#19 (87)
5 ноября 2013

Бедные собственники

Елена Костюченкова, Валерий Лобанов

Коммунальная сфера

Ожидается, что размер платы за капремонт в Смоленской области составит около восьми рублей за квадратный метр жилья. Какие гарантии получат собственники взамен?

Начиная с 2014 года смоляне будут вынуждены ежемесячно платить за будущий капитальный ремонт своего многоквартирного дома. Данная новация получила право на жизнь благодаря поправкам в Жилищный кодекс РФ, предусматривающим создание региональной системы капремонта жилых домов, а также регионального фонда капитального ремонта. Собственно, последний и будет формироваться за счет обязательных платежей жильцов.
Как и любое нововведение в жилищной сфере, покушающееся на кошельки смолян, платежи за капремонт пока вызывают у населения больше вопросов, чем ответов. Действительно ли все средства будут поступать на один счет? Можно ли за их счет добиться замены лифта? Что должно быть указано в техпаспорте жилого дома? Разбираемся в нюансах ситуации вместе с начальником департамента Смоленской области по жилищно-коммунальному хозяйству Анной Пархоменко.

— Анна Васильевна, вы являетесь председателем координационного совета при областной администрации по вопросам в сфере ЖКХ. На одном из заседаний этого совета была затронута довольно интересная тема — содержание жильцами своего старшего по дому. У нас действительно уже есть такие примеры?

— Да. Хочу сказать, что у нас есть инициативные и энергичные люди, которые готовы взять на себя ответственность и работать старшим по дому. Все прекрасно понимают, что работа эта неблагодарная: собрать собственников, решить какие-то вопросы, касающиеся сферы ЖКХ. Жители вправе определить, что старшим по домам нужно производить денежные отчисления за их работу. Ведь пройти все инстанции, проверить показания приборов учета — это тоже своего рода работа. Она требует и силы, и, самое главное, времени. Так что, если жители посчитают нужным оплачивать работу старшего по дому, они вправе на общем собрании при утверждении тарифа на содержание и текущий ремонт включить в данную статью расходы на вознаграждение (оплату) старшему по дому.

-То есть все жильцы будут оплачивать эти услуги в числе прочих, а управляющая компания будет платить зарплату старшему по дому?

— Да, но лишь в том случае, если такое решение будет принято на общем собрании собственников помещений.

Предъявите паспорт

— Бывает, смоляне сталкиваются с ситуацией, когда невозможно найти паспорт на многоквартирный дом, в котором они проживают (например, при смене управляющей компании). Насколько серьезна сегодня проблема паспортизации домов?

— На территории Смоленской области около 10 тысяч многоквартирных жилых домов, имеющих общее имущество. Конечно, они разного года постройки. Иной раз найти паспорт дома, построенного, скажем, в 50-х годах, довольно проблематично. В связи с этим возникает большая путаница в расчете услуг. Особенно на общедомовые нужды. К нам поступает много обращений от граждан на эту тему. Поэтому назрело решение о необходимости приведения в единую систему всех техпаспортов. Кроме того, поскольку в Жилищный кодекс были внесены некоторые изменения в части капремонта многоквартирных жилых домов, назрела необходимость введения электронной системы технических данных по каждому дому.

— Уже можно сказать, что в нашем регионе эта работа налажена?

— На территории области существует единая информационная система, в которую каждая управляющая компания заносит конкретные данные по каждому дому. Органы местного самоуправления их проверяют для расчета оплаты за коммунальные услуги. Думаю, что к концу текущего года эта работа будет полностью нормализована, и все данные будут использоваться в едином формате и ресурсоснабжающими организациями, и управляющими компаниями для произведения расчетов.

— Можете ли вы пояснить на примере, какие данные входят в паспорт дома?

— Это довольно объемный документ, который включает в себя данные, начиная от общей площади дома и заканчивая конкретными техническими характеристиками каждого конструктивного элемента многоквартирного дома и общего имущества. Это инженерные сети дома, кровля, фасады, данные о жилых площадях, о техническом состоянии конструктивных элементов, годе ввода дома в эксплуатацию. Кстати, с примером такого документа можно ознакомиться на сайте департамента Смоленской области по жилищно-коммунальному хозяйству.

