительное, почти в тот же день в городе Вологде появился на свет Сергей Колесов, который, в свою очередь, стал первым российским музыкантом, одержавшим абсолютную победу на старейшем и престижнейшем международном конкурсе саксофонистов имени Адольфа Сакса в Динане.
Несколько дней назад дуэт Сергея Колесова (саксофон) и Елены Гриневич (фортепиано) подарил смолянам замечательный музыкальный вечер. В 2010 году эти музыканты завоевали первую премию международного конкурса камерной музыки
— Сергей, правда ли, что вы родились в один день с изобретателем саксофона Адольфом Саксом?
— Почти правда. Разница в одну неделю.
— Вы верите в такого рода приметы и знаки?
— Я в знаки очень верю. Вся наша жизнь состоит из знаков, которые надо замечать и уметь их трактовать правильно. Они нас направляют в жизни.
— Расскажите немного об уникальном конкурсе саксофонистов на родине Сакса, где вы стали победителем.
— Это самый престижный конкурс саксофонистов в мире. Проводится каждые четыре года на родине изобретателя саксофона Адольфа Сакса в городе Динан в Бельгии. Это крупнейший конкурс саксофонистов — в нем участвуют порядка двухсот музыкантов со всего мира. И с каждым годом количество участников только увеличивается.
— Вы ставили перед собой цель победить?
— Скажем так, цель победить — была.
— Если говорить о глобальных целях, какими они могут быть у музыканта?
— Наверное,
— Можем ли мы сейчас говорить о существовании российской школы саксофона?
— Безусловно, да. Основателем российской школы саксофона является профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, народная артистка России Маргарита Константиновна Шапошникова. Именно она в семидесятые годы двадцатого века организовала и открыла класс саксофона тогда еще в Институте имени Гнесиных. После чего класс саксофона во всех своих проявлениях начал распространяться по всей территории бывшего Советского Союза, получается, что Маргарита Константиновна является основателем класса саксофона на всем постсоветском пространстве.
— Мы быстро догоняем мировой уровень?
— Я думаю, что мы если
— Есть ли в мире своя каста элитных саксофонистов, некий закрытый клуб для избранных?
— Есть, конечно, но я стараюсь держаться в стороне от таких формирований, потому что они существуют сами для себя. «Искусство непонятно для чего» или «саксофон для саксофонистов». Я не то, чтобы против, это имеет право на существование. Но музыкант должен играть для людей, которые просто пришли на концерт, которые не являются профессиональными музыкантами или критиками, которые хотят получить удовольствие от музыки и испытывают потребность в духовном росте через музыку.
— Если ли у вас, как у исполнителя,
— Если говорить о саксофоне, то существуют два основных направления: джазовое и академическое. Это справедливо, кстати, для всех инструментов — есть трубачи джазовые и академические, есть пианисты джазовые и академические. То же самое есть и в саксофоне. Я, когда начинал заниматься саксофоном, играл и джаз, и классику, но со временем пришлось определяться с тем или иным направлением, выбирать, что для тебя более предпочтительно. И на
— Но в классический симфонический оркестр саксофон все же не берут?
— Не совсем так. Саксофон числится как бы инструментом симфонического оркестра, но в виду того, что количество его сольных партий ограничено, как самостоятельная штатная единица в оркестре он очень редко существует.
— А как слушатель какую музыку предпочитаете?
— Мне нравится вся качественная музыка, которая имеет смысл и несет в себе
— Насколько сейчас трудно с музыкальным материалом, пишут ли для саксофона современные композиторы то, что вас устраивает?
— Некоторые трудности с репертуаром возникают только по одной причине. Все великие композиторы жили в XIX и в XX веках, а в это время саксофон
— Каково значение для вас, саксофонистов, качество самого инструмента? Существуют ли саксофоны, условно говоря, класса Страдивари или Гварнери?
— От инструмента, несомненно, многое зависит. Но, к счастью для нас, наши инструменты стоят не так дорого, как произведения Страдивари или Гварнери, которые оцениваются в миллионы долларов.
— Как вы относитесь к техническим новинкам типа электронных саксофонов?
— Это скорее некое баловство, но в
— Вы корректируете программу в зависимости от реакции зрителя, вот вчера «не пошло», значит, сегодня сыграем другое?
— Такого не бывает, чтобы «не пошло». В Смоленске я уже третий раз, все благодаря Игорю Борисовичу Аронову, который нас сюда приглашает, и, я надеюсь, сотрудничество с ним у нас продолжится. Он приглашает очень многих музыкантов в ваш город, и я думаю, что он является такой знаковой личностью для города Смоленска, организует очень много концертов классических музыкантов и популяризирует академическую музыку. Хотя его таланта хватило бы для популяризации любой музыки, но так как ему нравится заниматься именно классической музыкой, он занимается именно этим. Спасибо ему огромное.
