Дело было на оргкомитете по подготовке к празднованию 1150-летия Смоленска. И дело это, кажется, получается уголовным, но обо всем по порядку.
На оргкомитет приехали вице-премьер и глава федерального оргкомитета по празднованию юбилея Смоленска Дмитрий Козак, министр культуры Владимир Мединский и госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Они посетили несколько юбилейных объектов и поняли, что некоторые из них имеют все шансы превратиться в позор и долгострой. Например, набережная на берегу Днепра. Ее проект изначально был грандиозен: венчать композицию собиралась огромная скульптура с юбилейно-религиозным подтекстом. Сегодня уже мало кто об этом помнит, потому что в итоге проект был упрощен, от монументов решили отказаться. Но все это никак не помогло в строительстве. Сроки упущены, результатов работ не видать, а юбилей-то уже на носу.
Как афористично заметил один из наблюдателей всех циклов этого «строительства»: «И такая тоска и безысходность после посещения строительства набережной накатила… С июня не изменилось НИЧЕГО! Только призаборная собака выросла». К сожалению, рост призаборной собаки не показался вице-премьеру веским аргументом общего роста. Дмитрий Козак в жесткой форме раскритиковал ход строительства объекта и заявил, что, очевидно, имеет место мошенническая схема, поэтому надо разобраться с теми, кто готовил и проводил конкурс на строительство набережной. Глава региона Алексей Островский в свою очередь заявил, что сейчас следственные органы плотно занимаются этим вопросом и выявляют всех виновных.
Сроки сдачи объекта, изначально указанные на щите с информацией о проекте, стыдливо замазаны краской. (Год, правда, указан 2013-й.) Но не прошло и года, как подрядчик все-таки оценил свои силы по совести и заключил договор субподряда. Об этом также рассказали высоким гостям.
Конечно, самым сложным моментом для принимающей стороны стал тот самый момент констатации очевидного со всей высокопоставленной прямотой. Впрочем, бить в колокола по набережной губернатор Алексей Островский стал сразу после своего назначения, после погружения в детали юбилейной подготовки.
Теперь очевидно, что недобросовестный подрядчик нарушил сроки реализации и с этим надо что-то делать. Сейчас вся надежда на подключение к работе субподрядчика, имеющего хорошую репутацию. Будем надеяться, что строительные работы удастся завершить к 11 августа. Ко Дню строителя, как нам видится, это лучший подарок. Впрочем, памятуя горький вкус сладких обещаний, Алексей Островский отметил, что при всем оптимистическом настрое администрация области весьма скептично оценивает ситуацию: «Никто не знает, насколько поднимется весной уровень Днепра, и на какой период времени. Это может помешать выполнению сроков, обозначенных компанией».
Но надежда на завершение строительства умирает вместе с генподрядчиком. Который, кстати, должен нести ответственность за переоценку собственных сил и слишком запоздалое покаяние.
Наверное, набережная Днепра — это самый печальный юбилейный объект из всех, но есть и другие «двоечники». Состояние архитектурного ансамбля Соборного холма Дмитрия Козака также не порадовало. Тут уже вина была распределена по еще большей площади. «Есть претензии не только к городу, но и к министерству культуры», — заявил вице-премьер. Министр Владимир Мединский, чем-то внешне напоминавший волшебника Гарри Поттера, мог бы ответить, что волшебной палочки у него и нет, да и времени на реставрацию всего архитектурного ансамбля маловато. К тому же, грехи все тяжкие за невыделенные вовремя средства относятся к 2011 году, а тогда был совсем другой министр культуры… Справедливости ради отметим, что как раз Мединский стал работать над исправлением чужих ошибок в тесном контакте с губернатором Островским. В общем, пока смиренно кладем камень к камню.
Но есть и хорошие новости. Их две. Во-первых, нашелся все же юбилейный объект, ходом работ на котором Дмитрий Козак остался очень доволен. Им оказался ледовый дворец, который возводится под чутким руководством ректора смоленской физакадемии Георгия Греца. Дворцы, наверное, строить легко и приятно… А вторая новость кажется просто завораживающей: в Смоленскую область завезли больше сотни муфлонов (вовсе не для того, чтобы зарезать к 1150-летию, они все-таки не виноваты). Удивительное фонетическое благородство присуще слову «муфлоны». Хотя на самом деле это просто слегка видоизмененные бараны. Человек давно научился скрывать за гладкими речами истинное положение вещей.