#18 (86)
21 октября 2013

Как в шелках

Евгений Ванифатов

Финансы



Похоже, депутаты Смоленской областной Думы не видят возможности обойтись без непопулярных решений в социальной сфере. На минувшей неделе отменено ежемесячное пособие для матерей, чьи дети не посещают детский сад (пять тысяч рублей), в первом чтении на год приостановлены выплаты смолянам, имеющим знак «Ветеран труда Смоленской области» (четыреста сорок рублей). Под угрозой сокращения остается региональное пособие при рождении ребенка, а владельцев малолитражек уже однозначно вновь обяжут платить транспортный налог.

При этом вопрос отмены депутатских фондов, позволяющий экономить около 200 миллионов рублей ежегодно, даже не был включен в повестку заседания Думы.

Таким образом, депутаты (большинство — единороссы) отменяют льготы, часть которых декларировалась ими же в предвыборной программе «Единой России». Решения сколь непопулярные, столь и — как бы это правильно сказать — противоречивые что ли, учитывая широко растиражированное в медиа высказывание секретаря генсовета ЕР Сергея Неверова о том, что «проблемы бюджета нельзя решать за счет социальных обязательств».

Отдельного разговора требует тема будущего регионального материнского капитала, который планировалось вообще упразднить и с 2014 года прекратить выдавать сертификаты, однако позже, по имеющейся информации, решено оставить, сократив втрое (!), до пятидесяти тысяч рублей. Дескать, таков средний размер регионального капитала по России.

Объяснения такого «материнского секвестра» в духе «нет денег» не выдерживают никакой критики. Дело в том, что уже выданные и непредъявленные к оплате сертификаты в общей сложности «весят» два с половиной миллиарда рублей, их ежегодные оплаты по 300–500 миллионов рублей будут продолжаться ближайшие лет пять. То есть приостановка (или сокращение) материнского капитала сегодня скажется на расходах бюджета к концу десятилетия. Но при чем здесь, простите, разговоры о потерявшихся в этом году миллиардах или же госдолге?..

О непростой ситуации, сложившейся в финансовой сфере Смоленской области, мы беседуем с вице-губернатором Игорем Скобелевым.

— Игорь Викторович, кризисом можно оправдать почти все. Сегодня некоторые «горячие головы» так себя и ведут, отвергая любые упреки в сторону власти с каменным выражением лица. Что вы, дескать, хотите, кризис на пороге. Можно услышать вашу позицию финансиста на предмет кризиса — смоленского, российского, общемирового?

— Тот факт, что ситуация в российской экономике не очень хорошая — не секрет. Это видно в основных документах вроде трехлетнего макропрогноза социально-экономического положения, утвержденного правительством, или же проекта федерального бюджета. Разные институты неодинаково оценивают рост российской экономики на ближайшее время, одни называют цифру в полтора процента, премьер-министр Медведев заявляет рост чуть повыше — в одну целую и восемь десятых процента от ВВП. Министр экономики Улюкаев отмечает, что индекс промышленного производства не увеличивается. (В Смоленской области, кстати говоря, за первое полугодие текущего года этот индекс составил 99 процентов.) Исходя из такого анализа, чувствуется общая кризисная ситуация.

Если же говорить про самочувствие на региональном уровне, то серьезный негативный отпечаток на ситуацию накладывает изменение механизма уплаты налога на прибыль консолидированных групп налогоплательщиков (оно вступило в силу после внесения поправок в Налоговый кодекс). На территории Смоленской области это такие крупные фирмы, как концерн «Росатом», «Транснефть», «Лукойл», «Газпром», «Роснефть», «Мегафон» и некоторые другие. Новый механизм уплаты налога на прибыль привел к его уменьшению примерно на три миллиарда рублей. Замечу, что данный налог сегодня является основным налогом, формирующим доходную часть регионального бюджета, и его снижение (по последним оценкам налог на прибыль будет собран в размере 76 процентов от уровня 2012 года) для нас крайне болезненно.

— Про трехмиллиардную потерю налога на прибыль за последнее время узнал, пожалуй, каждый. Какова здесь финансовая логика федералов: это следствие не самой благополучной ситуации с доходами федерального бюджета?

