Георгий Фёдоров:«Сделать выборы более прозрачными может только наблюдение за ходом избирательного процесса»
Александра Омаль
Эксперт
Выборы
О том, какие коррективы пришлось в данной связи вносить главным участникам завершившейся кампании, мы беседуем с исполнительным директором ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Георгием Федоровым, заявившем о контроле за ходом выборной кампании на Смоленщине месяц тому назад при подписании меморандума «За честные выборы».
— Георгий Владимирович, политическая конструкция в Смоленской области имеет как минимум одну ярко выраженную особенность: смоленский губернатор не является членом «Единой России» (Алексей Островский представляет ЛДПР). В чем вы изначально видели специфику электоральной ситуации в Смоленской области? Насколько оправдались первоначальные представления о возможном ходе кампании с реальным развитием событий?
— В значительной степени оправдались. Можно было ожидать, что возникнут ситуации, в результате которых обвинения в особых преференциях и использовании административного ресурса на выборах будут адресованы не только «Единой России» (что является уже традиционным), но и ЛДПР, учитывая, что смоленский губернатор представляет именно эту партию.
— Часть федеральных экспертов заявляет о значительных трудностях, которые создала
— Да, в действительности назначение выборов на начало сентября создало ряд трудностей для проведения избирательных кампаний, а также для работы с избирателями. Однако было бы заблуждением утверждать, что решение об установлении датой единого дня голосования
— При подписании меморандума «За честные выборы» в Смоленске вы отметили, что эти выборы — первые в новой политической реальности, и они могут изменить конфигурацию политической власти и внутриэлитных процессов в области. О какой «новой политической реальности» идет речь, и какие изменения конфигурации власти, на ваш взгляд, возможны в Смоленской области?
— Я имею в виду подъем социальной и политической активности общества, усиление влияния на процессы принятия решений оппозиционных сил. Я полагаю, что в ближайшие годы можно ожидать серьезного усиления политического многообразия, в том числе и в органах исполнительной власти.
-»Считаю, выборы будут проходить остро, с использованием черных технологий, будут попытки нарушения закона. Мы отслеживаем ситуацию». Еще одна ваша цитата. Насколько активно в Смоленской области были применены черные технологии (равно как и иные существенные нарушения закона), как мы выглядим в этом плане по сравнению, скажем, с коллегами по ЦФО?
— Полноценно об этом можно будет судить уже после выборов, поскольку зачастую именно на день выборов приходится основной удар черных технологий. К тому же следует отличать черные и серые политтехнологии. В принципе, в последние годы отмечается устойчивая тенденция по снижению использования самых грязных — черных — технологий на выборах. В целом же, надо отметить, что, судя по поступающей информации, Смоленская область не выделяется особо в ту или другую сторону по проблеме использования черных технологий на выборах.
— Где ваша ассоциация зафиксировала самую грязную выборную кампанию, с чем это было связано?
— За годы работы ассоциация по защите избирательных прав «Гражданский контроль» сталкивалась с различными нарушениями избирательного законодательства. На одних выборах мы фиксировали больше нарушений, на других меньше. Однако с наиболее серьезными нарушениями, оказавшими серьезное влияние на результаты голосования, мы столкнулись в 2009 году в Рузском районе Московской области, а именно в поселке Тучково. Тогда выборы главы Рузского района были признаны недействительными по надуманным основаниям. Впоследствии в поселке Тучково Рузского района также фиксировались значительные нарушения, которые в результате приводили к серьезным искажениям результатов выборов.
— По словам председателя избирательной комиссии Смоленской области Алексея Степанова, за годы его работы в избиркоме в регионе не было выявлено ни одного случая фальсификации. Многие ли российские регионы могут позволить себе подобные заявления?
— Как известно, идеальных выборов вовсе без нарушений практически не бывает, однако фальсифицированными выборы считаются только в том случае, если количество и опасность не только выявленных, но и доказанных в суде нарушений способно повлиять на результат свободного волеизъявления граждан. Что же касается заявлений председателя избирательной комиссии Смоленской области Алексея Степанова, то подобную информацию необходимо проверять общественности.
— Ваша ассоциация предлагала некоторые решения, позволяющие «сделать выборы максимально прозрачными». Какие конкретно решения имелись в виду, как они были реализованы в Смоленской области, какие результаты можно отметить по итогам?
— Сделать выборы более прозрачными может только привлечение к наблюдению за ходом избирательного процесса представителей гражданского общества, с тем, чтобы не только участники выборов в лице политических партий направляли своих наблюдателей, чтобы тем же занимались и общественные организации, которые являются нейтральными по отношению к участникам выборов. Кроме того, в ходе парламентских выборов 2011 года и выборов президента в 2012 году высокую эффективность продемонстрировали