#1 (69)
28 января 2013

Тональность епископа Пантелеимона

Юрий Семченков

2012 колесо обозрения



Случайны ли все чаще возникающие в последнее время нападки на Русскую Православную Церковь? Что движет определенной частью общества, пристально вглядывающейся в ее деятельность и выискивающей малейшие изъяны, чтобы незамедлительно придать их огласке и представить на суд так называемой общественности?

Эти вопросы (и ответы на них) на первый взгляд не имеют никакого отношения к теме разговора. Но только на первый взгляд. Не интригуя: к достижениям и успехам всего нашего региона отношу отсутствие даже малейшего противостояния в обозначенной области. Люди, разумеется, по-разному относятся к церкви, религии и вере. Это их право. Но в том, что в повседневном общении людей, в смоленской прессе, в местном эфире не слышно упреков, укоров и обвинений в адрес церкви, видна несомненная заслуга епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона. Менее двух лет он служит на Смоленщине, но этого времени хватило, чтобы атмосфера вокруг отношений церкви и власти, церкви и общества стала заметно иной.

Справедливости ради стоит заметить, что и светская власть на Смоленщине поменялась и, по крайней мере, манерами, поведением, способами и методами коммуникаций пока отличается от всего того, что нам приходилось видеть до настоящего времени.

Есть ли напряженные противоречия в других регионах, не знаю. Речь идет исключительно о Смоленске. Епархиальная деятельность до недавнего времени была довольно закрыта. Но в небольшом городе все на виду. Отношение чувствуют нутром, слухи и сплетни передают из уст в уста. Отмечаются какие-то незначительные с первого взгляда эпизоды, штрихи бытовых подробностей. (Вот, например, говорят, что с приходом нового епископа ушли в прошлое регулярные совместные праздничные трапезы «местного партхозактива» и духовенства.)

Со стороны епископа Пантелеимона мы слышим очень правильную тональность в общении с людьми. Тональность личного обращения. С нами разговаривают простым, доступным языком, в то же время доносящим самые высокие истины. Кроме того, вся жизнь владыки и весь житейский и пастырский опыт позволяют относиться к его советам и поучениям иначе, чем если бы они звучали из других уст.

К Богу приходят совершенно разными и абсолютно личными в каждом конкретном случае путями. Можно прийти к Богу и потом выбрать себе служение, а можно начать служить, может быть, на первых порах неосознанно, и позднее понять, что ты на верной дороге, движешься в единственном предназначенном только тебе направлении.

Наряду с методами, так сказать, прямого воздействия, как-то пастырское слово и церковные таинства, в Смоленской области, на мой взгляд, выбрана самая действенная и убедительная стратегия: личный пример, проповедование делами. Несомненно, огромную роль в данном случае сыграл опыт, полученный епископом Пантелеимоном на поприще социального служения до назначения в Смоленскую епархию, в частности на посту председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Мы все имеем возможность видеть, как широко развернулось на Смоленщине движение милосердия буквально за считанные месяцы. Конечно, неравнодушные люди среди смолян были и есть, и многие из них по мере возможностей оказывали и оказывают помощь нуждающимся и попавшим в тяжелые жизненные ситуации. Но нужен был человек, который бы попытался объединить всех подвижников вокруг общего дела, посоветовал, утвердил в вере, что выбранный путь есть правильный.

Судить о том, как не хватало этого объединяющего путеполагающего центра, можно по растущему количеству волонтерских и добросердных акций, проводимых различными (и не только религиозными) организациями в последние год-два, по заметному усилению активности в местных сообществах социальных сетей.

В присутствии церкви в интернете, на мой взгляд, есть не только попытка соответствия неким всеми упоминаемым требованиям времени, но демонстрация готовности к рациональным решениям, современным тенденциям, декларирование способности принимать участие в самых различных (прежде некоторым образом закрытых для церкви) сторонах ежедневной жизни. И в то же время правильно будет говорить, что церковь не уходит в сеть, а входит в нее, делая свое присутствие, в частности в социальных сетях, еще одним инструментом, способствующим осуществлению основной роли церкви, которая состоит в том, чтобы помогать людям приходить к Богу.

Во времена всеобъемлющих компромиссов, двусмысленностей, словесной эквилибристики и ложной многозначительности порой не хватает конкретики, однозначной определенности видимой границы между белым и черным, между добром и злом. Мы привыкаем к конъюнктуре, к формулировкам типа «с одной стороны…, но с другой стороны…». Церковь по определению должна помочь нам понять, где Добро, а где Зло. Без вариантов. И дорогого стоит четкая однозначная позиция ее иерархов по тем или иным волнующим общество вопросам. Особенно, когда их ум и мудрость позволяют не бросаться с комментариями на каждое более-менее значительное событие, но высказывать свою точку зрения по тем проблемам, в решении которых церковь просто обязана обозначить свою позицию. По проблемам, которые связаны прежде всего с нравственностью и духовностью.

Можно послушать или почитать, что сказал епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон по поводу принятия Государственной Думой поправки, запрещающей усыновление российских детей гражданам США. Это не »манная каша по тарелке», это местами очень жестко, это абсолютно не совпадает с «официальной» точкой зрения, но даже сторонники противоположной точки зрения вынуждены признать, что позиция высказана аргументировано, доходчиво и взвешенно. «Взвешенно» не в смысле «и вашим, и нашим», а с учетом и осознанием последствий и резонансов.

«…В несчастной судьбе детей-сирот повинны не только родители, но в том числе и государство, которое не создало условий для воспитания этих детей в семье. Ответственность за судьбу этих детей несет и Церковь. За двадцать лет религиозной свободы мы так и не смогли научить наш народ ценить семью, детей, не отказываться от них, не смогли объяснить, что отказываться от детей — это грех. Мы также в этом виноваты и несем часть этой ответственности», — вот таких слов, простых и честных, мы и ждем от тех, чье мнение нам не безразлично.

Со стороны епископа Пантелеимона мы слышим очень правильную тональность в общении с людьми. Тональность личного обращения.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/069/04