Типичные герои Александра Лапина
Юрий Семченков
Мастерская
Недавний визит в Смоленск известного журналиста, писателя, издателя и общественного деятеля Александра Лапина обусловлен выходом в свет первых трех книг его романа «Русский крест», который и был здесь презентован автором. Сага,
«Нужны типичные люди, не вырожденцы»
— Александр Алексеевич, вы упоминали, что десять лет писали три тома романа. Это долгая и тяжелая работа. Как пришло решение о необходимости писать, что явилось причиной?
— Понимаете, каждый человек хочет после себя
А в девяностые годы, в самый перелом, такое ощущение было у всех советских людей. Они говорили, что, мол, вы, демократы, отвергаете все, что было при советской власти, и получается, что вся наша жизнь была полным отстоем и, грубо выражаясь, дерьмом. А
—
— Да, спрашивают, не автобиография ли это. Я пытаюсь объяснить, что меня учили так — писатель, журналист должен писать о типичных явлениях, о типичных людях. Я и стараюсь писать, как учили классики — нужны типичные люди, не вырожденцы. Поэтому многие, когда читают мой роман, говорят, дескать, это о нас написано, о наших женах, их друзьях. Я говорю: «Ребята, это не обо мне и не о вас. Это типичный советский человек, мы так все жили». Поэтому когда у меня спрашивают, кто из героев — я, отвечаю, что я — тоже типичный советский человек. И хотите, признавайте меня в этом герое, а хотите — признайте, что так жили все в то время. Просто собраны типы людей. Какими мы были? Вот такими. Что с нами произошло в девяностые годы и дальше? Какими мы стали? Во что верили? Во что верим теперь или вообще ни во что не верим?
И сначала хотелось написать о своей молодости, юности. Каждому кажется, что его юность уникальная, лучшая и другой такой ни у кого не было. А получается, что она такая же, как у всех. Потом, когда о юности написал, думаешь, а что дальше с этими людьми произошло? Наблюдаешь за ними, живешь среди них, и появляется вторая книга. Кроме того, появились и ожидания читателей. Отзывы, письма — мы ждем. Когда? А что будет дальше? Поэтому я, собственно говоря, и пытаюсь описать эту историю. Она многоплановая, но, в первую очередь, эта история превращения советского человека в русского, превращения общности «советский народ» в разные народы.
— Что в вашем понятии значит принадлежность к русскому народу? Вы много лет ведете на региональном телевидении передачу «Русский вопрос», считаясь одним из ведущих экспертов по этой тематике. Кого вы лично считаете русским?
— Я для себя это сформулировал давно — русских мы определяем не по крови, а по духу. В крови мало ли что у нас всех намешано. Русский это тот, кто,
— Вы же начали поднимать эти вопросы десяток лет назад…
— Больше.
«Куда идут русские?»
— Сейчас нерешенные, часто замалчиваемые противоречия национального характера обостряются. Вами ожидалось такое развитие событий?
— Да, Бирюлево, шуму много. Я сейчас об этом не пишу, потому что писал об этом десять лет назад. Издал книгу «Русский вопрос и русский ответ», сейчас она выходит под названием «Куда идут русские?» Помните, во времена холодной войны американские политики кричали «Русские идут!», но никто не понимал, куда и откуда они идут. Я этой книгой как бы отвечаю на вопрос, куда идут русские, в какую сторону.
— Значит, для вас нынешние события не удивительны?
— Конечно. Все это было написано и предсказано, и, естественно, кем надо было услышано. Кроме властей, которые не хотят слышать то, что не входит в их представления о будущем страны, о будущем народа. Остальные все это слышали. Книга вышла, она была продана, кому надо ее купили и прочитали. Задача писателя состоит не в том, чтобы вывести людей на баррикады, а потом гордиться собой с криками «я предсказал, вы помните?» Задача — выбросить идею в массы, рассказать о том, что будет. А дальше если идея живая, она постепенно захватывает людей и движется в том русле, в котором и должна двигаться. Так что все было написано, все было прочитано и идет по тому сценарию, который был предсказан. Если касаться текущего момента и задач, то это отдельный, долгий и серьезный разговор.
— Представленные вами на презентации книги выходят под общим названием «Русский крест». Это понятие «русский крест» выступает в данном случае как символ страданий или имеется в виду точка пересечения графиков рождаемости и смертности в России? Вы ведь серьезно занимаетесь и вопросами демографии тоже.
— Правильно. Каждое название должно нести многозначность. Толстой, «Война и мир». Мир ведь это и состояние без войны, но мир — это и община. Это весь земной шар или внутренний мир человека? Берешь название Толстого и начинаешь анализировать. И я в свое название «Русский крест» сразу закладывал многозначные вещи.
— …понесем этот имперский крест до конца?
— Я не знаю. Я бы не хотел, но не знаю. Нас продолжают вталкивать в империю, строя
— Конечно.
— Однажды человек пришел к Господу и говорит, мол, у меня жизнь такая тяжкая, мне такой крест достался — жена плохая, работы нет, здоровье слабое. Я, Господи, такой крест вынести не могу. Господь ему говорит: «Не можешь — возьми другой. Вон они все стоят, выбирай любой, а свой оставь». Ходит мужик целый день, ищет новый крест себе полегче да почище.
«Крест не может висеть вниз головой»
— Вы же крупный издатель, а сейчас вам пришлось столкнуться с этими вопросами с другой стороны, авторской. Как работается с издателями? Есть ли внутреннее противоречие?
— Нет, я считаю, что они профессионалы, а я дилетант в книгоиздательском деле. Я на них полностью положился, потому что издание газет журналов и прочего, чем я занимаюсь — это одно, а издание книг — это совсем другая песня. Здесь я выступаю чисто как писатель, и ни в какие дискуссии с издателями не вступаю. Говорят, нужна такая обложка, значит — такая.