— Нет, дело в другом. Новая схема уплаты налога на прибыль позволяет крупным межрегиональным компаниям маневрировать своими доходами, увеличивать амортизацию, маневрировать между убыточными и прибыльными филиалами. Когда данная мера заявлялась, говорилось о том, что налог на прибыль будет перераспределяться по стране, и что регионы должны выиграть от новой схемы. К сожалению, для нас это пока приводит лишь к серьезным последствиям для налога на прибыль — в текущем году компании, входящие в эти консолидированные группы, заплатили нам за первое полугодие его в пять (!) раз меньше, чем по старой схеме.

— Ничего себе «выиграть»! Три миллиарда доходов в минус и сокращение социальных обязательств… В первую очередь вам нужно закрыть бюджет текущего года. Каковы риски, насколько они велики?

— Риски, безусловно, есть. Чтобы была понятна цена вопроса, поясню: выпадение на уровне трех миллиардов рублей — это примерно месячное финансирование областного бюджета. Без источников компенсации мы должны перевести те или иные расходы в кредиторскую задолженность и просто их не отфинансировать. Считаю, мы выбрали прагматичное решение — приостановить финансирование ряда статей, не связанных с заработной платой. Многосотмиллионные стройки приостановить не могли, поскольку Смоленск готовился к празднику, и пришлось достраивать многие объекты; зато приостановлен ряд закупок, связанных с материальным обеспечением учреждений (оргтехника и прочее), также мы не отдаем субсидии муниципалитетам, связанные с полигонами ТБО, строительством колодцев. Данный финансовый мораторий будет действовать до момента разрешения нами финансового вопроса. Таким образом минимизируем риски невыплаты заработной платы.

Кроме того, мы внимательно посмотрели, от каких расходов областного бюджета можем отказаться. Нашли таковых примерно на 800 миллионов рублей, и сегодня они внесены в виде поправки в областной бюджет, и бюджетный комитет областной Думы нас поддержал. Понятно, что обозначенного бюджетного маневра недостаточно для закрытия всех позиций, и, полагаю, нам будет предложен четырехмиллиардный бюджетный кредит, который еще сильнее повысит отметку госдолга Смоленской области. Но зато из этого кредита мы оплатим все расходные обязательства с учетом оптимизации.

— И к началу 2014 года получим размер госдолга больше размера доходной части регионального бюджета. В этой связи в последнее время все чаще звучат вопросы о списании части госдолга (бюджетных кредитов), помнится, в свое время премьер-министр Медведев сам заявил, что «вопрос списания госдолга субъектам напрямую зависит от наличия программы его погашения». Вы оставляете надежду на такой «подарок»?

— К январю 2015 года мы планируем иметь следующую структуру госдолга Смоленской области: около 11 миллиардов рублей — бюджетные кредиты, еще 7 миллиардов — банковские и 3–5 миллиардов — возможные заимствования по облигациям. Говоря о списании, речь можно вести о бюджетных кредитах, никто банковские кредиты никогда не спишет. Естественно, такой вариант развития событий стал бы кардинальным решением проблемы. Логика, на мой взгляд, вполне очевидна, поскольку привлечение бюджетных кредитов происходит, как правило, не с целью развития каких-то там инвестиционных проектов или их вложения в смоленскую экономику. В основном бюджетные кредиты используются федеральным центром в качестве компенсационного механизма, для сбалансирования бюджета. По сути эти кредиты уходят на выплаты заработной платы, социальных трансфертов. На те же президентские указы по повышению зарплат различным категориям бюджетников. Думаю, вполне можно рассматривать вопросы списания госдолга на уровне Госдумы и правительства. Пока же, по имеющейся информации, кабинет министров лишь планирует понизить ставки по бюджетным кредитам.

— В проекте бюджета на 2014 год предлагается сокращение некоторых социальных обязательств, а также их перевод в адресное исполнение (в зависимости от доходов гражданина или его семьи), что с финансовой точки зрения оптимально…

— Я прекрасно понимаю всю болезненность любых социальных сокращений и постараюсь максимально понятно изложить нашу логику. Предлагается отменить недавно введенное ежемесячное пособие матерям, чьи дети не посещают детский сад. Ведь главная цель — обеспечение населения в необходимой мере детскими садами, для этого мы получили бюджетный кредит в размере 80 миллионов рублей, а также транш на 360 миллионов. Итого — почти полмиллиарда на строительство детских садов. Подчеркну, что до 2016 года мы обязаны обеспечить местами в садиках всех детей в возрасте от 3 до 7 лет. Предлагаемая отмена данной выплаты позволит сэкономить в бюджете около 200 миллионов рублей.