— Насколько дуэт фортепиано и саксофона традиционен?
— Он вполне традиционен. Дуэт сольного саксофона с фортепиано также полноценен, как, скажем, дуэт скрипки с роялем.
— Если уж речь зашла о скрипке, вашем первом инструменте, не хочется иногда вечером, для себя, взять ее в руки и поностальгировать?
— Я не люблю ностальгировать, нужно жить настоящим.
— В какую сторону, по вашему мнению, движется развитие музыки сейчас?
— Вы знаете, музыка сейчас идет в разные стороны, так, наверное, и должно быть. Что касается академической музыки, тут многое еще зависит от страны. В нашей стране на данный момент современная академическая музыка, как правило, не рождает в моей душе большого отклика. У нас идет развитее такого, знаете, сложного авангардного языка, который очень труден и сложен для понимания публикой. С моей точки зрения музыка должна быть доступной для аудитории. Это не значит, что она должна быть примитивной или упрощенной. Композитор, сочиняя музыку, и музыкант, выходя на сцену для исполнения ее, должны как бы протягивать руку публике, чтобы поднять ее на более высокий уровень и помочь приобщиться к
— Должен ли человек, пришедший на ваш концерт, знать, скажем, фамилию Пьяццолла?
— Не обязательно. Но то, что после нашего концерта он ее будет знать и никогда не забудет, — это наша задача.
— Вы много гастролируете по России, какое впечатление от нестоличной публики в сравнении с мировыми площадками?
— Есть, конечно,
— Кроме концертной деятельности вы еще преподаете, проводите
— Там просто кладези, на самом деле. Огромное количество талантливых ребят. Пожалуй, в других странах нет такого.
— Сколько их них пробьется на вершину,
— Пробиваются всегда
— Я не представляю, честно говоря, как можно
— Да, вот как раз именно с саксофоном у нас проблемы. Пока проблемы. Мы, конечно, стараемся, чтобы вся необходимая информация, материалы, методики доходили до других городов, до самых отдаленных мест, но пока, с сожалению, не очень успешно.
— Вы считаете, каждый ребенок должен заниматься музыкой в той или иной степени, или это совсем не обязательно?
— Я думаю, ребенок должен обязательно заниматься
— Расскажите о вашем партнере.
— Елена Гриневич, пианистка, окончила, как и я, российскую академию музыки имени Гнесиных, работала в классе Маргариты Константиновны Шапошниковой, о которой я уже говорил. Мы с ней гастролируем уже порядка десяти лет.
— Дилетантский вопрос: чем изогнутый саксофон отличается от прямого?
— Один из них, как вы говорите, прямой, — это
— Спасибо за небольшой ликбез. У вас есть практика уличного музицирования?
— Есть, во времена студенчества. Кстати, в этом вопросе я всегда только «за», потому что это очень хороший опыт. Встать на улице и играть. На самом деле, после того, как музыкант поиграл на улице, с него слетают все комплексы, которые были, и он чувствует себя гораздо свободнее. В целом это очень полезно.
— Это происходило, скажем, «по студенческому приколу» или была финансовая нужда?
— Это было примерно в 1997 году.
— Все понятно.
— Вот вы сразу все поняли. Тогда у студентов, конечно, была нужда, и мы играли. Но я выходил на улицу и всегда играл для людей и с удовольствием, в первую очередь не для того, чтобы просто заработать денег, — мне доставляло удовольствие играть для людей. Они меня слушали, им нравилось. Значит, ты уже не зря играешь, а деньги — это уже вторичный момент, хотя, что скрывать, довольно приятный.
— Мы, например, можем восстановить свои силы на концерте саксофонной музыки, а чем вы восстанавливаетесь?
— Сон и тишина.
Елена Гриневич:
«Саксофон — это уникальный инструмент»
— Елена, в чем для вас отличие саксофона от других инструментов, в дуэтах с которыми вам приходилось играть?
— Из всех сольных инструментов, с которыми я пробовала играть, у саксофона самый большой диапазон и по выразительным, и по техническим, и по стилевым возможностям. Размах настолько большой, что ты можешь играть от барочной музыки до современной, которая буквально вчера была написана. Очень много красочных возможностей взаимодействия фортепиано с этим инструментом. На мой взгляд, саксофон — это уникальный инструмент.
— Как достигается полный контакт с партнером, насколько это трудно?
— Концертмейстерская профессия изначально подразумевает идти на контакт как можно ближе. Другое дело, насколько ты себя ломаешь и на какой компромисс внутри себя идешь. Если человек тебе