— И даже с литературной редактурой соглашаетесь, принимаете правки?
— Там в редактуре серьезные писатели, но иногда соглашаюсь, иногда нет. Вы же знаете, как мучительно ищется, например, первая фраза. Вот, кажется, нашел. Ритм, ритм пошел. Я принес книгу, а редактор взял и выкинул первые две строчки. Ты с ума сошел! Ритм пропал! Ритма нет! Но иногда и так бывает.
— Вам много раз приходилось начинать жизнь буквально «с нуля», на новом месте, менять место жительства, трудно было?
— Пять раз я менял место жительства. Родился на Кавказе, потом Казахстан, затем служил в Сибири, вернулся в Казахстан, потом Москва, и уехал из Москвы в Воронеж. Даже шесть мест получается. Тяжело было, особенно по юности. Мне казалось, что молодой человек может менять место жительства достаточно быстро, но ведь каждый раз это совсем другая среда. Я думаю, что на врастание мне требовалось не меньше
— Вы же бросили Москву и переехали в деревню, там совсем глухая деревня?
— Она была самая глухая из тех вариантов, что я рассматривал. Но я выбирал не деревню, я выбирал место — чистая река, холмы, лес.
— Церковь, которую вы реставрировали, изначально была определяющим фактором выбора места?
— Нет, все появилось потом. Это, как сказать, непорядок, если стоит разваленная церковь и все время царапает глаз. Что же это такое? Так не должно быть! Крест не может висеть вниз головой, в церкви не может быть грязи, это святое место. Но когда я переехал, у меня не было денег на все сразу, мне нужно было
«Вася, хватит пить!»
— У вас есть еще некое общественное движение «Наше общее дело», расскажите о нем.
— Это антиалкогольное движение.
— Оно выросло из горбачевских антиалкогольных времен?
— Нет. Меня все время мучил этот вопрос — бесконечная пьянка и ощущение безысходности, что ничего впереди не видно. И когда в Воронеж приехал новый губернатор Гордеев, мы с ним разговаривали на эту тему и решили:
— Это уже чувствуется?
— Чувствуется. И потому, что приняты соответствующие законы, хотя у нас вечная проблема с их исполнением, и потому, что сейчас пить стало не модно, не модно быть пьяным. Модно стало заботиться о здоровье. Прежде всего, в высших кругах. И постепенно эта мода опускается и в низы. Ясное дело, что всегда есть алкоголики и пьяницы, которых не перевоспитаешь, но речь не о них. Речь идет о молодежи, о моде, которая спускается сверху вниз. И, как мне кажется, произошел некий психологический перелом в народе, в который и мы
— Это как?
— Огреть по башке палкой и сказать: «Вася, хватит пить!" И, может быть, Вася, ведомый
«Печатное слово останется, пока есть голова у человека»
— Какова, на ваш взгляд, судьба печатного слова: газет, журналов, книг? Сколько им еще отпущено времени?
— Судьба печатного слова, я бы сказал, абсолютно безоблачна, и ей ничего не угрожает. Понимаете, сейчас проблема газет в чем? Они по старинке пытаются конкурировать с новостными сайтами. А сегодня газеты должны давать аналитические материалы думающих журналистов. К сожалению, за двадцать лет их отучили думать. Значит, надо воспитывать думающих людей, которые на базе информации, сваливвающейся со всех сторон, перебирали бы факты, классифицировали и выводили
Второе — проблема книжной продукции. В советское время не хватало книг, и когда в девяностые годы их начали печатать миллионными тиражами, то все думали, что так будет вечно. Произошло насыщение рынка. Сегодня тираж книги в три тысячи уже нормальный тираж, пять тысяч — ты молодец, двадцать тысяч — очень хорошо. Поэтому не переживайте, все вернется к нормальному состоянию. Понимаете, конечно, наши издатели привыкли к валу и миллионным заработкам. И они, и продавцы книг не хотят вкладываться в будущее, в толковых грамотных авторов, которые действительно умеют писать. А их надо воспитывать, их надо подкармливать. Это же такой труд. Печатное слово останется, пока есть голова у человека. Пока он мыслит, он будет читать. Да, наверное, бумажных книг будет меньше. На Франкфуртской ярмарке ежегодно выставляется, например, сто тысяч наименований книг. Сто тысяч! Ну, будет не сто тысяч, а скажем, десять тысяч, но это те десять тысяч, которые будут читать. Надо вести селекционную работ. Театр же живет, хотя с появлением кино ему предрекали гибель. Но в театр же ходят не все, то же самое будет и с книгами.
— Книги будут предметом для избранных?
— Все не так просто. Вот сегодня идет массовый процесс отказа от просмотра телевидения, телевидение существует для кухарок и домохозяек. Я иногда пытаюсь включить телевизор, но такое ощущение, что меня мусором засыпает. Сто каналов, а смотреть нечего. Мыслящего человека на телевидении встретить невозможно. Бесконечные шоу и хлам. Телевидение настолько замкнулось в себе, что там вообще не появляется никаких людей со стороны, с улицы. А есть определенный круг, театр масок, которые кочуют из одной передачи в другую. Амплуа определены. Я и так знаю, о чем они будут говорить. А ведь есть много людей, которым есть, что сказать, но их на ТВ не пускают.
Массовый отказ от кинотеатров — неинтересно. Но тем людям, которые отказываются, им что делать? И тогда я иду, беру Толстого «Казаки» и читаю, наслаждаюсь. Вот герои, вот жизнь настоящая. Зачем мне суррогат? Сейчас перечитываю Ивана Ефремова.
— Будет возврат к вечным ценностям?
— Конечно, потому что это намного интереснее.