Культурный драйв Корнеева
Юрий Семченков
Мастерская
Сначала было здание. Здание необычное, непривычное и, можно сказать, вызывающее. С соответствующим неоднозначным к нему отношением. Но здание — это стены, крыша, залы и коридоры. Чтобы оно стало не только внешне заметным объектом, явлением, центром притяжения, в него нужно вдохнуть жизнь. И вот тут уже мелочей нет. Важно все: и атмосфера внутри коллектива, и стратегия развития, и согласованная работа всех служб, и, в конце концов, умение вести бизнес. Бизнес непростой и новый для нашего города, потому что учреждений такого рода у нас еще не было. И уже сейчас понятно, что директор
— Игорь Валерьевич,
— Слово «невозможно» для меня как красная тряпка для быка. Я сразу говорю, что все возможно. Здание у нас, не побоюсь этого слова, уникальное. Это совершенно иной проект, чем те, которые мы привыкли видеть. Здание многофункциональное, должно динамично работать, и мы надеемся, так и будет. Вот сейчас, например, проходит конференция «Женщины Смоленска». В данном случае это
— А у вас как у руководителя есть некие ограничения по содержанию мероприятий?
— Конечно. Уже были предложения, например, провести
С другой стороны, рассматривается очень интересный вопрос, и для города в том числе, — здание привлекает интерес свадеб. По пятницам и субботам мы постоянно видим здесь свадебные фотосессии. И с департаментом ЗАГСа мы обсуждали возможность проведения процедуры регистрации брака в нашем здании. Необходимо, конечно, проработать ряд вопросов, в том числе и юридических, поскольку процедура заключения брака обусловлена рядом формальностей, которые необходимо соблюсти в обязательном порядке. Но, согласитесь, предложение интересное.
— Представляю, как запомнится новобрачным церемония бракосочетания на выставке работ Куинджи.
— Стоп. На выставке Куинджи церемоний не будет. И быть не может, потому что есть понятие безопасности, и во время таких выставок оно становится первоочередным. Обеспечение должного уровня безопасности для нас приоритетно, потому что как только экспозиция поступила к нам, — все, наступает наша полная ответственность за экспонаты.
— Понятно. А кто определяет возможность проведения мероприятий? Условно говоря, если лично мне
— Такого быть не может. Я вообще по жизни не авторитарный человек, поэтому и решение в данном случае принимается коллегиально. Обращения и предложения к нам приходят разными путями: обращаются и лично ко мне, и к моим заместителям. У нас есть четыре определенных внутренних направления работы нашего учреждения. Это
— Можно ли говорить о том, что ваши двери изначально открыты для всех, даже для совсем
— Приходили и с подобными проектами. Все обсуждается. Тут ведь есть интересный момент. Я — менеджер, работал в разных областях, руководил различными направлениями, но со сферой культуры как управленец столкнулся в первый раз. И что интересно: оказывается, у нас каждый человек считает, что он непревзойденный мастер, что он велик и интересен. Приходит человек и говорит, что у него есть фотоаппарат, он, разумеется, талантливый фотохудожник, и нам просто необходимо сделать его персональную выставку. И для него становится откровением, что не каждый, у кого есть фотоаппарат — фотохудожник высокого класса, который будет интересен зрителю. Это относится и к другим направлениям. Почему вы считаете, что будете интересны? Разговаривать, обсуждать проекты мы готовы со всеми, но изложите, представьте конкретную концепцию — выставки, конференции, перформанса, концерта. Соберемся и обсудим. Каждое мероприятие готовится всеми направлениями нашего коллектива. У всех моих замов на столе такой же календарный план работы, как у меня.
— Я вижу, тут расписан каждый день до самого Нового года.
