Непрокатное кино Юрия Быкова
Юрий Семченков
Мастерская
Смоленск для актера, сценариста, режиссера и композитора Юрия Быкова может считаться вполне удачным городом. Да что там вполне, очень удачным. Первая полнометражная картина Быкова «Жить» несколько лет назад получила у нас на «Золотом Фениксе» приз за лучший дебют, а в этом году фильм «Майор», в котором Юрий Быков выступил во всех своих многочисленных кинематографических ипостасях, взял
— Юрий Анатольевич, когда вы снимали фильм «Майор», какую прокатную судьбу ему предсказывали?
— Примерно ту, которая и произошла. Копий было чуть меньше, чем достаточно для такого формата картины. Результаты вполне ожидаемые. Никаких звезд с неба никто не хватал.
— Я могу судить о прокате вашей картины по нашему городу — у нас фильма в прокате не было и вряд ли будет. У смолян возможность посмотреть «Майора» была только на фестивале.
— Чисто прагматически фильм был в прокате в городах с населением свыше трех миллионов жителей. Насколько я знаю, такова была стратегия проката. Всего было 170 копий, но те деньги, которые заработала картина, можно было бы заработать и тридцатью копиями в половине городов. В другой половине городов показы просто отменялись.
— Отменялись?
— Да, конечно.
—
—
— Но «Майор» ведь не драма в чистом виде, а некая смесь драматического и жанрового кино.
— Все равно, это как мертвому припарки. Уходящий жанр. Такое кино было принято во всем мире с
— У картин такого рода как ваша останется в будущем хоть
— Я думаю, что в ближайшие десять лет еще да. Помните у Тютчева «…кто посетил сей мир в его минуты роковые». Мы сейчас наблюдаем переломные моменты истории.
— И кинематографа в том числе?
— В этом смысле да. Я недавно смотрел интервью Иоселиани на кинофестивале в Локарно. Он абсолютно правильно сказал, что кино в том виде, как мы все его представляем, как произведение искусства, отмирает полностью. В широкоэкранном формате драматическое кино совершенно не нужно, потому что сейчас кино — это чистый аттракцион, предназначенный для аудитории в возрасте 12–25 лет. И в формате телевизора, чтобы серьезно заполнять эфирную сетку нужны долгоиграющие истории, что называется сериалы. Но и там есть своя закавыка — в сериалах важен герой и исходные обстоятельства, но практически не важна тема и лаконичность высказываний, поэтому на телевизоре полуторачасовые картины тоже не нужны, тем более в драматическом виде.
— Как тогда, понимая все это, мотивировать себя на работу?
— Я думаю, что я попал как раз в то время, когда мотивация как таковая иссякает. Просто мое поколение, заряженное еще советскими ценностями, ценностями еще того мира…
— Вы что, считаете себя заряженным еще советскими ценностями?
— Конечно. Абсолютно. Плюс ко всему, я еще провинциальный человек. Моя система ценностей, система моих координат
— Вы
— Я думаю, что это произойдет естественным образом. Это не мое желание, думаю, что таких как я, в конечном счете, будут пытаться так или иначе истреблять, выводить из игры. Есть ведь очень важный аспект — политический.
— Даже так?
— Я снимаю так или иначе на государственные деньги, и в
Но то, чем занимаюсь я, — провокационное социальное кино — по крайней мере, за государственные деньги мне точно запретят снимать через
— А вы, судя по всему, настроены продолжать.
— Да, насколько удастся, я буду, конечно, это делать, потому что я с этим пришел. Это раз.
— А надежды уже нет?
— Нет, конечно, надежды уже нет. Сто процентов. Надеяться на то, что люди перестанут сидеть перед телевизором, рыться в айфонах, играть в видеоигры, что у них возникнет вдруг гражданский долг — наверное, это глупо. Идет естественный процесс, мы его наблюдаем. Поэтому пока все на альтруизме, на желании, может быть, даже создать некую комплексную летопись того времени, в котором я живу. Есть еще и творческий вызов: до этого я снял две картины достаточно камерные, с людьми, которых никто не знает, в том числе и меня, а сейчас у меня будет картина с большими артистами. Хочется попробовать.
— Кстати, почему в ваших картинах не было медийных лиц?
—
— Совсем за ноль снимались?
— Поначалу да. В конечном счете, когда мы нашли дополнительное финансирование, когда посодействовал Алексей Учитель, естественно, мы все гонорары выплатили, но это копейки по сравнению с тем, что получают медийные артисты.
— А начинали сниматься ваши актеры, не рассчитывая на гонорары?
— Нет, конечно. За идею.
