#2 (70)
11 февраля 2013

Тени пятой Думы

Дискуссия

Максим Кузьмин, Евгений Ванифатов

Краткая история парламентаризма смоленской «губернаторской республики»

Наступивший год для Смоленщины — выборная «страда», которая завершится осенью с избранием депутатского корпуса областной Думы пятого созыва — «постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти», как указывается в Уставе Смоленской области.

Однажды мы услышали довольно забавную трактовку роли Думы в смоленской политической жизни. «Для исполнительной власти Дума — что успокоительное, — было сказано. — Ни один вопрос распределения бюджетных средств не может быть решен без ее одобрения». Подмечено абсолютно верно, верх приличия депутатской ноши — стоять насмерть на страже социальных (и не только) интересов смолян. Тем более, что депутатский корпус эти самые смоляне и выбирают. Выходит, коллективное сознательное Думы должно по возможности совпадать с их коллективным бессознательным. Никак не иначе.

Но все это, естественно, в теории. А что же на деле, спросил наш виртуальный Вопрошатель (В.) виртуального Эксперта (Э.), чьи тени бродят нынче вокруг здания регионального парламента и какие интересы могут (должны) преобладать в депутатском корпусе пятой Думы?

В. — Будем считать Думу успокоительным для исполнительной власти?

Э. — Думы бывают разные. В вашей — врачебной — терминологии она может быть как успокоительным, так и, напротив, стимулирующим средством. К примеру, при предыдущем смоленском губернаторе в Думе было не очень-то и спокойно. Да, внешние атрибуты лояльности соблюдались, но никак нельзя было сказать, что Дума покорно поддерживает все решения главы региона. И такая позиция, между прочим, логична, если посмотреть на ее полномочия. Одна из важнейших функций Думы — это утверждение регионального бюджета и последующий контроль его исполнения, и на этом финансовом фронте порой ведутся ожесточенные бои лоббистских групп.

В. — В современной смоленской истории всегда было так, или предыдущие Думы отличались от действующей?

Э. — Областная Дума первого созыва, избранная в 1994 году, была стопроцентным продуктом ельцинской эпохи (да и разве могло быть иначе?). Многие ее персоналии состоялись как политики и крупные руководители и оставили свой след в смоленской истории: достаточно назвать фамилии Шкадова, Каманина, Хозяинова, Вуймина.

Первая Дума стала трибуной острых политических дискуссий, исполнительной власти работать с ней было очень и очень непросто — без конфликтов с администрацией Глушенкова не обходилось. Выборы в нее проводились исключительно по мажоритарной системе, депутатский корпус был меньше, чем ныне — тридцать человек. Процедура сбора кандидатами подписей была, конечно, проще, нежели сегодня, многих так называемых административных барьеров не существовало.

Дума второго созыва, избранная в 1997 году и действовавшая до 2002 года, также имела непростые отношения с администрацией Прохорова и во многом походила на свою предшественницу.

Третий думский созыв — это уже путинская Россия и, соответственно, масловская Смоленщина. Здесь появилось радикальное отличие. Взаимоотношения администрации Маслова с Думой Анисимова стали совсем иными: депутаты добровольно приняли статус «подыгрывающих». Во многом благодаря личному опыту спикера Владимира Анисимова исполнительной и представительной власти региона все же удалось сохранить партнерские взаимоотношения — по всем ключевым вопросам губернатор Виктор Маслов предпочитал советоваться с Владимиром Анисимовым со товарищи, а не «продавливать» свою точку зрения в Думе. Анисимов, кстати, сам то ли в шутку, то ли всерьез говорил, мол, у нас на Смоленщине «губернаторская республика», мы работаем с главой региона в одной команде и помогаем друг другу.

Четвертая Дума тоже в целом была лояльна исполнительной власти, а с приходом на пост главы региона Алексея Островского совсем потеряла «голову». У нее не то, чтобы нет «подыгрывающего» голоса, у нее вообще нет голоса. Вот так, понимаете, сложилось с приходом Островского. Да, есть отдельные депутаты, которые могут «вякнуть». Но собственного голоса у Думы, повторюсь, нет. При том, что именно она формально наделила действующего главу региона полномочиями.

В. — Как же тогда, спрашивается, будет вести себя пятая Дума после сентябрьских выборов?

Э. — Очевидно, губернатор Островский приложит все усилия, чтобы собрать в ее составе как можно больше лояльных ему депутатов. «Лояльность» в данном случае вовсе не означает принадлежность к той или иной политической партии.