Налево от лифта

— Еще одна проблема, с которой столкнулись смоляне — проблема замены лифтов. На кого возлагается эта работа и куда обращаться жителям?

— Это очень серьезный вопрос. Лифт является общедомовым имуществом, и, соответственно, его содержание ложится на плечи собственников жилого помещения. То есть, фактически, это все мы с вами. Если же гражданин проживает по договору социального найма, то его доля ложится на муниципалитет. Каждый собственник в многоквартирном жилом доме вправе отвечать за содержание общего имущества в доле своей квартиры. Нужно понимать, что, имея квартиру в собственности он, грубо говоря, отвечает за содержание полутора метров фасада, метра кровли и в какой-то части — за содержание и замену лифта. На сегодняшний день проблема замены лифтов — элемент капитального ремонта жилого дома. Была отдельная программа по замене лифтов в городе Смоленске, в соответствии с которой можно было направить средства и федеральной поддержки, и областного и местного бюджетов на решение данных вопросов. С 2014 года у нас будет действовать новая система регионального капитального ремонта многоквартирных жилых домов. И вопрос замены лифтов будет решаться в рамках этой региональной программы.

— Сколько в среднем стоит замена лифта?

— Начиная от полутора миллионов рублей. Но здесь также необходимо учитывать, какой это дом, какие технические характеристики имеет лифт, установленный в многоквартирном доме, в каком техническом состоянии он находится.

— И эту сумму должны поделить между собой собственники?

— Совершенно верно.

Кому платить за капремонт

— Так незаметно мы и подошли к самому, пожалуй, интересному и сложному вопросу — о капитальном ремонте. Насколько мы понимаем, закон начнет действовать с 1 января 2014 года, и у жильцов есть время узнать все подробности. Давайте коротко расскажем об основных моментах и, главное, о подводных камнях закона уже сейчас.

— Первое, что хотелось бы отметить: вышли изменения в Жилищный кодекс. В соответствии с федеральным законом на территории России должна начать функционирование система проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Готовится ряд подзаконных актов на территории регионов. У нас на заседании областной Думы принят областной закон «О проведении региональной системы капитального ремонта». Далее начинается работа по проведению капремонта. Управляющие компании в течение месяца после вступления в силу закона должны будут собрать информацию по всем многоквартирным жилым домам (именно по техническим характеристикам) и представить такие сведения в орган местного самоуправления, который, обобщив эту информацию, сформирует муниципальную адресную программу на тридцатилетний период. В программу должны войти все многоквартирные дома на территории данного муниципального образования. На основании этого будет сформирована региональная адресная программа. Здесь будет виден каждый жилой дом, все его технические характеристики и данные о проведении капремонта.

— Далее в дело должны будут вступить собственники?

— Совершенно верно. После того как будет сформирована эта региональная адресная программа, собственники должны будут в течение двух месяцев принимать решение о том, каким образом будут формировать фонд капитального ремонта, поскольку обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт с 2014 года будет лежать на каждом собственнике. Этот платеж будет установлен не выше уровня федерального стандарта для Смоленской области: 7 рублей 70 копеек за квадратный метр.

— Каким образом будут собираться эти платежи?

— Все зависит от решения самих собственников. Можно открыть специальный счет многоквартирного дома, где будут накапливаться эти взносы, а можно выбрать счет регионального оператора по проведению капитального ремонта.

-То есть появится новая организация?

— Да, некоммерческая организация, которая будет выступать в роли технического заказчика. И если собственники примут решение собирать деньги на счете регионального оператора, эта организация будет контролировать и выбор подрядчика, и порядок проведения капремонта совместно с другими надзорными органами, которые есть на территории Смоленской области.

— И за свои услуги организация будет брать процент?

— Нет. Ни копейки с этого счета не может уйти ни на содержание этого оператора, ни на выполнение иных функций. Это будут целевые средства, направленные исключительно на проведение капремонта конкретного дома.