— Да, все мероприятия по дням — когда, где и что мы делаем. Появляется новое предложение, и оно, одобренное, вбивается в план. Предварительно на планерке обсуждаем: сможем сделать? Сможем. Будем делать? Будем. Были и отказы, но пока только по одной причине — физически не можем сочетать некоторые мероприятия между собой, сшить различные форматы. Мало того, что мы должны принять решение о проведении, но и обязаны найти консенсус между участниками процесса, чтобы не было противоречий между теми, кто уже занимает площади под определенное мероприятие, и теми, кто хочет в его рамках провести свое действие. И порой это дипломатия высокого уровня. Идеи рождаются постоянно. Многие мероприятия для нас — вопрос престижа. Например, проведение заседания федерального организационного комитета по подготовке и проведению празднования
— Почувствовали ли вы ревность со стороны, скажем, других музейных площадок? Они конкуренцию с вашей стороны наверняка ощутили. Тот же Куинджи мог экспонироваться в другом месте. Все культурное одеяло на себя не перетащите?
— Этот вопрос мне уже задавался, и я ответил на него так: мы не музей, и в музейном формате мы работать не будем. Мы более динамичны. С одной стороны, конечно, конкуренция есть, и это нормально. Но, с другой, посмотрите: ни одна выставочная площадка в городе не пустует. Они все заняты, следовательно, не скудное одеяло тянется на
— Кроме того, наверняка, выставки высокой ценности на некоторых площадках не разместишь по соображениям безопасности.
— Когда мы только начинали, то первая же выставка заставила нас решать вопросы охраны. Многое в этом здании спроектировано и смонтировано на самом высоком уровне: видеонаблюдение, противопожарная система, другое оборудование. Но при выставках особо ценных экспонатов необходимо обеспечение определенного уровня охраны, который изначально не был здесь предусмотрен, — например, персональные витрины с датчиками на разбитие, на вскрытие, охрана подвесной системы. Вопрос необходимо было срочно решать. Мною был сделан запрос с подробно поставленными задачами: что бы мы хотели получить. В Смоленске никто этим не занимался. Из шести охранных агентств только одно дало четкий ответ: да, мы это можем. Они поехали в Москву, зная, что денег у нас пока нет, под мое личное честное слово, изучили рынок этих специфических охранных систем, прошли обучение, получили сертификаты на этот вид деятельности и за свой счет приобрели и привезли оборудование. Это нормальный бизнес, они прекрасно понимают, что этот рынок будет востребован, и если не они, то
— Вы же первый директор подобного учреждения, сравнивать не с кем, наоборот, по вам будут мерить остальных.
— Согласен, но у меня не первая такая ситуация в жизни. Я недавно первый раз за последнее время позволил себе пару дней отдыха, полных выходных. Вроде все настроилось, работает в драйве. Но уже к середине второго дня ощутил, что не хватает действия, движения. Поймал себя на мысли, что такие ощущения у меня уже были. Резко, в корне поменять род деятельности — это мало кто понимает. У меня даже с женой на эту тему возникали на первых порах некие моменты непонимания; теперь она уже просто смеется. Меня никогда не останавливала финансовая составляющая, если мне не интересно, я уйду и буду искать для себя другие места приложения своих знаний и умений, где мне будет, в первую очередь, интересно, а уж только потом комфортно. Когда мне некоторое время назад поступило предложение перейти на работу в банк, ситуация была аналогичной — совершенно неожиданное предложение. «Я вообще инженер, какой банк?» — «Не волнуйся, научим. Мы видим — ты сможешь». И я зашел работать в банк на уровне его строительства. Новый проект для Демидова, подбор персонала, все с абсолютного нуля. Это особый драйв, который затягивает, появляется своего рода зависимость, необходимость в принятии решений, пробивания стенок лбом. Я поймал этот ритм, и мне понравилось. Но через два с половиной года работы поймал себя на мысли, что стал, образно говоря, «жирным котом». Сижу в кресле, все работает, все ровно, хорошо финансовое состояние и у меня, и у всего моего коллектива. И вдруг мне становится неинтересно. Что дальше? Сесть ровно и сидеть? Это не по мне. Надо нестись вперед, и это нормально. Любая система живет пока она движется, развивается. Как только система останавливается, она начинает стагнировать и в итоге разрушается.