В. — Усилит ли позиции Думы право принятия решения о способе наделения полномочиями следующего смоленского губернатора: избирать всенародно или «назначать» по существующей модели?

Э. — При сохранении в России существующей политической системы (а пока ничто не свидетельствует о ее возможном демонтаже) всякая региональная эксклюзивность очень условна. Если, допустим, решение о тотальной отмене всенародных губернаторских выборов будет принято в Кремле, это, естественно, соответствующим образом аукнется на Смоленщине, и выборов смолянам не видать. Если же такое решение будет принято лишь в отношении специфических российских территорий вроде Северного Кавказа, дело другое — губернаторские выборы будут неминуемы. Чувствуете, к чему я клоню? К тому, что от собственно пятой Думы в этом плане ничегошеньки не зависит.

В. — Таким образом, можно констатировать, что нет никаких оснований говорить о ее хоть сколько-нибудь кардинальном отличии от четвертой Думы.

Э. — Нет. Конечно же, произойдет обновление персонального состава депутатского корпуса, но, боюсь, в краткой истории современного смоленского парламентаризма этой Думе будет отведено совсем немного места.

В. — Вторая и третья Думы были избраны голосами менее сорока процентов смоленских избирателей, четвертая — пятидесяти процентов (впрочем, тогда, в 2007 году, как помните, региональные выборы совпали с выборами в Госдуму, это и добавило десять процентов голосов). Что можно сказать о явке избирателей грядущей осенью, и кому на руку ее высокий процент, а кому — низкий?

Э. — Считается, что власть вроде как должна обеспечивать высокую явку, дескать, это хорошо, это правильно. Однако я предполагаю, что нынче явка будет как никогда низкой, много меньше упомянутых вам и сорока процентов. Почему? Все просто: день голосования в начале сентября — крайне неудачное время. Кто-то еще не вернулся из отпуска, иные «пропадают» на даче. Лето в принципе неудачное время для желающих высокой явки. В существующей ситуации низкая явка прежде всего на руку тем, кто «у власти»: действующим депутатам Думы при низкой явке легче переизбраться на следующий срок, а команде губернатора проще склонить электоральные симпатии на свою сторону.

В. — Можно сказать, что первые организационные решения выборного процесса уже начались. Например, пост председателя региональной избирательной комиссии покинул Владимир Медведев, и на его место некоторые источники прочат искушенного в выборных делах Анатолия Абрамкина.

Э. — Ушедший Медведев не без оснований считался человеком Антуфьева (именно по рекомендации последнего он вошел в состав облизбиркома и возглавил его), поэтому такой уход вполне вписывается в логику кадровой ротации при смене руководителя региона. Персона Анатолия Абрамкина, кстати, вспоминается в связи со случаем, когда список депутатов от «Справедливой России» судебным решением был снят с выборов в четвертую Думу. Ну это так, из области истории…

В. — Коль скоро мы заговорили про политические партии, давайте обратим взор на четырех главных конкурентов предстоящего выборного марафона: ЕР, ЛДПР, КПРФ и СР. Каково их самочувствие накануне?

Э. — С приходом Островского на Смоленщине сложилась уникальная ситуация: появились две как бы правящие партии. Традиционная, ЕР, поддержавшая Островского (да и он, в свою очередь, при случае всегда упоминает, что партия власти — партия полезная) и… ЛДПР (Островский, напомню, является одним из первых лиц этой партии). Так вот, в этих двух партиях, судя по всему, идет серьезная перестройка. Обновление смоленской ЕР на виду у многих интересующихся политикой граждан. Что касается ЛДПР, то последний скандал с исключением из партии депутата Овчарова «за предательство интересов ЛДПР, за совершение действий, порочащих репутацию члена партии ЛДПР и наносящих моральный ущерб партии, за несогласие с позицией… руководящих органов партии» — весомое подтверждение того, что в смоленских недрах этой партии идет не менее напряженный поиск ответа на вопрос «что делать?» И это очень интересно, поскольку в Смоленской области никто и никогда не занимался серьезно имиджем ЛДПР, ее роль была более чем скромна. Но теперь, в силу партийной принадлежности главы региона, на эту партию могут быть возложены архисложные задачи. Справится ли — покажет время.