— Это тоже дорогого стоит.
— Я, с одной стороны, очень рад, что в этой картине нет людей, которые пусть и обладают регалиями, но понятно, что у них уже «деньги в другом банке», они живут другими ценностями. Это без упрека. Мне важно, что со мной работали альтруисты, такие же, как и я. Я всегда вспоминаю поговорку «мало в детстве били». Я лично считаю, может быть, это достаточно цинично, что должен быть диктат культуры. Не госзаказ, а диктат культуры. Когда я понимаю, что Достоевский — это лучше чем Микки Маус, а Шолохов и Астафьев лучше чем Бритни Спирс, я обязан навязывать эти ценности хотя бы в кругу своей семьи, своих близких, как человек ответственный за этих людей, может быть, менее начитанных, развитых и понимающих. Хотя есть точка зрения, что нужно отпустить ситуацию…
— И все само собой отрегулируется, и настоящие ценности победят.
— Это абсолютно не так. Человек, которого не воспитывают, не контролируют, не курируют, превращается в абсолютное животное.
— Должно ли государство применять в отношении голливудской продукции достаточно жесткие меры, как, например, во Франции?
— Да, там действительно есть очень серьезные подпорки (и не только денежные) для того чтобы американское кино чувствовало себя не очень комфортно на территории Франции. И это единственный выход, к сожалению, потому что если студии вкладывают сотни миллионов долларов в то, что на примитивном инстинктивном уровне зритель хочет смотреть, то как с этим соревноваться, не имея этих сотен миллионов?
Но это должна быть консолидированная политика. Действительно, вычищаем всякое засилье. Понимаете, если с одной стороны обрубить финансовые потоки
— Если так, то еще страшнее.
— Мне кажется, они все же не глупые люди, и происходит сознательный демонтаж, в том числе и образования, культуры. Я уже не раз повторял и не знаю, как это сработает на моей биографии, — я абсолютно уверен, что власть имущие, деньги имущие, уже давно действуют в интересах других государств, оптимизируя нашу страну таким образом, чтобы она полностью работала на сырьевую экономику. Понятно, что нужно небольшое количество людей, которые будут обслуживать газопроводы и нефтяные вышки. Все остальное — развитие промышленности, сельского хозяйства, развитие культуры, достижения в космосе, — все это никому не нужно, потому что во главе государства стоят люди, которым важны только деньги. Я это прекрасно вижу и понимаю. Мало того, мы все прекрасно знаем, что дети многих богатых людей учатся в престижных вузах за рубежом, где сохранилась та система образования, которая была в Советском Союзе. Мне кажется, это элементарное предательство своих корней и своей страны. Если, конечно, эти люди уже давно не являются гражданами других стран. В этом смысле для меня все очень наглядно и понятно.
— Вы уже думали о том, чем будете заниматься после кинематографа, если придется его оставить?
— На самом деле я очень серьезно подумываю о педагогической деятельности.
— Связанной с кино?
— Нет. Если совсем в порядке бреда, то, наверное, получить образование и преподавать в школе. Я достаточно хорошо разбираюсь в литературе и в русском языке, потому что сам пишу.
— Подвижничество в чистом виде, получается.
— Так или иначе, да. То, что происходит в кинематографе, сильно удручает, не потому, что не дают снимать то, что хочешь, а потому что нет выхлопа. И если у меня будет пара сотен внимающих глаз, в которые я действительно смогу
— Работа над фильмом «Майор» повлияла на ваше представление о милиции? Скажем, начинали снимать с одним отношением, а в процессе работы оно поменялось.
— Я не скрываю, что пошел некоторым образом даже против волны общественного мнения, которая поднялась в контексте — все, кто надевает форму и носит погоны, это упыри и вурдалаки. Это неразумно. Неразумно даже с точки зрения математической — не могут все поголовно быть упырями, поэтому картину хотелось сделать о том, что существует система. Мало того, в процессе создания картины стало ясно, что мы делаем картину не о полиции, а о русском менталитете. Вот это открытие действительно произошло. Меня вдруг посетила мысль, что мы делаем картину о том, как устроена жизнь в России вообще. О том, что есть кланы, и внутри кланов существует очень серьезная степень доверия и ответственности, но есть четкое разделение на чужих и своих, и поэтому за пределами клана все остальные — чужие.
— Вы в школе хорошо учились?
— Да, неплохо.
— Интересно, как человек приходит к таким убеждениям…
— С большим трудом.