Примерно столько же «весит» и социальная поддержка в виде ежемесячной выплаты в размере 440 рублей лицам, удостоенным звания «Ветеран труда Смоленской области». Рассматривается возможность ее упразднения, тем не менее, за этой категорией смолян останется закреплено право бесплатного проезда в городском и пригородном общественном транспорте.

Льготу на кормление детей до трех лет предлагаем сделать сугубо адресной. До последнего времени мы по ней кормили всех, независимо от статуса и социального положения семьи. Переход на адресное исполнение экономит около 30 миллионов рублей.

— Самая социальная выплата в предполагаемом секвестре — это, конечно, материнский капитал. На последнем заседании областной Думы депутаты вовсе исключили этот вопрос из повестки, видимо, дискуссия еще не окончена?

— Приостановка действия регионального материнского капитала была предложена депутатами областной Думы, ее социальный комитет выступил инициатором. Сразу подчеркну: все выданные с 2008 года сертификаты на право получения материнского капитала в размере 148 тысяч рублей будут отовариваться деньгами. Сертификаты будут предъявляться смолянами к оплате в 2014, 2015, 2016 годах, и ежегодный объем расходов бюджета на их оплату по нашим прогнозам составляет порядка трехсот миллионов рублей. Хотя, возможно, может статься так, что и все полмиллиарда. Ежегодно. Эти расходы в проекте бюджета есть. Но сможет ли бюджет в долгосрочной перспективе постоянно обеспечивать такие все возрастающие расходы? Даже выданные к настоящему моменту сертификаты (непредъявленные) в общей сложности «весят» два с половиной миллиарда рублей — расходы, как видите, огромные. Поэтому и появилось решение по материнскому капиталу — приостановить выдачу сертификатов с 2014 года. Или, например, сократить его размер.

Повторюсь, все семьи, получившие сертификат до 1 января 2014 года, могут быть спокойны, они получат причитающиеся им средства.

Вообще у нас более семидесяти социальных выплат разного рода на общую сумму более четырех миллиардов рублей в год. Мы же говорим об обязательствах, которые были приняты в так называемые «тучные годы», когда была возможность. Например, в 2011 году многократно упоминаемый в беседе налог на прибыль рос с уровнем в 27 процентов. Тогда был хороший рост доходов, и мы могли себе позволить некоторые дополнительные обязательства. Сегодня же другая экономика, другие реалии.

— При этом все социальные обязательства в рамках президентских указов остаются?

— Естественно. Все они заложены в бюджете, и это добавляет в его расходную часть почти полмиллиарда рублей. С 1 сентября повышена заработная плата учителям, работникам культуры, социальным работникам, медикам, педагогам дошкольных учреждений. Среднемесячная зарплата врачей составит до 26 тысяч рублей, среднего медперсонала — 15 тысяч, санитарок — 10 тысяч, социальных работников 9,8 тысячи рублей.

— Вы планируете получить до пяти миллиардов по выпущенному недавно облигационному займу. На что пойдут вырученные средства?

— Займ — это источник покрытия дефицита, такой же инструмент, что и, допустим, банковский кредит. Ранее он был более дорогим, чем банковские кредиты, поэтому мы не видели особого смысла прибегать к его помощи. Сегодня же по цене ресурса он приблизился к банковским кредитам. В итоге мы разместились на пять лет под ставку купонного дохода в 8,9 процента годовых — в текущем году разместили займ на три миллиарда рублей, и еще на два миллиарда планируем выпустить в 2014 году. Ставка могла быть и ниже, если бы у Смоленской области была соответствующая история на рынке долговых обязательств.

Несомненный плюс займа — это диверсификация регионального кредитного портфеля. В части банковских кредитов нас сегодня кредитует один лишь Сбербанк, конкуренции нет, и любой сбой, неустановление кредита или подъем ставок ставит нас в жесткую зависимость от банка.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/087/02