КПРФ, напротив, пребывает в некоем статичном состоянии — с недавнего времени коммунисты если и не преданные союзники Островского, то вовсе не его противники, ведь, как известно, представители этой партии входят в администрацию Островского. Пусть не занимая в ней ключевые должности, но тем не менее. Жители региона голосуют за КПРФ, поэтому, конечно, в исполнительной власти должен быть их представитель, дабы доносить до главы региона мнения «левого» электората, объяснял сам Островский логику таких кадровых решений.

В. — Насколько эта партия будет традиционна в своей выборной риторике?

Э. — Протест в отношении губернатора, видимо, будет снят с флагов. Главным политическим соперником КПРФ, очевидно, является «Справедливая Россия», год за годом пытающаяся разместиться на «левом» электоральном поле социально-незащищенных слоев населения. В сложившейся ситуации, когда ругать главу региона КПРФ вроде как не под стать, эсеры могут тешить себя надеждой собрать протестный электорат на волне одной лишь антигубернаторской риторики. Насколько широким окажется такое протестное поле — вот это вопрос вопросов.

В. — Если я правильно понимаю, задача сужения такого протестного поля является для команды Островского архиважной.

Э. — Вы абсолютно правы. Если ближе к сентябрю общественные настроения будут более-менее прогубернаторскими, если избиратель останется положительно (или хотя бы нейтрально) настроен к главе региона, вряд ли он проголосует за его ярых оппонентов в лице СР. И, напротив, чем выше протестные настроения, чем сильнее удастся их «разогреть» оппонентам, тем сложнее придется ЕР и ЛДПР. Впрочем, пока трудно обвинять Островского в серьезных политических просчетах, он как раз-таки целенаправленно и довольно эффективно работает над сужением этого протестного поля…

В. — И поэтому, в публичной плоскости ему более всего подходит роль…

Э. — Роль, которую Островский и так себе уже определил, категорически предложив обществу воспринимать себя в качестве высшего должностного лица региона, готового к непосредственному общению с людьми. Если избиратель почувствует искренность такого общения, поверьте, это будет дорогого стоить.

Думаю, до официального начала избирательной кампании Островский продолжит активно продвигать ЕР и ЛДПР в медийном пространстве, после чего прямая агитация из его уст прекратится (как и положено по законодательству), однако почти наверняка будут найдены способы донести до электората, дескать, те и те — правильные ребята из «команды губернатора».

В.-То есть, список ЛДПР он вряд ли возглавит?

Э. — Очень сомневаюсь. Скорее, будет «над», артикулируя при необходимости свою принадлежность к ЛДПР и союзничество последней с ЕР.

В. — Тогда самое время определить персональные притязания каждого из этой партийной четверки: кто и на какого размера фракцию замахивается в пятой Думе?

Э. — ЕР, конечно, рассчитывает на депутатское большинство. ЛДПР вполне может ставить себе амбициозные планы второго места. Что касается КПРФ, думаю, она вполне будет удовлетворена третьей строкой в нашем рейтинге. Равно как и СР: смоленских эсеров, желающих вести политический и экономический диалог с исполнительной властью с позиции силы, последние места никак не возбуждают.

В. — У кого из четверых наименьшие шансы добиться задуманного?

Э. — Думаю, у СР, и о причинах этого мы говорили чуть ранее, когда обсуждали перспективы Островского по сужению протестного электорального поля.

В. — Перейдем к мажоритарной части пятого депутатского корпуса. Явка избирателей, по вашему мнению, будет невысокой. Однако из этого ведь можно сделать вывод, что серьезного персонального обновления корпуса не предвидится, поскольку при слабой явке действующие депутаты имеют куда больше шансов на переизбрание в своих «прикормленных» за многие годы округах.

Э. — Не стоит забывать, что многие кандидаты в депутаты, которые будут баллотироваться по одномандатным округам, пройдя в Думу, войдут в состав той или фракции. Итоговый политический расклад сил пятой Думы станет результатом сложения мандатов, полученных непосредственно той или иной партией, с мандатами депутатов-одномандатников, имеющих соответствующий партийный билет. Поэтому все межпартийные и личные договоренности в округах сыграют очень важную роль для итоговой картинки. Это своего рода симбиоз. Партиям выгодно максимально широкое представительство в Думе, а кандидатам на руку партийная поддержка, ведь она уже на первом этапе — сбора подписей — освобождает их от этой малоприятной процедуры, проходят которую, увы, не все. Вам не хуже моего известны примеры, когда избирательная комиссия отказывает кандидату в регистрации, и иди потом ищи справедливости где-нибудь в европейском суде по правам человека, пока здесь проходит избирательная кампания… Поэтому низкая явка вовсе не так уж страшна, и я ничуть не удивлюсь, если следующий депутатский корпус обновится, скажем, наполовину.