Немаловажна в этом процессе роль семьи. Не знаю, чтобы я делал, если б у меня не было такой замечательной жены, которая порой махнет рукой, мол, все равно ты сделаешь
— Может ли в
— Сразу скажу — вопрос провокационный. Наверное, определенная внутренняя борьба возникает, но вероятность того, что подобное произойдет, крайне мала. По сегодняшнему настрою коллектива, по сегодняшней нашей востребованности я вижу, что у нас шансов прозябать нет. Я уверен, что мы сможем обеспечить наших людей нормальными зарплатами. Настороженности нет. Смысла идти на риск, смысла вызывать на себя огонь критики со стороны творческих кругов нет. Зачем? Мы взяли очень высокую планку прямо со старта, очень высоко рванули сразу.
— Вы «рванули», на минуту, с визитов Патриарха и
— Это был для нас просто подарок. Cегодня я хочу, чтобы мой коллектив понимал, что старт был очень высоким. Если мы удержим эту планку на хотя бы уже выставленном нами самими уровне, то у нас не будет проблем.
— Как подбирался коллектив? Выдергивались лучшие из лучших?
— Сложно подбирался. Ни для кого не секрет, что при подборе нового коллектива смотришь, прежде всего, на свои многолетние наработки, коммуникации, связи. Здесь этого не получилось по причине того, что это бюджетное учреждение, и стартовые финансовые условия, честно говоря, не завидные. Люди должны были поверить, прежде всего, в меня. Реально
— Штат большой?
— Около сорока человек, штат еще набирается. В основном это технические работники, руководящего состава очень мало. Но и что меня удивило: процентов пятьдесят пришло молодежи, некоторые
И с первых же доходов учреждения распорядился всем выдать премию в размере ста процентов от оклада. Для меня это был очень серьезный и значимый шаг. По сути эти люди — патриоты, пришли работать не за деньги, и, конечно, можно было слукавить, можно было их ожидания лучших времен продлить… Но мы все отпахали первый месяц без чинов и рангов. Была поставлена задача, ее необходимо было выполнить, и мы ее выполнили. Буквально ночами не спали, не ели. Никто не сказал: «Я хранитель, и не буду убирать строительный мусор. Я инженер, а не грузчик, и не буду ничего носить, а я вообще заместитель директора, и таскать стулья не моя обязанность». Никто слова не сказал, поэтому я посчитал должным мотивировать коллектив. При этом четко отдавая себе отчет в том, что сам себе поставил определенную планку. Поставил и себя в жесткие рамки. Не оправдать ожидания людей в дальнейшем я не могу, не имею права.
— Смотрите, как интересно получается — у вас ведь не постоянная экспозиция, как в музеях. Привезли Куинджи — нужно провести экскурсию по живописи Куинджи, привезут Айвазовского — нужно профессионально рассказать об Айвазовском. И так постоянно.
— У нас есть научный сотрудник, которая знает график наших мероприятий и готовится к каждому из них. Заранее, месяцами. Собранная упорядоченная проверенная информация выдается экскурсоводам, дорабатывается. Конечно, это постоянный тонус. Ходили мы послушать экскурсии в других музеях, посмотреть, как там их ведут.
— И как?
— Честно? Мои лучше. Они молодые, у них азарт, огонь в глазах. Их особый драйв завораживает. Конечно, мы их тренируем, проигрываем определенные ситуации, корректируем в случае необходимости. Потому что есть ситуации, когда ошибиться просто нельзя. Но они все у меня умницы, я за них спокоен.
— Открыты ли вы для
— Что далеко ходить, вы видели, в фойе стоят витрины и стенды? Это лоты благотворительного аукциона. Абсолютно некоммерческий проект. Это одно из того, за что я благодарен своей нынешней работе. Она дает мне встречи с удивительными людьми. Посмотрите, неожиданно появляется человек из интернета, пишет в твиттер, приходит с идеей. Такой замечательный, искренний и некоммерческий человек. Я удивился — неужели такие люди еще бывают? Этот человек, Александр Школьников, проводит подобные аукционы уже в третий раз. Мы выставили аукционные лоты, чтобы люди могли их увидеть живьем. Это интересно, это востребовано. И таких людей, надеюсь, найдется еще немало. У меня уже появилось несколько идей совместной работы. Почему, например, не сделать выставки небольших частных коллекций самой разной направленности? Мы же все