— … без специального исторического или философского образования? Нужно, на мой взгляд, или читать сотни томов целенаправленно, или происходит
— Не знаю. Вот Чехов. Как мальчик из Таганрога из купеческой семьи, причем не очень удачной, стал великим русским писателем? Я себя не сравниваю с Чеховым, конечно. Просто сочетание факторов.
С другой стороны, был действительно
— Тем не менее вы пошли по актерской стезе.
— Понимаете, в литературный институт поступать было бессмысленно, потому что…
— Что есть, то есть, а другому не научат?
— Просто это не очень практическая профессия.
Кстати говоря, я никуда не поступил в итоге, даже во ВГИКе слетел с конкурса.
— Вы, учась на актера, держали в голове режиссуру, уже присматривались к этой позиции?
— На самом деле было сразу понятно, что у меня не чисто актерское сознание. Я больше изображал, чем играл, у меня больше было режиссерских решений. Я прятался за
—
— Вообще как явление. Это тоже отдельный разговор, но я считаю, что если ориентироваться на него как на художника, то очень много голых королей в нашем времени сегодняшнем всплывет…
Так вот. Стало понятно, что мне не очень хочется играть
— Актер, режиссер, сценарист. Как композитор появился в этом ряду?
— Еще до поступления во ВГИК я занимался практически всем. У меня было музыкальное образование, я играл на фортепиано, уже тогда у меня были музыкальные группы, я уже работал аранжировщиком в местной студии.
-То есть вы были готовы к композиторской позиции?
— Грубо говоря, да. Когда возникла необходимость в первый раз на картине «Жить»… Вообще, «Жить» — это квинтэссенция того, о чем мы говорим. Если короткометражка «Начальник» была некой пробой, то, начиная «Жить», я уже четко понимал, что я сам буду писать сценарий, режиссировать, сочинять музыку. Единственное, что мне не дали — это еще и сыграть как актеру. Алексей Учитель сказал, что если вы такое количество вещей хотите делать, то либо вы провалите все либо будет гениально. Но гениально скорее всего не будет, поэтому давайте
— И
— Понимаете, какая штука. В моем случае, поскольку я человек молодой, начинающий, занимающийся драматическим непопулярным непрокатным кино, то, сами понимаете, какие у меня размеры бюджета и сроки, в которые надо уложиться, чтобы снять картину. Никаких вольготных комфортных условий не существует. Это Михалков, наверное, может себе позволить общаться с Артемьевым, искать общий язык и ждать, пока тот напишет гениальную музыку. А мне нужно сделать картину в кратчайшие сроки, за год. И ни один из композиторов не предлагает того, что нужно. А здесь ты сам писал музыку, сам понимаешь в музыке, сам понимаешь, что тебе нужно. Так зачем тратить время, силы, нервы, деньги, чтобы искать этот самый общий язык? Но я не исключаю, что в дальнейшем, если вдруг
Ради Бога, у меня просто пока нет времени, нервов, сил и денег лишних на то, чтобы искать единомышленников. Я не могу сам снять как оператор. И, слава Богу, у меня есть мой оператор, мой единомышленник, такой же, кстати, самоучка, как и я, Кирилл Клепалов. Мы находим общий язык, и я ему доверяю. В остальном понятно, что сценарии писать всегда буду для своих картин сам, потому что моего человеческого опыта достаточно, мне не нужно обращаться к сценаристам.
— Вам никогда не казалось, что наши остросоциальные проблемы
— На это есть две причины. Первая — сознательная поддержка на западе мнения о России как о стране небезопасной и
И вторая причина — либеральная часть населения на западе
У них в последнее время появилось тоже большое количество социальных проблем, связанных с иммиграцией, с безработицей. Они тоже, кстати говоря, живут несладко. Может быть, лет десять назад самой популярной и была гендерная проблема, но сейчас у них почти те же проблемы, что и у нас. Другой вопрос, что они воспитаны немного
— У нас на фестивале прошел фильм Астрахана «Деточки»…
— Я знаю эту картину, к ней те же претензии, что и ко мне.
— Это можно назвать остросоциальным кино?
— Астрахан является представителем некого сугубо не экспериментального кино.
— Абсолютно не экспериментального.
— Он абсолютно лобовой режиссер. Но есть у нас такая проблема — четкое разделение на гениев и не гениев.
— А судьи кто?
— В этом смысле, конечно, критики. Они создают контекст, они создают ощущение от кинематографа. Кто лучше, кто хуже.
— В том числе у самих гениев ощущение их гениальности.
— Совершенно верно. Если уж об этом говорить, то для меня последний «Кинотавр» был очень показателен. Там в итоге, конечно, нашли консенсус в виде картины «Географ глобус пропил». Она очень удачная, но