Копить не перекопить

— Допустим, жильцы выбрали региональный счет. Скажите, как будет устанавливаться очередность капремонта? Ведь возникнут вопросы: почему соседний дом уже ремонтируют, а наш еще нет.

— В первую очередь, будет учитываться текущее техническое состояние каждого дома. Будет определен ряд критериев по мониторингу этого состояния. В соответствии с ними и будет определена очередность. Причем определена совместными усилиями — и собственниками, и управляющими компаниями, и органами местного самоуправления, и на региональном уровне.

— Все ли могут завести отдельные счета на каждый дом? Или здесь есть ограничения?

— Есть нормы закона, в соответствии с которыми открыть спецсчет смогут товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы. Они же определяют уполномоченного для открытия этого счета. Остальные могут открыть свой спецсчет, но через регионального оператора. То есть это не общий котел, а конкретный счет по своему дому, но под началом регионального оператора.

— И еще один вопрос: пока деньги на ремонт накапливаются, могут случиться экстренные аварийные ситуации. Как быть в такой ситуации?

— Нормами закона прописан определенный объем средств, который региональный оператор сможет тратить со спецсчета на проведение капремонта. Он определен в размере 70 процентов ежегодно, не более. То есть уже появляется 30-процентный резерв. Кроме того, мы не говорим о том, что капитальный ремонт будет проводиться исключительно за счет взносов граждан. Средства финансовой поддержки будут продолжать поступать и из бюджетов разных уровней. Так что в случае экстренной аварийной ситуации резерв будет. И еще один момент — тридцатилетняя программа не будет догмой. Каждый дом мы сможем включить в программу и раньше, и позже. Каждый финансовый год программа будет подлежать актуализации, для того чтобы все нюансы и все чрезвычайные ситуации были в ней предусмотрены.

Информация как средство от истерии

— Скажите, как быть тем, кто включен в так называемый 185-й закон, который действует до 2016 года? Получается, что с января они подпадут сразу под две программы? Как в таком случае избежать двойной платы?

— С 2014 года порядок предоставления субсидий из бюджета будет изменен. Люди не будут ничего переплачивать, это исключено.

— Не боитесь ли вы повторения в начале 2014-го года истерии, подобной той, что вызвало уже известное 354-е постановление?

— Для начала хочу отметить вот что — на мой взгляд, сегодня самый проблемный момент в сфере ЖКХ даже не то, как осуществляются услуги, а то, что население недостаточно информировано по проблемным вопросам ЖКХ. Отсюда возникает недопонимание. Мы прекрасно помним 354-е постановление, которое свалилось как снежный ком на голову гражданам. Как только люди стали разбираться и понимать, сразу же был урегулирован ряд глобальных вопросов в данной сфере. Могу сказать, что-то же самое касается и ожидаемой системы капитального ремонта. Уверена, что социальная волна в следующем году будет огромная. Именно поэтому одним из ключевых вопросов является информирование граждан. Причем информировать нужно уже не в простом формате чиновник-гражданин, а по-новому. Зачастую по телефону дозвониться просто нереально. В связи с этим создана виртуальная приемная по вопросам ЖКХ. В координационный совет, который в нашей беседе мы уже упоминали, входят представители различных организаций, политических партий. Коллегиально было принято решение открыть виртуальную приемную. Это сделано для того, чтобы всесторонне помогать гражданам решать проблемы ЖКХ. Виртуальная приемная — это не работа с обращениями граждан в прямом виде, это работа в онлайн режиме. Таким образом мы попросту исключаем из сферы чиновничью волокиту. Ссылки на виртуальную приемную уже есть на сайте областного департамента по ЖКХ. Вскоре такие же баннеры появятся на сайтах заинтересованных сторон: и общественных организаций, и органов исполнительной власти. Любой житель области сможет обратиться туда с вопросом. Кроме того, можно обратиться не только со своей проблемой, но и выйти со своими предложениями по решению вопросов в сфере ЖКХ. Очень надеюсь на активную жизненную позицию жителей Смоленской области и на совместное решение вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/087/04