В. — Вы уже упоминали о «команде губернатора Островского». Агитируя за того или иного политика или партию, рассчитывая, что избиратель прислушается к его голосу, главе нужно как-то мотивировать свою призывную риторику. Какие достижения работы администрации Островского можно указать в качестве таких железобетонных аргументов? Да и вообще, неплохо бы понимать рейтинг доверия населения смоленскому губернатору.

Э. — Судя по активности Островского в публичной плоскости, по точности его медийных посылов избирателям, то есть, по косвенным факторам, можно предположить, что рейтинг растет. Что же до аргументов… Аргументом может являться сам глава, его личность, очень неожиданная для Смоленска по сравнению с любыми предшественниками. Политик федерального масштаба, энергичный, мощный, с наступательной (я бы даже сказал агрессивной) риторикой, позиционирующий себя народным губернатором, губернатором всех смолян, успехи Смоленщины для которого — личное дело. Для любой дальнейшей карьеры Островского его успехи на действующем поприще ой, как важны.

В. — Боюсь, личностный аспект насколько важен, настолько и субъективен.

Э. — Думаю, убедить большинство избирателей в своей дееспособности Островскому вполне по силам. Категории вроде социально-экономического положения тоже, согласитесь, весьма субъективны, и «кидаться» цифрами можно как «за», так и «против». Но что самое главное, от уровня социально-экономического положения рейтинг губернатора впрямую не зависит.

Алексей Островский,
губернатор Смоленской области:

— Несмотря на то, что партия, членом которой я являюсь, выступает за назначение губернатора, лично я считаю, что выборы должны быть всенародными. Я очень хочу, чтобы через четыре с половиной года на Смоленщине состоялись именно прямые всенародные выборы губернатора. Чтобы люди выбирали не через депутатов, а напрямую. Если выборы будут всенародными, я планирую в них участвовать.


В. — Стоит ли Островскому «бросаться на амбразуру», рисковать собственным рейтингом, тем более, как мы выяснили, чем меньше шума вокруг выборов, тем меньше явка, и тем выгоднее для него может быть результат.

Э. — Знаете, на Смоленщине совсем недавно был губернатор, который упорно не хотел рисковать собственным рейтингом. Где он теперь?.. Островский пытается преодолеть апатию в обществе. А она — апатия — есть. Что плохого в том, чтобы вернуть людям надежду? Вот, к примеру, с приходом Островского впервые за долгие годы смоленская городская власть не фрондирует с региональной, а, напротив, внимает, слушает и исполняет поручения, хотя не имеет прямой административной зависимости.

В. — Ого, и что же стоит за таким «чудом»?

Э. — Вы не поверите, за этим стоит губернатор Островский, имеющий серьезные рычаги влияния, и не только административные. Часть теневых игроков взяла паузу. Конечно, это не значит, что они внезапно и резко полюбили друг друга. Они внезапно и резко… испугались. Кто за что. Одни — за бизнес, вторые — за собственную свободу, третьи — за политические перспективы. Руководители городских властей Смоленска, думающие, что могут решать те или иные вопросы на уровне федерального центра собственными силами, видимо, поняли, что если сегодня у них не будет взаимопонимания с администрацией Островского, они не получат ничего, кроме особо пристального внимания со стороны силового блока. Для Смоленска это актуальная тема, животрепещущая, так сказать.

В. — Какое отношение подобное «затишье» имеет к повседневной практической жизни горожан? Что-то поменялось в их буднях?

Э. — Вы знаете, поменялось. В тех или иных, казалось бы, мелочах вроде уборки снега (хотя бы в центральной части Смоленска). А все почему? Потому что Островский подчеркнул, дескать, ему это важно, это его личное дело, и если соответствующие муниципальные структуры его не услышат, будут приняты меры. То же самое можно сказать про мусорную проблему, острота которой хотя бы сглажена, про бесконечные конфликты «Квадры», «Жилищника» и прочих управляющих компаний. Но хотите знать, какова самая главная причина того, почему это происходит?

В. — Конечно!

Э. — Просто дело в том, что Островский, как мне представляется, крайне внимательно изучил биографии своих смоленских предшественников, их взлеты и падения, и повторять ошибок прошлого не желает. Ну и коллективное сознательное пора менять, добавлю от себя, на правах эксперта.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/070/03